ИэМ. (Смоктуновский). 100 лет

0
9
Время на чтение 7 минут

Источник: блог автора

 

 

28 марта родилось много великих людей и еще больше умерло.

Такой вот день выдался.

Но для меня этот день навсегда останется днем рождения ИэМа – Иннокентия Михайловича.

Задолго до моего появления на «Ленфильме» его уже многие там за глаза называли заглавными буквами имени, и потом точно так же – заглавными буквами – стали называть Юрия Владимировича Никулина: ЮВ.

До сих пор не могу понять, как Смоктуновский, совершенно гениальный актер, мог «не глянуться» кому-то из режиссеров, когда обивал пороги московских театров? Где были их глаза?

Он, нечаянно попав на съемочную площадку к Ромму, внезапно получил роль в фильме «Солдаты» – тоже совершенно случайно.

А уж там его лейтенанта Фарбера – разумеется, случайно – увидел всесильный Товстоногов, репетировавший в ту пору «Идиота», и имевший вполне приличного исполнителя главной роли – красивого и популярного Игоря Озерова.

Увидел, завопил «вот же он, Мышкин!» – и с появлением Смоктуновского мгновенно утратил всякий интерес к Озерову...

Великие карьеры чуть ли не всегда начинаются с «его величества случая», или, как говорил сам ИэМ (и я так же думаю) «с перста Божия, внезапно указавшего на тебя».

Он не любил своего «Гамлета», считая, что Козинцев снял «не то и не про то».

Я с ним не согласна: чем больше я смотрю фильм Козинцева, тем более совершенным он мне кажется. Мне нравятся там и Названов, и Эренберг, и Радзиня, и Вертинская, и Толубеев.

Мне нравится музыка Шостаковича и эпичное изображение Йонаса Грицюса.

Я знаю, что многим это кино – как и самому Смоктуновскому – не нравится. Это их право. Меня вполне устраивает мой главный единомышленник – Лоренс Оливье, считавший фильм и работу в нём Смоктуновского гениальными.

Смоктуновскому нравился фильм «Берегись автомобиля». Не нравился только один персонаж и его исполнитель: Папанов. Я и в этом с ним не согласна.

Я считаю совершенным шедевром его роль мелкого мерзавца в короткометражке «Ночной гость», которую мало кто видел, и такими же совершенными актерскими шедеврами считаю его отвратного Порфирия Петровича в кулиджановском «Преступлении и наказании» и Цейдлера в «Звезде пленительного счастья». ИэМ всегда умел себя противопоставить общему строю и стилю фильма, и на этом противопоставлении только выиграть.

Он был совершенно необычного дара актёр, с совершенно необычной манерой интонирования, и с добавлением к любой роли совершенно необычных смыслов…

Я видела его фантастического царя Фёдора Иоанновича и то, как он существовал в этом спектакле – поперёк всей стилистики старой гвардии Малого театра – придавало роли совершенно космическое звучание.

Но точно так же поперёк всей стилистики он существовал и в роли Иванова в спектакле ефремовского МХАТа. Я даже не знаю, специально он так делал, или у него получалось так само – но получалось именно так.

...Я мало с ним была знакома.

Слышала от многих о какой-то его запредельной вежливости и воспитанности, но вот мне он «показался» другой стороной...

У него была неприятная манера делать вид, что он тебя не знает (даже если знал), а потом как бы вспоминать...

Он вообще был с большими странностями.

Имел право: гений.

И он был единственным на моей памяти актером, который вообще не играл: он либо жил на сцене и в кадре какой-то совершенно особой жизнью, буквально всё, происходящее с героем, пропуская сквозь себя, испытывая самую настоящую физическую боль и подлинные душевные муки, потрясая воображение смотрящего, становясь своего рода проводником между тобой, ничтожным, и Высшими силами – либо просто «отбывал номер», и середины тут не было.

Рассказывали, что после каждого спектакля «Идиот» он несколько дней просто приходил в себя...

Это именно про него было сказано

«...взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»…

Я с этим его удивительным свойством столкнулась вживую.

Я училась в аспирантуре в Москве и регулярно из Ленинграда наезжала в столицу, оповещая, естественно, всех друзей: «я еду, готовьтесь!». И все готовились – кто как мог.

Любимый Александр Петрович Свободин «подбирал» спектакль, на который надо меня обязательно сводить.

Однажды приехала, только собралась вечерком всласть тусануться, звонит АП: «Ира, мы сегодня идем в театр. Вы это непременно должны увидеть!».

Ну, если совсем честно, тусоваться-то мне в тот момент хотелось куда больше, чем искусства, но против АП не попрешь. «Да, Александр Петрович, конечно, спасибо, какое счастье!».

Идем во МХАТ на «Господ Головлевых» со Смоктуновским в главной роли.

АП весь в нетерпении от того, как я буду рыдать от восторга – он относился к той категории людей, которым обязательно надо поделиться счастьем. В одиночку «жрать из тумбочки» этим людям неинтересно. И потому.

