Отец Христофор из Косова и Метохии: «Человеку хорошо бороться за мир в себе»

Новости Косово 
0
60
Время на чтение 6 минут

Гости обители ДраганацИсточник: Православие.ру

Гости обители Драганац

Утром в понедельник после литургии в монастыре тихо. Пение в перерывах между службами продолжают птицы – помогают уставшим людям. Окруженный лесом, Драганац и в самом деле похож на большое теплое гнездо. Гнездо, куда возвращаются птицы и люди – особенно молодые сербы, которые все чаще приезжают в обитель издалека или из близлежащих оставшихся сербских сел. Мы поговорили с отцом Христофором о том, что значит Драганац для людей, почему его так любят православные Косово, для всех ли обитель имеет одинаковое значение или для каждого – свое.

– Святыню чувствуют все, я вижу. Но каждый по-своему, конечно. Те, кто приезжает издалека, наверное, более открыты, сразу отмечают какие-то отличия. Так всегда: если человек в новом для себя месте, он более наблюдателен, быстрее скажет о своих чувствах. Каждое такое откровение для меня лично – еще одно свидетельство о добром чуде, которое невозможно объяснить нашим земным языком. Ни объяснить невозможно, ни понять – только радоваться. Да, конечно, обитель придерживается правил традиционного монастырского гостеприимства – каждому гостю здесь рады, каждого приветят и накормят, поговорят и помолятся – это здесь испокон веку. Но есть и то, что не объяснишь только добрым отношением к людям. Молодежь из окрестных сербских сел – тоже добрая тайна. Приходят или приезжают в Драганац постоянно, деловито помогают в самых разных работах, больше молчат, чем разговаривают, десять раз подумают, перед тем как сказать что-то, – так воспитаны. Из разных сел приезжают: Шилово, Кусце, Коретиште, Прилужья, Пасьяне…Но приезжают как-то по-домашнему, с заботой о родном монастыре, и эта забота для них естественна. Поэтому внешнего восторга в них вы не увидите – есть радость тихой, спокойной работы для своей святыни.

– Довольно странно: в наше полное издевательской «критики» всего и вся время наши храмы полны молодежи, и все больше молодых паломников приезжают именно в Косово. Как это можно объяснить? Что ищет молодежь?

– Да вообще в Сербии храмы полны молодежи. И – да, вы правы: все больше приезжают в Косово и Метохию. Люди ищут смысл. А какой сербу смысл без Косово? Так и со мной было в свое время: вроде бы никаких родственников здесь нет, а чувствую, что это мое, родное. В этом смысле Косово и Метохия – что-то совершенно надмирное, необъяснимое, здесь дух благого неповиновения, соблюдения завета, живое ощущение того, что есть нечто гораздо большее, более важное, чем мы, может быть, привыкли думать. То, что выше нас, но то, без чего мы не можем чувствовать себя людьми: святой царь Лазарь, Милош Обилич, Милан Топлица, косовская девушка, святой король Стефан Дечанский, Грачаница, святой король Милютин. Каким-то образом Косово зовет к себе нас, людей XXI века, потерявшихся в хаосе суетливого и злобного мира. Косово помогает нам прорваться сквозь этот злобный хаос, помогает увидеть источник подлинного света. Почувствовав его, ты начнешь понимать, что вернулся – к себе. Все остальное, что может предложить (и настойчиво предлагает) нам современный мир, источает смерть. Все настолько вторично, все эти социальные прогрессы, проекты, «как бы духовность», «борьба за права и равноправие», вся эта сиюминутность, возводимая в культ, не дает и никогда не даст ответа на главный вопрос, за которым мы идем в церковь: «Зачем я живу?» Поняв это, ты по-настоящему услышишь весть Церкви о Христе, о невиданном и неслыханном в истории – приходе Бога в мир ради нашего спасения. О распятом Боге, об Истине – что Воскресения не бывает без смерти, что радости не бывает без Голгофы. Это парадокс, но в глубине сердца мы все чувствуем его правоту. И когда мы узнаем Церковь, когда мы идем в храм, то понимаем, что нашли то, что искали, даже, может быть, не умея еще четко сформулировать вопроса. Потому что человек – сложное существо: если бы он мог объяснить себе, что ищет, то пошел бы в первый магазин и купил что надо. Только, оказывается, нет у нас таких магазинов. И слава Богу, что нет.

Отец Христофор и Мария Васич

Отец Христофор и Мария Васич

– В чем «секрет» обители Драганац? Где монастырский «ключ» к сердцу человека?

