Аристов. Трудно первые сто лет

0
30
Время на чтение 5 минут


Источник: блог автора


9 июня был ДР режиссера Виктора Аристова. 81 год.

И уже 30 лет как его нет.

Он умер в 50, и мне он всегда казался «старым».

Лишь теперь я понимаю, что он умер, в сущности, вполне молодым человеком...

Он и сейчас не был бы совсем-то уж глубоким стариком: ему было бы всего 81...

Моложе многих, кого мы сегодня стариками вовсе не считаем.

А старым казался, потому что мы все относились к нему, как к аксакалу. С ним даже спорить было трудно: он говорил, как гвозди забивал – одним ударом по самую шляпку.
Вспомнила я про главную картину Аристова. Про «Порох».
Решила рассказать – просто для того, чтоб сегодняшние «страдальцы по цензуре» знали – как убивали (но не смогли добить!) великие фильмы.

Я уже много раз тут вспоминала про уничтоженный эпизод фильма «Порох» – матросы в воронке...

О том, что много лет мы – Витя, Павлов (который был редактором на этой картине вместе со Светой Пономаренко) и я – по нему убивались.

Монтажную складку фильма Виктора Аристова «Порох» (1985), перед разрезкой на кольца для озвучания, затребовали в отдел культуры Ленинградского Обкома КПСС (фильм снимался к юбилею Победы и был на особом контроле).

Посмотрели, и дали 40 (!) поправок.

Режиссер Аристов и редакторы Павлов и Пономаренко побились сколько-то времени головой об стенку, потом выторговали (выплакали, выцыганили) минус 10, а еще 10 просто «замотали».

Но 20 поправок было твёрдо взято на карандаш, и их выполнение проверяли звонками из обкома.

В частности, несколько эпизодов фильма было приказано не просто вырезать, но и уничтожить как их позитив, так и негативы смыть – чтобы нельзя было впоследствии восстановить.

И среди всего, чего было жаль до слёз, был совершенно шедевральный, ни на что не похожий эпизод, 3,5 минут экранного времени, по которому мы все убивались каждый раз, как о нем вспоминали.

Не просто горевали, а прям криком кричали, а я даже плакала, когда они с Юркой сказали, что эпизод приказано смыть.
Расскажу, хотя бы, что это был за эпизод.

После авиаудара, попавшего прямо в штабель ящиков с порохом, был ужасающий взрыв, образовалась гигантская желтая песчаная воронка с осыпающимися краями, и в нее попАдали вперемешку убитые, раненые, разорванные на куски матросы. И воронка эта была снята с высокого крана, а на дне вперемешку – куски тел, трупы, и еще живые, извивающиеся, и на сверхобщем плане похожие на извивающихся белых червячков (матросы все были в парусиновых робах и были совсем молоденькие – призывники лет 18-19).

И оттуда, со дна этой воронки, пока камера взмывала всё выше и выше, неслись мальчишеский детский плач и крики «мама!».

Я, мать маленького мальчика, когда смотрела этот эпизод в черновой складке – выла как собака.

И точно так же выла, когда мне сказали, что этот эпизод (они его снимали 11 часов) приказали смыть...

Витя с Юркой потом неделю ходили чёрные и пили по-черному...

А я до сих пор этот эпизод просто вижу – так и стоит перед глазами...

Аристову на тот момент был 41 год.

Это был его первый игровой полнометражный фильм (короткометражки и телевизионки не в счет).

И это была только одна поправка из 20 выполненных.

А фильм всё равно остался шедевром.

Просто потому, что тогда для настоящего режиссера – а Аристов был настоящий – не было ни одного «проходного» эпизода. Он каждый – в буквальном смысле каждый – наполнял и нагружал смыслами.

И каждый новый фильм снимал как последний, на разрыв аорты.

Поэтому и запас прочности у такого фильма всегда был просто невероятный.

Да и сам фильм оказался так похож на Витю: некрасивый, серьезный, честный, глубокий.

И очень нежный.

Это был великий художник, долго остававшийся в тени другого, и потому не успевший добиться настоящего большого признания.
Да-да, не успевший, несмотря на все премии и призы его фильмам, которых было до обидного мало (не призов – фильмов).
Его ведь, с его гениальным «Порохом», по сей день числят «последователем (а то и подражателем) Германа», хотя в том самом «Порохе» Германом и не пахнет, сейчас это совершенно очевидно.