Сидим. Смотрим.

Я ёрзаю и подыхаю со скуки.

Он сначала укоризненно смотрит на меня, потом, какое-то время спустя – в недоумении на сцену.

Понимаю (не без злорадства): что-то не так, как он ждал.

Смоктуновский пуст, бессмыслен, вообще никакой – просто ужасный.

Спектакль – еще хуже, чем Смоктуновский.

Да еще и предлинный, просто бесконечный!

Мучаясь, досидели до конца. На Свободине лица нет, но я – молодая свинюха – беспощадна: «Да, Александр Петрович, конечно! Зачем мне с друзьями-то водку пьянствовать, лучше уж во МХАТе поспать!».

АП обиженно сопит.

Проходит пара месяцев. Я везу в Москву очередную главу нескончаемой диссертации, на горизонте опять нарисовался АП.

– Ира, мы с вами просто обязаны посмотреть «Головлевых» еще раз!

– Не, АП, не вопрос! Никаких друзей, никакой водки, только искусство. Жаль, я подушку из Ленинграда не захватила!

– Ира, прекратите хамить! Словом, идём во МХАТ.

Я смотрю на АП с недобрым ехидством и разговариваю как бы сама с собой: – А вот интересно, если сразу в первом антракте уйти, все уже пьяные будут, или еще ничего?

АП сопит молча.

Сели. Свет погас. И что-то случилось. Гениально всё: и паузы, и звуки, и казавшиеся дурацкими мизансцены, и комок уже даже не в горле, а ворочается где-то посредине груди и от каждого поворота этого комка – больно... Больно почти физически...

Смоктуновский – за гранью человеческих возможностей, что-то невероятное.

Спектакль пролетает на одном дыхании, и хочется, чтоб он не заканчивался никогда.

Я вся в соплях. Свободин счастлив и злораден. Ведет меня в гримерку к Смоктуновскому.

Тот усталый, какой-то весь расслабленный, сидит и разговаривает голосом тяжелобольного, с одышкой и странными паузами. Пока АП рассказывает ему, как я в прошлый раз нехорошо себя вела, и как я теперь пристыжена, ИэМ некоторое время всматривается во что-то позади меня, словно я стеклянная, словно и нет тут меня, но потом меняет гнев на милость и «узнаёт» меня:

– Ира, в чем-то вы правы: прошлый спектакль был... ммм... не совсем удачный...

Понимаю, что от меня ждут всхлипов раскаяния, и всхлипываю.

ИэМ, уже забыв про меня, Свободину, чуточку капризно и несколько даже надменно, с какой-то женской интонацией (нет, не просто женской – с интонацией признанной красавицы, у которой недавно был прыщик на лбу, а теперь прошел):

– А вообще, сам иногда не знаю, прорвет-не прорвет. Когда прорывает – даже дети (недовольное движение плечом в мою сторону) это чувствуют...

Мы уходим.

АП мною опять недоволен: я должна была хрюкать от восторга не в зале, а в гримёрке.

В следующий раз при встрече на «Ленфильме» ИэМ снова меня «не узнал».

 

Из ленфильмовских легенд.

Г.М. Козинцев репетирует со Смоктуновским, Толубеевым и Радзиней сцену убийства Полония в спальне у королевы.

Григорий Михайлович, знатный шекспировед, долго и подробно рассказывает о том, что чувствуют Полоний, Гертруда и, разумеется, Гамлет в каждую секунду события. Воспитанная спокойная Эльза Радзиня вежливо слушает, Юрию Владимировичу Толубееву вообще наплевать, он весь в себе и всё сам знает лучше всех. ИэМ нервничает и порывается что-то спросить.

Наконец, Козинцев на секунду замолкает, и Смоктуновский вставляет-таки своё слово:

– Григорий Михайлович, это всё понятно. Просто скажите, что я в это время делаю?

– Ну, как что, я же столько времени вам рассказывал...

– А если в двух словах?

– Ну, в двух словах – вы разбиваете ей сердце.

– Не понял... А что я в это время ДЕЛАЮ?

Козинцев уже тоже раздражается:

– ВЫ – РАЗБИВАЕТЕ – ЕЙ – СЕРДЦЕ!

– Отлично! Дайте мне молоток, и я разобью ей сердце, будьте покойны!!!

 

Из разговора с интервьюером (со мной).

– Иннокентий Михайлович, вот вы говорили, что Пол Скофилд – первый актёр современности в Англии. А кто, по-вашему, первый актёр современности в России?

ИэМ, грозно:

– Как – кто? Я, разумеется! А у вас что, были на этот счет другие версии?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Последние комментарии
Почему Европа нас не любит?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.03.2025 14:38
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от влдмр
28.03.2025 13:46
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Алекс
28.03.2025 13:44
«Русская армия придёт и Киев освободит»
Новый комментарий от влдмр
28.03.2025 13:39
«Святотатство, которого не было никогда»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2025 13:08