Исследователь истории православной Вятки Алексей Леонидович Мусихин, внесший значительный вклад в изучение истории и культуры, традиций и святынь Православной Вятки, автор книжного тома «Вятка: символы и смыслы», по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в год 650-летия города Кирова, 19 июня 2024 года, награжден Архиерейской грамотой.
Алексей Леонидович Мусихин родился в городе Кирове в 1962-м году. В настоящее время проживает в Нижнем Новгороде, является заместителем начальника Вычислительного центра МП «Нижегородской метро» и при этом постоянно поддерживает связь с родной Вятской землей. Является лауреатом многих премий, в том числе имени Евгения Петряева (1998) и Александра Спицына (2012), вручаемых исследователям вятской истории.
Предлагаем вниманию читателей интервью с исследователем Православия в регионе Алексеем Леонидовичем Мусихиным.
Краевед Алексей Мусихин
– Каким основным темам посвящены ваши труды на ниве исследования истории и культуры православной Вятки?
– В первую очередь теме выявления исторической основы в церковных нарративных источниках, таких как Жития святых, Сказания о чудотворных иконах, Сказания о построении церквей и т.п. Также одна из основных тем – изучение церковных синодиков как исторических и генеалогических источников.
– Как произошло, что вы, человек, родившийся и выросший с советскую эпоху, проявили интерес к изучению истории православных храмов?
– Первоначально я занимался изучением родословной своей семьи Мусихиных. Это невозможно в полной мере сделать без изучения таких документов, как метрические книги и исповедные росписи, которые велись в приходских церквях. Позднее появился интерес к изучению истории церкви, в которой были крещены, венчались и отпевались многие поколения моих предков. Это как раз оказалась Троицкая церковь села Волчье. А уже после я занялся изучением вятской истории в целом, в том числе и историей вятской Церкви.
– Занимаясь исследованиями, вы укрепились в вере или к тому моменту уже являлись православным христианином?
– Мы крестились всей семьей, вместе с детьми, в Троицкой церкви села Макарье, когда я уже начал заниматься своей родословной.
– Можете рассказать об открытиях, которые вас лично особенным образом удивили в процессе исследования?
– Трудно сразу ответить. Процесс познания всегда удивителен сам по себе, всегда открываешь что-то новое. Удивительно то, что когда начинаешь заниматься какой-то темой, информация по ней, документы, книги, какие-то подсказки как бы сами начинают идти тебе в руки. Со мной это случалось неоднократно.
– Каким образом ваши исследовательские находки переросли в проект – книгу «Вятка: символы и смыслы»?
– Постепенно происходило накопление материала, публиковались статьи на разные темы. Но когда я стал серьезно заниматься исследованием вятского летописания, первоначально было желание написать отдельную книгу именно об этом. Однако в какой-то момент появилась идея – а почему бы не объединить многое из написанного в одной книге. И этой объединяющей силой стала сама Вятка, Вятская земля. В культурологии есть категория «локальный текст», где текст понимается в широком семиотическом значении, как замкнутая система со своими границами. В этом смысле любой регион можно представить в виде многомерного локального текста, порождающего разнообразные символические смыслы. Отсюда родилось название книги – «Вятка: символы и смыслы».
Я выделил ряд глобальных вятских символов, смысл которых отчасти раскрывают некоторые из статей этой книги: Имя, Пространство, Время, Человек, Семья, Традиция, Источник, Летописание. Вообще, если считать от самых ранних статей, вошедших в книгу, получается, что работа над ней велась более двадцати лет.
– В чем, на ваш взгляд, самобытность, уникальность современной Вятки?
– В первую очередь уникальность Вятки состоит в ее людях, особенно в тех, которые стараются сохранять, поддерживать и передавать местные традиции. И, конечно, в вятском характере, который не спутать ни с каким другим.
– Можно ли Великорецкий крестный ход отнести к таким событиям, характеризующим идентичность Вятского края на карте современной России?
– Безусловно. Это одна из древнейших вятских традиций, поддерживаемая на протяжении нескольких веков. С течением времени она видоизменяется, приспосабливается к современным реалиям. Но она сохраняется, и это главное.
– Можно ли обозначить ключевые исторические события и назвать исторических деятелей, которые способствовали формированию самобытности нашего города, оставили знаковый след в истории и культуре Вятки? К примеру, 5 событий и 5 исторических деятелей, пусть даже это будет в некоторой степени субъективным видением, мнением.
– Такой вопрос требует объемного и содержательного ответа. Трудно выделить какие-то отдельные события и людей, их было слишком много за столетия существования города. Постараюсь ответить кратко.
