Украинского поэта спасали русские офицеры

Тарас Шевченко пострадал из-за незадачливого любовника

0
934
Время на чтение 5 минут
О жизни и творчестве великого украинского поэта Тараса Шевченко написано немало. Причем нередко - довольно однобоко: мол, русский царизм погубил великий украинский талант. Так ли это? Однозначно и не ответишь. И тем не менее хочется привести несколько малоизвестных эпизодов из жизни Великого Кобзаря, которого почитают и ныне многие военнослужащие Российской армии.

Когда в 1845 году на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество, ставившее целью добиваться национально-культурной автономии Украины, к его участникам примкнул и Тарас Шевченко, незадолго до того освобожденный от крепостной зависимости.

Надо сказать, что в это время по всей Европе наблюдалась консолидация антимонархических сил, росло национальное самосознание. Апофеозом всех этих процессов стала волна революций, потрясшая Старый Свет в 1848 году. В Российской империи также образовывались кружки и общества, ставившие цели глобального изменения существующего строя. Правда, степень их революционности была очень разной. Уже тогда основными направлениями революционной мысли стали философские идеи так называемых западников, с одной стороны, и славянофилов, с другой.

В ответ государство издало "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных", подписанное Николаем I в 1845 году. Впрочем, со своими политическими оппонентами царизм боролся и раньше. Так, силами Третьего отделения были разгромлены революционные кружки Сунгурова, братьев Критских, а также Герцена и Огарева. Наиболее решительно были настроены члены кружка, организованного чиновником Министерства иностранных дел Михаилом Буташевичем-Петрашевским, в который входил и Федор Достоевский. Здесь обсуждали даже вероятность вооруженного выступления. Соответственно и репрессиям они подверглись на полную катушку - 21 человек был приговорен к расстрелу, который, впрочем, в самый последний момент заменили на ссылку и каторгу.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ОРЕНБУРГ

Кирилло-Мефодиевское общество, несмотря на свои умеренные воззрения, также оказалось вне закона. Его активисты подверглись различной степени наказаниям. Тараса Шевченко забрили в солдаты и отправили в далекий Оренбург. Поэт тяжело переживал свое новое положение. Особенно его угнетало то, что нельзя было писать и рисовать. Это ему-то - поэту, писателю и художнику от Бога - прозябать без любимого дела на самом краю империи, на границе Европы и Азии!

На тот момент в Оренбурге собралось немало людей, которых можно считать гордостью России. Незадолго до прибытия Шевченко отсюда уехал энциклопедист и полиглот Ян Виткевич, пребывавший здесь в ссылке после разгрома Польского восстания 1830-1831 годов.

Здесь отбывал ссылку петрашевец поэт Алексей Плещеев. Советником при губернаторе служил Владимир Даль. Проездом останавливался знаменитый путешественник Александр Гумбольдт. Именно здесь Пушкин собирал материалы для своей "Истории Пугачевского бунта". Военным губернатором Оренбурга в те годы служил Владимир Обручев, а до него Василий Перовский, человек очень противоречивый - то жестокий до крайности, то столь же наивный. Именно в его бытность на посту губернатора в оренбургском обществе сформировалось достаточно либеральное отношение к политическим заключенным.

Петрашевца Плещеева губернатор своей властью включил в состав отряда, направленного на штурм Ак-Мечети (ныне г. Кзыл-Орда), после чего произвел в прапорщики, направил на службу в Оренбургскую пограничную комиссию. В результате за него - за офицера, а не за ссыльного, - местный богатый солепромышленник не постеснялся выдать свою дочь.

Вот в эту-то относительно либеральную среду и попал ссыльный Шевченко. Узнав о прибытии знаменитого земляка, служащий пограничной комиссии Лазаревский (судя по всему, речь идет о родном брате известного украинского писателя-историка и публициста Александра Лазаревского) отправился к чиновнику по особым поручениям при военном губернаторе полковнику Матвееву с просьбой максимально облегчить судьбу опального поэта. Знал, наверное, к кому обращаться.

