Первый в России священник-Герой

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
104
Время на чтение 8 минут

Источник: блог автора

Выход в свет новой книги – всегда событие для автора. Особенно если эта книга из числа тех, в которых нуждается общество, нуждается молодёжь, нуждается сама идея воспитания патриотизма. И уж тем паче, когда автор и заинтересованные единомышленники считают именно так.

Именно такую книгу подготовил и опубликовал мой стародавний товарищ Николай Головкин.

Мы с Николаем знакомы уже почти сорок лет. Познакомились ещё в Ашхабаде, в котором дислоцировался штаб 61-й мотострелковой дивизии, в которой мне довелось послужить после Афганистана. Николай уже тогда занимал заметное место в литературном мире столицы Туркменистана, и был в числе тех, кто помогал мне делать первые шаги в писательстве. Наши сыновья учились в одной школе – эта школа искренне гордилась тем, что некогда её окончил наш замечательный литератор и киноартист Леонид Филатов.

Это сейчас Ашхабад выглядит очень красиво, но уж чрезмерно помпезно и торжественно, как будто выстроен для выставочной декорации, а не для жизни. А на излёте советской поры нашей истории это был милый уютный зелёный город; и люди в нём проживали добрые и благожелательные.

Николай Головкин – из их числа.

А потом я перебрался в Москву. Через какое-то время узнал, что и Николай обосновался здесь же.

Жизнь – штука сложная; особенно жизнь в таком мегаполисе, как Москва. Мы по-прежнему с глубоким уважением относимся друг к другу, но встречаемся исключительно редко – слишком далеко отлежат друг от друга сферы нашей деятельности. Хотя и отслеживаем со всей возможной взаимной благожелательностью творческие искания друг друга. И радуемся успехам.

Как вот теперь – от души поздравляю Николая с выходом книги «Десантный батюшка», посвящённой жизни и деятельности Героя России священника Михаила Васильева, погибшего полтора года назад на той войне, которую официально именуют СВО. Николай Головкин – сам глубоко и искренне верующий человек, и потому в моём представлении стало вполне естественным, что он обратился к биографии этого человека необычной судьбы.

Мне с отцом Михаилом доводилось несколько раз встречаться, нас знакомили, но навряд ли он меня запомнил – при его-то невероятно широком круге знакомств. Однако сам по себе факт, что твой добрый товарищ написал книгу о человеке, с которым ты некогда встречался и общался, вполне закономерно добавляло интерес к конкретному произведению.

К произведению, о котором и хочется поговорить.

Я внимательно прочитал книгу «Десантный батюшка». А когда решил написать отклик на произведение, перечитал ещё раз, стараясь не упустить каких-нибудь важных деталей.

«Десантный батюшка» – это биографическое произведение, построенное на прижизненных воспоминаниях и рассуждениях самого отца Михаила, а также на многочисленных воспоминаниях о нём родных, близких, сослуживцев, наставников, воспитанников… Такую книгу невозможно лениво почитывать между делом, на её страницах перед нами раскрывается судьба нашего современника – неординарного человека, который сам избрал путь служения Вере и Правде, сам себя сформировал, сам последовательно определял для себя новые и новые рубежи, к которым следовало стремиться, и непременно их достигал.

Итак, о. Михаил Васильев.

Он родился и вырос в семье офицера Советской армии. В детстве покочевал с отцом по гарнизонам; сам он ржевский, в первый класс пошёл в ненецком Заполярье, а окончил школу в городке Лодейное поле, что на реке Свирь… Впоследствии, когда вступил во взрослую жизнь, также покочевал по стране… И на вопрос о том, какое место на карте считает Родиной, отвечал: «Советский Союз»…

Мне такой ответ близок и понятен, сам считаю себя «гарнизонным ребёнком», и сам нередко отвечаю так же.

По окончании школы Михаил поступил – ни много, ни мало – в МГУ; причём, сам, без блата и протекции. Хотя бы уже потому, что у его отца, простого армейского гарнизонного офицера, не имелось ни того, ни другого.

Именно там, в Университете, Михаил принял решение принять Крещение… Он сделал это сознательно, истинно уверовав. А со временем принял решение и стал священником; рукоположил его в сан лично Патриарх Алексий II. Когда-то ему предрекли: «Быть тебе военным батюшкой!»… Так и случилось. Служил он в гарнизонном храме Ракетных войск стратегического назначения, храме во имя Великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе, затем в храме Воздушно-десантных войск, посвящённом Благовещению Пресвятой Богородицы в Сокольниках с нижним крестильным храмом во имя великомученика Никиты-Воина… И при этом о. Михаил принимал личное участие в строительстве первого и в восстановлении второго.

…Перед тем, как продолжить текст, я задумался. Напрашивался текстовый оборот, что-то типа «Но главная заслуга о. Михаила»… Именно на нём и запнулся. Кто ж мне, поверхностно верующему человеку, скажет, в чём реально заключается главная заслуга глубоко верующего священника?.. Тем более, военного?.. Как выстроить по ранжиру значимость его заслуг?