Как и для каждого города, это в первую очередь событие его основания, о дате которого спорят и будут продолжать спорить еще многие поколения историков и краеведов. Безусловно, знаковым для города стало событие окончательного вхождения Вятской земли в Московское государство в 1489-м году. Создание архиерейской кафедры на Вятке в 1657-м году с центром в Хлынове. Приезд в Вятку Императора Александра I в 1824-м году. Открытие Вятской публичной библиотеки в 1837-м году.
Благочинный Первого Вятского церковного округа Вятской епархии протоиерей Димитрий Антонов вручил Алексею Леонидовичу Мусихину Архиерейскую грамоту
Из исторических деятелей назову архитектора Александра Лаврентьевича Витберга, писателя Александра Ивановича Герцена, общественного деятеля Петра Владимировича Алабина, купца Якова Алексеевича Прозорова, статистика Николая Александровича Спасского.
Позвольте, я не стану расшифровывать причины, по которым указал на данные события и исторических деятелей. В эпоху Интернета каждый из читателей может самостоятельно ознакомиться с ними.
– А если говорить именно о православной Вятке, то кого назовете в первую очередь – преподобный Трифон Вятский Чудотворец?
– Конечно, преподобный Трифон. Но не только. Поскольку я в основном занимаюсь вятской историей Средневековья – раннего Нового времени, для меня очень значимой, знаковой фигурой является второй вятский архиерей – архиепископ Иона. Он много потрудился над созданием нового облика города, инициировал строительство большого числа каменных храмов. Он же активно поддерживал и развивал различные церковные традиции на Вятской земле, существовавшие еще до него.
– В центре ваших исследований – жизнь и труды преподобного Трифона и святого блаженного Прокопия. Что нового, прежде неизвестного, об этих святых вам приоткрылось в процессе работы?
Ключарь Свято-Успенского собора протоиерей Александр Балыбердин проводит экскурсию по святыням Трифонова монастыря для семьи Алексея Леонидовича Мусихина;
– По вятским синодикам мне удалось проследить и подтвердить духовную связь преподобного Трифона с семьей уральских предпринимателей Строгановых. Благодаря этой связи даже их потомки вплоть до конца XVIII века делали богатые вклады в Вятский Успенский Трифонов и Слободской Богоявленский монастыри и записывали поминания своих предков в их синодики. По вятским оброчным книгам я смог подтвердить время ухода преподобного Трифона из Успенского монастыря в Слободской – не ранее начала 1608 года. Также я показал, что проводившийся в монастыре в 1601-м году дозор не являлся экстраординарной мерой, связанной с близкими отношениями Трифона с боярами Романовыми и их родственниками, противниками Бориса Годунова, а состоялся в рамках генеральной ревизии хозяйственной деятельности российских монастырей.
Что касается блаженного Прокопия, то я относительно недавно начал заниматься его Житием и чудесами, но уже могу сказать, что они в высокой степени историчны
Что касается блаженного Прокопия, то я относительно недавно начал заниматься его Житием и чудесами, но уже могу сказать, что они в высокой степени историчны, в них описано множество реалий топографии Хлынова и Слободского первой половины XVII века, многие упоминаемые персонажи реально существовали. И здесь удалось сделать небольшое открытие, о котором я рассказываю вам первой, оно еще нигде не опубликовано. В Житии Прокопия описано чудо о посаженном в хлыновскую тюрьму боярине Михаиле Татищеве. Хотя такой боярин существовал реально и недолго был в опале у Лжедмитрия I (самозванца Григория Отрепьева), считается, что в Хлынов его сослать не успели. Поэтому данный эпизод автор Жития якобы зачем-то выдумал. По синодику Вятского Кафедрального Троицкого собора и некоторым другим данным мне удалось доказать, что Михаил Татищев действительно непродолжительное время (несколько месяцев в 1606-м году) провел в хлыновской тюрьме. То есть блаженный Прокопий на самом деле с ним общался и предрек скорое его освобождение. Единственной ошибкой автора Жития стало то, что он вместо Лжедмитрия указал Царя Михаила Федоровича Романова.
– Имена и судьбы каких святых подвижников, неизвестные широкому кругу православной общественности, приоткрылись вам в процессе исследования? Где о них можно почитать?