Но, что поделать – в ту пору чуть ли не всё подлинное тут же приписывали влиянию Германа. Особенно, на «Ленфильме».
А ведь, по-настоящему говоря, еще бабушка надвое сказала, кто из них на кого оказал большее влияние. Но это – разговор отдельный.

А сегодня я хочу сказать лишь о том, что судьба иногда – штука страшно несправедливая. К Аристову она была немилосердна просто ужасно.

Сегодня, например, почти всеми забыта его картина «Трудно первые сто лет», которую посмотреть надо бы непременно.
Картина про тех, о ком сегодня с таким презрением говорят нувориши и содержанки, кого называют то анчоусами, то ватниками. Картина, исполненная любви и уважения к «людям из простых». К их душевному миру, который неожиданно оказывается непрост и богат, к их чувствам, которые оказываются глубоки и пронзительны.

Именно в этом фильме легко обнаруживается, кто на самом деле был «кровным родственником» кинематографа Аристова: конечно же, Кира Муратова, с ее «Короткими встречами», с ее фильмом «Познавая белый свет».

Недаром Аристов был одним из ее любимых «актеров-неактеров».

Да и Балабанов ему – по этому фильму, по его образной системе и мироощущению – был «кровный родственник».

Фильм Виктора Аристова «Трудно первые сто лет» в свое время попал в информационный вакуум по объективно-субъективным причинам: В 1988 году стране было не до такой ерунды, как душевные проблемы людей из «низкого сословия».
Страна жила и дышала политикой, и ничего другого не хотела, да и лента была, что называется, «неформатная».
Я тогда написала про фильм большую статью в «Искусство кино» – как-то хоть немного пыталась привлечь к ней внимание.
Тщетно: двухсерийный непростой фильм без узнаваемых лиц кинозвёзд, по большому счету, так и не был никем увиден кроме горстки профессионалов.

Тому, кто сегодня эту ленту посмотрит, станет ясно, что практически весь сегодняшний кинематограф (да и многие нынешние социальные проблемы) предсказаны этой удивительной картиной, сделанной так, что сегодня можно только рот разинуть, да так и не закрыть до самого конца.

А весь визуальный стиль сегодняшнего кино был, практически, «открыт» именно Аристовым, и именно в этом фильме.

Которого сегодня почти никто не помнит.

А зря.

Но я почему-то верю, что к его фильмам обязательно вернутся.

Однажды, внезапно, под толщей всей пошлости, наваянной за последние 30 лет – 30 лет без Вити – кто-то умный вдруг совершит «открытие», и закричит: «Смотрите, что я нашёл! Это же гениально!».

И все тоже закричат: «Гениально, гениально!».

Но Аристов этого уже не услышит.

P.S. Коллега в комментах написала: «Очень трудно было с ним работать. Труднее разве что с Огородниковым. Выматывало морально до полного опустошения и отвращения к жизни и процессу киносъемки. Вот такие у меня воспоминания о Викторе Федоровиче, у которого дома даже цветы на окнах не росли, погибали, и вовсе не потому что за ними не ухаживали»...
Наверное, и так бывало – хотя все, кто с ним работал, моментально становились его преданными поклонниками.
С ним и дружить было непросто.

Витя был максималист, фанат совершенства, готовый ради совершенства на любые жертвы.

Но самое странное, что в памяти осталось не это.

Вернее, не только это.

А именно – нежность.

Его нежность и к нему – нежность.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Последние комментарии
Русский вопрос не по-русски
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.06.2024 11:41
Главный догмат любой войны
Новый комментарий от Калужанин
10.06.2024 11:12
Русские патриоты и коммунизм: неразрешенная, но разрешимая дилемма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.06.2024 11:01
Следствие закончено. Но история всё равно «мутная»
Новый комментарий от Калужанин
10.06.2024 10:58
Дугин как «анти»-консерватор
Новый комментарий от Сергей Швецов
10.06.2024 10:04
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Андрей Х.
10.06.2024 04:40
«Путин хорошо чувствует, что волнует людей»
Новый комментарий от Александр Уфаев
10.06.2024 04:04