Отец Михаил принимал непосредственное участие в восстановлении нескольких храмов, в организации в них богослужения. Он вырастил и воспитал шестерых детей – и как тут не сказать доброе слово о его супруге, матушке Марии (урожд. Землянниковой). Он окормлял верующих самых разных контингентов (да простится мне такой казённый словесный оборот), в том числе личный состав целых родов и видов войск!.. И во сколько душ он вселил Веру – это вообще не поддаётся какому бы то ни было стат-учёту!.. Он активно занимался воспитанием молодёжи в созданном им же патриотическом клубе – более сотни его воспитанников поступили в военные учебные заведения.

И вот перечисленная будничная повседневная работа – разве ж справедливо после этого сказать, что, мол, а вот теперь-то я расскажу о ещё более важном!.. Несправедливо как-то!

Так что сформулирую по-другому.

Самым главным отличием пастырской деятельности отца Михаила являлось то, что он не просто окормлял паству в месте, так сказать, постоянной дислокации – он сам, добровольно, прошёл множество «горячих точек», не менее десяти раз в боевой обстановке оказывался перед лицом смерти, он нередко в опасных ситуациях действовал по принципу «Делай, как я!»…

Мне не раз доводилось встречать священников, которые уверовали и приняли сан, вернувшись с войны. Отец Михаил – единственный из них (подчеркну: из тех, кого я знал), кто множество раз по собственной инициативе отправлялся в зону боевых действий, уже став священником.

…Когда всеобщая мобилизация, и вся страна становится единым военным лагерем – тут всё понятно: все подлежащие призыву получают повестки, и никаких вопросов. А вот когда война локальная, когда мобилизация не объявлена, когда у человека есть выбор – записываться в ополчение, или нет… Если сказать попросту, то выбор состоит в том, подвергать себя опасности или нет.

На локальную, полуобъявленную войну люди едут по разным причинам. Кто-то любит повоевать – адреналина не хватает. Кто-то поправить своё материальное положение. Кто-то повинуясь приказу, по принципу «Прикажите – поеду, а по своей воле испытывать судьбу не стану». Ну а кто-то повинуясь внутреннему осознанию того, что именно так и следует поступить в данной ситуации гражданину своей страны, представителю своего народа.

Отец Михаил относился именно к этой категории людей – он всегда поступал только так, как считал правильным для себя как для человека, как мужчины, как священника. «Идти туда, куда, выполняя приказ, идёт моя паства», – как-то сказал он, и, на мой взгляд, это замечательно сформулированный жизненный принцип.

Став военным священником, он добился для себя права окончить курсы при Академии Генерального штаба – чтобы говорить с военными на одном языке. Став священником храма ВДВ, совершил сколько-то прыжков с парашютом – чтобы конкретно с десантниками говорить на одном языке. И при этом прошёл ряд «горячих точек» – Северный Кавказ и Закавказье, Балканы, Средняя Азия, Сирия, что давало ему право на равных разговаривать с ветеранами… А смертельный осколок от американской ракеты настиг его на Донбассе…

В книге, о которой идёт речь, автор много и подробно рассказывает о той огромной подвижнической работе, которую провёл отец Михаил в ходе всех этих конфликтов. Конечно же, хочется поведать о самых ярких эпизодах из книги… Ну да воздержусь – что ж попросту пересказывать написанное другими; читатель имеет право ознакомиться с деятельностью героя повествования в первоисточнике. Остановлюсь только на нескольких эпизодах – на тех, где есть о чём подумать, где возникает вопрос, как воспринимать ситуацию.

Как-то, следуя в составе отряда миротворцев на Балканах, отец Михаил увидел разбомблённый и выгоревший православный храм. Он предложил осмотреть его. Нашёл несколько уцелевших реликвий… И тут выяснилось, что группе придётся пройти по полю, на котором могли остаться мины и другие взрывоопасные предметы (уж как так получилось, спрашивайте не у меня). Командир группы – армейский офицер, и предложил священнику: Давай-ка, поп, иди первым!.. Рассказывая впоследствии об этом эпизоде, о. Михаил признал правоту офицера: тот заботился в первую очередь о своих подчинённых, а не о постороннем человеке, которого «прикрепили» к группе, и по инициативе которого подразделение оказалось в сложном положении. Пусть даже этот «прикомандированный» – человек Церкви.

Повторюсь: я прочитал всю книгу. Но именно этот эпизод вызвал у меня самое большое сомнение: какое из зол тут можно считать меньшим… Право, не хотел бы я оказаться на месте того офицера, в ситуации, когда нужно принимать подобное решение… Благо, обошлось: группа, возглавляемая священником, благополучно преодолела минное поле.