– В недавнее время меня заинтересовал вопрос о записях в вятских синодиках поминаний юродивых. В совокупности по всем синодикам, где имеются такие записи, мне удалось выяснить, что на Вятской земле в конце ⅩⅤⅡ – начале ⅩⅤⅡⅠ веков почитались около 40 юродивых. К большому сожалению, кроме блаженного Прокопия Вятского, никого из этих юродивых более конкретно определить пока невозможно, не указаны их фамилии, не известны их жития. Необходимы какие-то дополнительные источники, чтобы это выяснить. Статью об этом я опубликовал в одном из сборников ежегодной вятской конференции «Обретение святых».
– К каким источникам в процессе исследования обращаетесь? Что позволяет приоткрыть «дела давно минувших дней»?
– Я уже назвал некоторые источники – летописи, синодики, оброчные книги, Жития святых, Сказания о чудотворных иконах и их чудеса, Сказания о построении церквей. Кроме того, это самые разнообразные актовые или документальные источники: договоры, купчие, хозяйственные документы, различные описи, писцовые и переписные книги и многое другое.
Источники – летописи, синодики, оброчные книги, Жития святых, Сказания о чудотворных иконах и их чудеса, Сказания о построении церквей
Отдельно здесь хотелось бы рассказать об одном интереснейшем источнике, который мне довелось изучать. Это архиерейский Чиновник, церковная служебная книга, в которой записан порядок проведения в церквях Хлынова праздничных церковных служб с участием архиерея. Составлялся и пополнялся этот Чиновник при трех первых архиереях, Александре, Ионе, Дионисии. Он очень важен – как для изучения церковной вятской истории, так и для изучения топографии города Хлынова, вятского летописания (в нем содержится несколько летописных записей, нигде более не встречающихся) и в целом вятской истории. В настоящее время архиерейский Чиновник находится в научной библиотеке Вятского Государственного Университета и очень нуждается в полном научном издании с комментариями. Надеюсь, это будет сделано, при заинтересованном участии руководства Вятской епархии.
– Чем может быть актуально прочтение «Повести о стране Вятской» современному читателю? О чем важном хотел в ней сказать своим современникам и, может быть, потомкам ее автор – дьячок Семен Попов?
– Как мы видим по спорам, которые до настоящего времени ведутся вокруг «Повести о стране Вятской», она актуальна и сейчас. Актуальность ее для современного и будущего читателя состоит в том, что это литературно-исторический памятник начала ⅩⅤⅡⅠ века, в первую очередь историографический, а не исторический источник. И относиться к нему необходимо именно с этой позиции. По сути, ее автор, которым, по всей вероятности, является Семен Федорович Поповых, стал первым вятским историком, написавшим «Повесть о стране Вятской» в соответствии со своими умениями и доступными для него источниками. Необходимо только извлечь и верно интерпретировать информацию этих источников, что я, кстати, и попытался сделать в своей книге. Очень рекомендую так называемым скептикам прочитать из нее хотя бы параграфы, посвященные «Повести о стране Вятской» и ее автору, чтобы увидеть, какие источники он использовал и интерпретировал, и мое отношение к «Повести». Этим произведением автор «Повести о стране Вятской» хотел подчеркнуть богоизбранность Вятской земли в целом и тех мест, где происходили события, описанные в «Повести», показать и подчеркнуть древность местных религиозных традиций.
Кстати, что касается Семена Поповых, я совсем недавно написал о нем большую работу (опубликована также в сборнике конференции «Обретение святых»), в которой показал, что дьячком Хлыновского Богоявленского собора он был только последнюю часть своей жизни, а до этого занимал достаточно высокие должности в вятской администрации.
Семья Мусихиных. Экскурсия в Трифоновом монастыре.
– Какие исторические места города Кирова посещаете при визитах на родину и что рекомендуете посетить каждому гостю, проявляющему интерес к истории и культуре региона?
– В первую очередь это, конечно, исторический центр города, Александровский сад, набережная Грина, Успенский Трифонов монастырь. Эти места я стараюсь посетить всегда, и гостям города советую посещать их обязательно. Я всегда удивляюсь малым размерам этого исторического центра, где располагался Хлыновский кремль – от оврага Засора до Преображенского женского монастыря, который находился уже за стенами этого кремля. Еще для меня места притяжения – областная библиотека им. А.И. Герцена и ранее (сейчас, к сожалению, гораздо реже) областной архив. Раньше я посещал еще место, где стоял дом, в котором я родился и провел детство, – на улице МОПРа, в квартале между улицами Володарского и Свободы. Но дома, который построил мой прадед, уже очень давно нет, и это место изменилось почти до неузнаваемости, так что в последнее время особого желания посещать его нет.
С Алексеем Мусихиным
беседовала Лада Баева
15 июля 2024 г