– Я уже говорил о для самого себя непонятных добрых чудесах, которые никак не объяснишь, да, может быть, их и не нужно объяснять. Думаю, это действие благодати Божией, а объяснять «механизм ее действия» – несколько самоуверенное занятие. Скажем так: Драганац – это «обычное» чудо Божие. Да: маленький, скромный монастырь где-то в лесах и холмах Косовского Поморавья – это Божие чудо. С другой стороны, не забудем и о том, что человек тоже должен что-то делать. Я говорил о привычном для наших обителей гостеприимстве, умении и желании встречать и утешать людей, помогать им. Как говорил святитель Николай Сербский, «если сербы и научились чему-нибудь у Христа, то гостеприимству». Вероятно, это действительно так. Мы, собравшиеся в Драганце, негодные монахи, никак не можем служить примером духовной жизни, мы не святые старцы, не преподобные, которыми славится наша Церковь. Мы не великие молитвенники – как говорят русские, «от моей молитвы куры дохнут». Но при всем при этом у нас, мне кажется, есть возможность порадовать, утешить человека: люди видят нашу радость оттого, что нас Господь привел жить и молиться именно сюда, в Косово и Метохию. Такая жизнь действительно меняет душу ко благу. Люди видят эту нашу радость, радуются и сами. Это много значит. Много значат и совместные работы. Не грандиозные проекты, а попроще: скажем, собрать орехи, почистить лук, подмести в монастырском дворе… Великое в малом: с какой радостью люди говорят о монастыре, когда вспоминают, что здесь все вместе сделали то-то и то-то. «Как мы лук чистили, помнишь – ревели всей обителью! Если бы о грехах так ревели!» – «А как на ферму ходили, помнишь?» – «Поехали опять в Драганац?» – «Спрашиваешь!» Когда все вместе трудятся, исчезают страхи, чаще всего иррациональные – перед работой, перед жизнью. Человеческая природа интересная: наше – то, что мы даем другим. В монастыре это особенно заметно.

Братия монастыря Драганац

Братия монастыря Драганац

– Через несколько дней наступает Великий пост. Как преодолеть те тревоги, что «торчат» из всех новостей, как быть мирным в наше немирное время?

– Мир должен быть в сердце, независимо от всего внешнего. Мы должны искать этот мир, жаждать его. Часто люди говорили мне: ты ушел в монастырь, и там тебе тихо и спокойно… Честно говоря, что касается внешней тишины и покоя, мне было намного тише и спокойнее, когда я еще жил в миру. А жил я довольно комфортно, имел дело с гораздо меньшим количеством людей, сам выбирал, с кем встречаться, чем заниматься, – сплошное удовольствие, уютненькое, по мирским меркам, местечко. Но такой уютненький мир (я называю его внешним) – не то, что должно быть нашей целью. Мир в миру и покой в монастыре – разные вещи. Я почувствовал настоящий покой здесь, в Драганаце, потому что именно здесь я нашел смысл своего существования. В монастыре хватает своих испытаний и искушений: мы разные люди, у каждого своя биография, свои мысли, идеи, недостатки, послушания, разные люди приходят постоянно. Сколько раз я хотел бросить все и уйти, но чувствовал, сердце говорило, что это неправильно, что нет Божиего благословения, нельзя роптать. Потом понял, что, несмотря на все искушения, настоящий мир, покой – здесь. Мой совет может быть таким: человек должен бороться за мир в себе. Есть книга «Отец Арсений», я часто ее читаю, вспоминаю рассказы оттуда. Русский священник-страстотерпец, который был в заключении в большевистском ГУЛАГе, испытал ужасы советского безбожия. Но какой мир был в его сердце, как этот мир спасал его самого и окружавших его людей! Думаю, когда человек читает эту книгу, он убеждается, что мир в сердце – это вопрос личного выбора, личной приверженности Христу. Роптать, проклинать или бороться за мир в своем сердце – вот где выбор. Без страданий, лишающих нас комфорта, не получится. Деяния апостолов говорят, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22). Никто нам на этой земле не обещал никакого «комфорта», благополучия, о которых бы звонко трещали телевизоры, – все ровно наоборот. Все изобилует как раз горем, страданиями, войнами, и кто знает, сколько их будет! – мы этого не можем видеть, и хорошо, что не можем. Но что мы можем видеть – это Христа перед нами. И если мы будем держаться за Него, то будем спасены уже здесь, на земле. Не когда-нибудь, когда уйдем, но уже здесь – Святым Причащением, исповедью… Держитесь Христа, пожалуйста.

ПаломникиПаломники

Могу привести совсем недавний, из времен пандемии, пример такого следования Христу вопреки всему. Бабушка Стоянка из села Горне Кусце, наша постоянная прихожанка, пешком (!) шла через холмы и леса в Драганац, обходя полицейские кордоны, чтобы принести в обитель свежий салат. А это примерно 10 километров. Пришла, положила салат, помолилась у храма и пошла. На обратном пути, как мы потом выяснили, она еще вскопала грядки на нашем участке. Просто так, в одиночку. Никому слова не сказала – пришла, помолилась и сделала. Разве это не подвиг? Вот у кого нам нужно учиться верности Христу, я считаю. Такие наши бабушки.

Впрочем, не только бабушки и дедушки: ваша благотворительная организация «Косовское Поморавье» – тоже очень добрый пример сохранения или воспитания в себе любви к ближнему. Молодые люди, для которых деятельная любовь важнее карьеры, бесплодных мечтаний, – мне кажется, будущее Сербии. В этом и есть красота нашей страны. У нас есть с кем и о ком молиться, с кем славить распятого, но воскресшего Христа. С наступающим Великим постом!

С иеродиаконом Христофором
беседовала Мария Васич, монастырь Драганац
Подготовил Петр Давыдов,

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Васич
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Что нас отлучит от любви Божией?
Храм в Урошевце – дом изгнанников, молящихся о своих гонителях
16.09.2023
Все статьи Мария Васич
Новости Косово
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 07:36
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59