В дальнейшем Матвеев и в самом деле сделал все от него зависящее, чтобы помочь Тарасу Шевченко. Сам же Лазаревский отправился в казарму и пригласил Шевченко к себе в гости. Упавший духом поэт поначалу не поверил, что царский чиновник относится к нему с искренним уважением и сочувствием. Однако вскоре убедился, что в Оренбурге (а потом в Орске, куда он был переведен) проживает немало почитателей его таланта. Они всячески помогали Шевченко, и в результате опальный поэт стал жить не в общей казарме, а в доме, известном как дом полковника Тимашева, который ныне располагается на улице Советской, рядом с кинотеатром "Октябрь".

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Однажды Тарас Шевченко решился обратиться к местному шефу жандармов с просьбой разрешить ему писать и рисовать. Глава правоохранительного ведомства на прошение не ответил. В самом деле, не мог же он отменить высочайшее распоряжение. Друзья же подсказали, что никто здесь его преследовать не будет, - мол, пиши и рисуй. Так он и поступил. И хотя о столь вопиющем нарушении все же стало известно, никаких гонений не последовало.

Наверное, самыми благодатными среди долгих лет ссылки были пять месяцев, которые Шевченко прослужил под началом лейтенанта Алексея Бутакова. Потомственный морской офицер, совершивший кругосветное плавание, Бутаков был рекомендован знаменитым Фаддеем Беллинсгаузеном для съемки и описи берегов Аральского моря. Постройка предназначенной для этой цели двухпушечной шхуны "Константин" велась в Оренбурге. Ее доставили на Сыр-Дарью, откуда 30 июня 1848 года корабль вышел в море. В состав команды из 27 человек вошел и Шевченко, которому разрешили на время плавания ходить в гражданской одежде и поручили заниматься любимым делом, рисованием: он должен был делать зарисовки берегов Аральского моря.

Эта экспедиция оказалась стартовой в карьере Бутакова. Результатом съемок стало издание карты Аральского моря, что принесло Алексею Бутакову международную известность и славу. Он стал основателем Аральской флотилии, со временем дослужившись до чина контр-адмирала. По итогам экспедиции Бутаков высоко оценил вклад в ее успех Тараса Шевченко и ходатайствовал перед военном губернатором Владимиром Обручевым о смягчении его участи. Губернатор в свою очередь ходатайствовал о производстве ссыльного солдата в унтер-офицеры и заказал ему написать портрет своей жены.

Казалось бы, в судьбе Шевченко наметился просвет. Однако словно злой рок преследовал поэта, который был честным и порядочным человеком, а потому, как это нередко бывает, плохо разбирался в людях и не предвидел последствий некоторых своих поступков. Так, узнав о том, что у одного из его приятелей жена завела себе любовника, сделал так, чтобы обманутый муж об этом узнал. Трудно сказать, насколько он помог своему приятелю, но то, что себе навредил, - это точно.

Донос на украинского поэта от незадачливого любовника поступил одновременно Обручеву и в жандармерию. Губернатор попытался проигнорировать донос, однако помочь не смог. В результате об унтер-офицерстве пришлось забыть, Тараса Шевченко перевели в отдаленное Ново-Петровское укрепление. Обручев и Бутаков получили высочайшие выговоры. Но самая большая беда случилась тогда, когда стало известно о пропаже альбома с рисунками Шевченко.

О дальнейшей судьбе поэта написано много. Благодаря усилиям русской интеллигенции Тарас Шевченко был освобожден от солдатчины. В его судьбе, в частности, активное участие принимал замечательный художник и скульптор Федор Толстой (не путать с Федором Толстым по прозвищу Американец). Потом были Петербург, Украина. И могила на высоченном холме под Каневом. Впрочем, об этом известно куда больше, чем о той помощи, которую оказали украинскому поэту простые русские офицеры в период его пребывания в Оренбурге.

http://nvo.ng.ru/history/2005-04-15/5_shevchenko.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Стародымов
Все статьи Николай Стародымов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06