«Был атеистом, но всю жизнь искал Бога»

К 95-летию Василия Шукшина

0
129
Время на чтение 5 минут

Источник: Московский Среьтенский монастырь

Кадр из кинофильма В. Шукшина «Калина красная», 1973 г.

Василия Шукшина называют самородком и человеком, который лучше других понял и смог отразить в своих книгах и фильмах русскую душу. Он принимает своих героев, даже жуликов, оступившихся, нечестных и злых людей, не осуждая, проводит их через покаяние и показывает читателю очищение душ. Мог ли создать эти образы человек, который сам в Бога не верил? Как мог Шукшин создать одну из самых мощных в нашем кино сцен воззвания человека к Господу, показав рыдающего Егора Прокудина на фоне храма…без креста?

О чувстве Бога, которое присуще любому человеку, а гению – вдвойне; о том, как сегодня на родине писателя берегут и преумножают его традиции, мы поговорили с киноведом, сценаристом, членом Союза кинематографистов России Ириной Павловой.

– Ирина Васильевна, Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году и рос в мире, где Церковь практически не присутствовала. Как тогда ему удалось сохранить русскость, которая, похоже, невозможна без православной веры?

– Это возможно. Огромное количество людей в течение всей своей жизни было полностью лишено общения с Церковью, я в том числе. Понимаете, вера и религия – это не вполне одно и то же. Конечно, хорошо, чтобы и то, и другое присутствовало в жизни. Но когда Церковь была выведена за пределы социальной жизни людей, то они стали верить в какие-то другие вещи. Чувство Бога есть у человека от природы всегда. Это чувство заставляло греков искать богов на Олимпе, язычников заставляло строить себе идолов. Есть жажда Бога, а как люди ее реализуют – это уже другой вопрос. Шукшин верил в такие вещи, как сила правды. У него были нерелигиозные убеждения и верования, но они были. Но при этом на многие вопросы он не мог найти ответов, именно потому, что жил вне Бога и вне религии. Но он искал эти ответы.

Член Союза кинематографистов России Ирина Павлова

– То есть Шукшин просто шел и был ведомым природным чутьем? Что Вы видите в его фильмах и рассказах такого, что точно соединяет его с Богом, даже если он сам этого не понимал?

– Я вижу только один эпизод во всем его кино. Когда Прокудин не открывает матери, что это он и есть ее сын в «Калине красной». Мать рассказывает ему про своего давным-давно пропавшего сына, а он слушает и молча уходит. И эту старуху он больше не увидит никогда. Старуху, которая всю жизнь ждет своего сына и не знает, что она его дождалась. А потом он катается по земле и грызет землю…

От Бога у человека, который не верит, осталось одно – страдание от собственного несовершенства

От Бога у человека, который не верит, осталось одно – страдание от собственного несовершенства. Он многое утратил, но страдать от собственного несовершенства, от собственной гнусности он продолжает, и это его соединяет с Богом. Как любое покаяние соединяет нас с Богом.

– А как самому Шукшину жилось без Бога?

– Василий Макарович прожил всю свою жизнь в серьезном дискомфорте и разладе с самим собой. И мира с собой он так и не нашел, просто не там искал.

Василий Шукшин

– В чем заключался этот разлад? Он ведь был очень востребован, творчески реализован?

– Как пример, приведу эпизод. Однажды он ночью позвонил Михаилу Ильичу Ромму, своему учителю, сказал, что ему тяжело, и он хочет с ним повидаться, чтобы задать один вопрос. Ромм был в этом смысле очень открытым человеком и сказал ему приезжать. Приезжает Василий к пожилому человеку, который выставил на стол графинчик водки, огурчики и спрашивает, что случилось. А Шукшин ему отвечает: «Ничего не могу поделать, Михаил Ильич. Евреев терпеть не могу, а Вас обожаю». Это один из примеров дискомфорта.

– Похоже, что интерес к творчеству Шукшина сегодня не угасает, а только разгорается. Что сегодня мы в нем видим?

– Шукшин очень тянулся к культуре, очень хотел быть интеллигентным, и при этом очень злился на интеллигентов. У него было такое же раздвоение по отношение к Тарковскому, который его раздражал своим снобизмом и своей религиозностью, которую Шукшин совершенно не понимал. И при этом ему очень хотелось быть таким, как он. Сегодня многие испытывают непонимание по отношению к Шукшину, который не был интеллигентом, но чувствовал свою Русь точнее многих.

Мандельштам написал: «Мы живем, под собою не чуя страны». А вот Шукшин чувствовал под собой страну и при этом не понимал, что это за чувство. Он искал ответы на свои вопросы везде, но только не там, где они лежат. Ему никто никогда не подсказывал, он был атеист до мозга костей. А человеку присуща жажда Бога. Он искал Бога везде. Неслучайно есть поговорка: «Живет в лесу, молится колесу». «Мне нужно на кого-нибудь молиться», – говорил Окуджава.

Шукшин искал Бога везде

На родине писателя берегут и приумножают его традиции. С 20 июля в Алтайском крае проходит ежегодный летний фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», а с 23 по 27 июля состоится и Всероссийский Шукшинский кинофестиваль. «Это событие – одно из ключевых в духовной и социальной жизни региона», – говорит заместитель министра культуры Алтайского края Алексей Бочаров. Он подробнее рассказал о мероприятиях, сохраняющих память о Василии Макаровиче и поддерживающих интерес к его творчеству:

Фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», 2014 г. Пресс-служба администрации Барнаула

– На родине Василия Шукшина бережно хранят память о своем великом земляке. Это находит отражение в наименовании улиц и государственных учреждений, в научных трудах филологов и издательских проектах региона, в творческих мероприятиях. Крупнейшим из них являются проводимые с 1976 года «Шукшинские дни». Это комплекс из нескольких сотен событий, но крупнейшим из них является кинофестиваль, который в этом году пройдет в 26-й раз под девизом «Нравственность есть правда». Шукшинский кинофестиваль – масштабный всероссийский смотр игровых и неигровых фильмов, объединенных общей темой – поиском смыслов, ценностных ориентиров и справедливости.

– Снимается ли сегодня кино в шукшинских местах?

– В последние годы все чаще на площадках кинофестиваля представлены фильмы, снятые земляками Василия Макаровича. И фестиваль, проводимый в год 95-летия Шукшина, не исключение. Буквально в мае закончились съемки киноальманаха «Куча» из пяти короткометражных фильмов, снятых в рамках проведенной в Барнауле киношколы короткого метра Молодежного центра Союза кинематографистов России. 22 апреля, накануне открытия кинофестиваля, состоится его большая премьера на центральной киноплощадке города.

Съемки киноальманаха «Куча»

Важно, что молодые кинематографисты Алтая следуют традиции Шукшина и темы для фильмов ищут вокруг себя, среди простых жителей края и снимают про то, что действительно волнует людей. Снимают искренне и честно, а значит – наследие Шукшина живо и сегодня.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Алина Темнова
Все статьи Алина Темнова
Последние комментарии
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:23
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:17
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.09.2024 16:13
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 15:37
Англо-саксонский лагерь
Новый комментарий от Ленчик
16.09.2024 12:35
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.09.2024 11:33