Другой эпизод, в котором от священника также потребовалось немалое мужество… Как-то во время парашютных прыжков случилась беда: у молодого солдата не раскрылся купол. Он остался в живых, но сама по себе ситуация произвела на его сослуживцев гнетущее впечатление: новобранцы попросту боялись даже подняться на борт. Тогда отец Михаил при всех помолился, всех окропил, сам надел парашют… А затем, когда «борт» набрал высоту, по команде руководителя, шагнул из самолёта сам, подавая пример молодым людям.

…Священники – тоже люди. У каждого – свой характер, своя натура, своё представление о том, как следует относиться к своему служению. Мне лично доводилось встречаться с очень разными из них.

Чтобы охарактеризовать о. Михаила, показать, каким он был служителем Церкви, приведу ещё несколько характеризующих его примеров.

Более трёх десятков командировок в «горячие точки». В ходе командировок он возрождал разрушенные храмы, организовывал походные церкви-палатки, окормлял паству, проводил обряды крещения, ободрял бойцов на передовой, поддерживал раненых, провожал в последний путь отлетавшие души…

Человек по душе добрый и благожелательный, в некоторых вопросах он становился непреклонным. Например, мог отказать в исповеди человеку, если видел, что тот к таинству в данный момент морально не готов. Очень жёстко относился к моральным грехам, например, к супружеской неверности или слабости к «зелёному змию». Боролся со сквернословием. Следил, чтобы российские солдаты в зоне боевых действий не обижали мирное население, и уж тем более, не мародёрничали.

Именно он положил немало сил и упорства для увековечения памяти о бойцах 6-й роты псковских десантников.

Он участвовал в знаменитом марше десантников по захвату аэродрома в Приштине.

По нему стреляли, и не раз. Он попадал под обстрел артиллерии. Как уже говорилось, довелось пройти по минному полю… А он вновь и вновь отправлялся в зону боевых действий. Заявляя при этом, что считает себя пацифистом. Такой вот противоречивый человек.

…Нужны ли в армии штатные священники – споры об этом идут уже давно. О. Михаил Васильев считал, что введение такого института необходимо. А я бы добавил: при условии, если бы Церковь смогла воспитать достаточное количество служителей, подобных духом нашему герою. Чтобы и в «горячую точку», и с парашютом, и по минному полю, и в окоп, и в лазарет в палату обречённых…

На момент начала Первой мировой войны такой институт существовал; даже всеармейские соборы проводились, на которых обсуждались актуальные вопросы… А только на полях сражений роль их оказалась не столь уж заметная – можно вспомнить о. Нестора (Анисимова); и кто навскидку назовёт ещё кого, кто поднимал бы в атаку бойцов одним лишь Божьим словом?.. В Красной (Советской) армии ввели институт политработников (комиссаров) – вроде как с той же целью, но когда это стало профессией, со временем обернулось профанацией.

Не то ли ждёт и современную армию, если в неё внедрится номенклатурно-начётническая структура, с которой введут спрос за обрядовость, ибо моральное воздействие на душу солдата статистическому учёту не поддаётся… Только не нужно сейчас метать в меня гневные стрелы – человек имеет право на сомнения, на то, чтобы делиться ими с ближними.

Отец Михаил Васильев – человек и священник, личностью которого можно и должно восхищаться. Но сколько их – таких вот?.. И ещё: а останутся ли они такими же, если их вогнать в жёсткую армейскую структуру?.. Оправдал ли себя институт военных психологов, при всей внешней привлекательности идеи?..

Отец Михаил Васильев – поистине уникальный человек. Посмертно он удостоен Звезды Героя России, при жизни – множества заслуженных государственных, общественных и церковных наград…

Первый и единственный в стране священник – кавалер Золотой Звезды Героя.

И замечательно, что о нём вышла книга.

Будет возможность, непременно прочитайте» «Десантный батюшка», автор Николай Головкин.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Стародымов
Все статьи Николай Стародымов
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Великий праздник был восстановлен в результате СВО»
Пора установить в центре Москвы монумент в честь Победы СССР над милитаристской Японией
03.09.2025
«Что ты сделал для России сегодня?»
Что значит быть патриотом?
03.09.2025
«Начинается русское возрождение»
Каковы промежуточные итоги войны на Украине, именуемой СВО?
03.09.2025
А кто первый начал?
Обострение ситуации на Украине было запланировано США задолго до начала СВО
03.09.2025
Изгибы красной пропаганды
Разбор «полётов» одного коммуниста
03.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
03.09.2025 21:05
Ты гневаешься, Юпитер, значит, ты не прав
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
03.09.2025 20:50
Изгибы красной пропаганды
Новый комментарий от Апографъ
03.09.2025 16:44
Спаситель Отечества: Как Путин ведёт Россию к новой эре величия…
Новый комментарий от Валерий Ушаков
03.09.2025 14:59
О чём предупреждал весной 2022 года – свершилось!
Новый комментарий от Иоанн
03.09.2025 14:26
«Начинается русское возрождение»
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.09.2025 13:48
«Русская народная линия» вдвое сократила свою работу
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
03.09.2025 13:38