Источник: Московский Среьтенский монастырь
Кадр из кинофильма В. Шукшина «Калина красная», 1973 г. |
Василия Шукшина называют самородком и человеком, который лучше других понял и смог отразить в своих книгах и фильмах русскую душу. Он принимает своих героев, даже жуликов, оступившихся, нечестных и злых людей, не осуждая, проводит их через покаяние и показывает читателю очищение душ. Мог ли создать эти образы человек, который сам в Бога не верил? Как мог Шукшин создать одну из самых мощных в нашем кино сцен воззвания человека к Господу, показав рыдающего Егора Прокудина на фоне храма…без креста?
О чувстве Бога, которое присуще любому человеку, а гению – вдвойне; о том, как сегодня на родине писателя берегут и преумножают его традиции, мы поговорили с киноведом, сценаристом, членом Союза кинематографистов России Ириной Павловой.
– Ирина Васильевна, Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году и рос в мире, где Церковь практически не присутствовала. Как тогда ему удалось сохранить русскость, которая, похоже, невозможна без православной веры?
– Это возможно. Огромное количество людей в течение всей своей жизни было полностью лишено общения с Церковью, я в том числе. Понимаете, вера и религия – это не вполне одно и то же. Конечно, хорошо, чтобы и то, и другое присутствовало в жизни. Но когда Церковь была выведена за пределы социальной жизни людей, то они стали верить в какие-то другие вещи. Чувство Бога есть у человека от природы всегда. Это чувство заставляло греков искать богов на Олимпе, язычников заставляло строить себе идолов. Есть жажда Бога, а как люди ее реализуют – это уже другой вопрос. Шукшин верил в такие вещи, как сила правды. У него были нерелигиозные убеждения и верования, но они были. Но при этом на многие вопросы он не мог найти ответов, именно потому, что жил вне Бога и вне религии. Но он искал эти ответы.
Член Союза кинематографистов России Ирина Павлова |
– То есть Шукшин просто шел и был ведомым природным чутьем? Что Вы видите в его фильмах и рассказах такого, что точно соединяет его с Богом, даже если он сам этого не понимал?
– Я вижу только один эпизод во всем его кино. Когда Прокудин не открывает матери, что это он и есть ее сын в «Калине красной». Мать рассказывает ему про своего давным-давно пропавшего сына, а он слушает и молча уходит. И эту старуху он больше не увидит никогда. Старуху, которая всю жизнь ждет своего сына и не знает, что она его дождалась. А потом он катается по земле и грызет землю…
От Бога у человека, который не верит, осталось одно – страдание от собственного несовершенства
От Бога у человека, который не верит, осталось одно – страдание от собственного несовершенства. Он многое утратил, но страдать от собственного несовершенства, от собственной гнусности он продолжает, и это его соединяет с Богом. Как любое покаяние соединяет нас с Богом.
– А как самому Шукшину жилось без Бога?
– Василий Макарович прожил всю свою жизнь в серьезном дискомфорте и разладе с самим собой. И мира с собой он так и не нашел, просто не там искал.
Василий Шукшин |
– В чем заключался этот разлад? Он ведь был очень востребован, творчески реализован?
– Как пример, приведу эпизод. Однажды он ночью позвонил Михаилу Ильичу Ромму, своему учителю, сказал, что ему тяжело, и он хочет с ним повидаться, чтобы задать один вопрос. Ромм был в этом смысле очень открытым человеком и сказал ему приезжать. Приезжает Василий к пожилому человеку, который выставил на стол графинчик водки, огурчики и спрашивает, что случилось. А Шукшин ему отвечает: «Ничего не могу поделать, Михаил Ильич. Евреев терпеть не могу, а Вас обожаю». Это один из примеров дискомфорта.
– Похоже, что интерес к творчеству Шукшина сегодня не угасает, а только разгорается. Что сегодня мы в нем видим?
– Шукшин очень тянулся к культуре, очень хотел быть интеллигентным, и при этом очень злился на интеллигентов. У него было такое же раздвоение по отношение к Тарковскому, который его раздражал своим снобизмом и своей религиозностью, которую Шукшин совершенно не понимал. И при этом ему очень хотелось быть таким, как он. Сегодня многие испытывают непонимание по отношению к Шукшину, который не был интеллигентом, но чувствовал свою Русь точнее многих.
Мандельштам написал: «Мы живем, под собою не чуя страны». А вот Шукшин чувствовал под собой страну и при этом не понимал, что это за чувство. Он искал ответы на свои вопросы везде, но только не там, где они лежат. Ему никто никогда не подсказывал, он был атеист до мозга костей. А человеку присуща жажда Бога. Он искал Бога везде. Неслучайно есть поговорка: «Живет в лесу, молится колесу». «Мне нужно на кого-нибудь молиться», – говорил Окуджава.
Шукшин искал Бога везде
На родине писателя берегут и приумножают его традиции. С 20 июля в Алтайском крае проходит ежегодный летний фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», а с 23 по 27 июля состоится и Всероссийский Шукшинский кинофестиваль. «Это событие – одно из ключевых в духовной и социальной жизни региона», – говорит заместитель министра культуры Алтайского края Алексей Бочаров. Он подробнее рассказал о мероприятиях, сохраняющих память о Василии Макаровиче и поддерживающих интерес к его творчеству:
Фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», 2014 г. Пресс-служба администрации Барнаула |
– На родине Василия Шукшина бережно хранят память о своем великом земляке. Это находит отражение в наименовании улиц и государственных учреждений, в научных трудах филологов и издательских проектах региона, в творческих мероприятиях. Крупнейшим из них являются проводимые с 1976 года «Шукшинские дни». Это комплекс из нескольких сотен событий, но крупнейшим из них является кинофестиваль, который в этом году пройдет в 26-й раз под девизом «Нравственность есть правда». Шукшинский кинофестиваль – масштабный всероссийский смотр игровых и неигровых фильмов, объединенных общей темой – поиском смыслов, ценностных ориентиров и справедливости.
– Снимается ли сегодня кино в шукшинских местах?
– В последние годы все чаще на площадках кинофестиваля представлены фильмы, снятые земляками Василия Макаровича. И фестиваль, проводимый в год 95-летия Шукшина, не исключение. Буквально в мае закончились съемки киноальманаха «Куча» из пяти короткометражных фильмов, снятых в рамках проведенной в Барнауле киношколы короткого метра Молодежного центра Союза кинематографистов России. 22 апреля, накануне открытия кинофестиваля, состоится его большая премьера на центральной киноплощадке города.
Съемки киноальманаха «Куча» |
Важно, что молодые кинематографисты Алтая следуют традиции Шукшина и темы для фильмов ищут вокруг себя, среди простых жителей края и снимают про то, что действительно волнует людей. Снимают искренне и честно, а значит – наследие Шукшина живо и сегодня.