Источник: Пресс-кабинет Общества Русской Культуры Республики Татарстан
Картинки с выставки.
Казань, ул. Некрасова 32.
Председатель Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов 28 декабря посетил рекламируемую на разных ресурсах выставку авторских кукол. Публикуем его две видео зарисовки с этого посещения, размещённые на его канале в ютубе, а также его видение беседы с авторами работ Марией и Анной в перепечатке из чатов Телеграмм-канала "Русская Община (Казань)"
О самой выставке краткая информация на видео.
"Выставка авторских кукол и картин Казань 28 дек 2023" https://youtu.be/_4xIcodpu70
"Кукольная обнажёнка Казань 28 дек 2023" https://youtu.be/bqblGSNRaHQ
Но мне удалось пообщаться и с авторами выставляемых работ. Мария и Анна - родные сёстры-двойняшки, но по видимому темпераменту совсем разные - говорила в основном Мария. Она сразу попросила меня рассказать кто я, откуда и зачем. Пока я рассказывал, подошёл хозяин галереи Вадим, это как мне сказали именно его фирма реставрировала всё это здание, от которого, как я сам помню, в 90-х оставались одни стены в ужасном состоянии. А вторая сестра-мастерица Анна - его супруга.
Выяснилось, что Вадим - выпускник КАИ, чему мы оба очень обрадовались. Авиационный двигателист в лихие годы ненужности всего наработанного страной предыдущими десятилетиями и "распила ракет" стал строителем-реставратором, создал фирму.
Я не стал обсуждать искусствоведческие вопросы и наводить тень на плетень и сразу сказал мастерицам, что голая орущая кукла в кокошнике на фоне разрушающейся церкви, пусть даже маковка с крестом не показана - это не хорошо.
Вадим меня сразу безоговорочно поддержал, что фон надо было сделать другой, но "главный художник" Мария была непреклонна. Для начала поправила, что не голая, а обнажённая, и ещё, что это она не орёт, а поёт, что тут показана широта русской души! Я заметил, что в русской традиции нет такого - петь обнажённой, но в кокошнике, тем более у церкви, какова бы широка ни была душа, что сюжет и образ во всём противоречат русской традиционной культуре. Но чтобы хотя бы для себя понять - зачем именно церковь полуразрушенная, а не сарай, лачуга или покосившийся забор, я всё задавал эти вопросы, но ответа не получил. Смысл для себя вывел лишь такой, что "это образы и видение автора, творца" и что "экспертов и искусствоведов много", и так далее.
Пришлось прибегать к запрещённому приёму - не приходила ли авторам мысль об аналогии: орущая (ну или даже поющая широко открытым ртом) обнаженная татарка в национальном головном уборе - калфаке на фоне ужасной разрушающейся мечети. Как будет воспринята художественная композиция? Извинился, что пришлось прибегнуть к такой аналогии, но в ответ получил не сравнительную оценку, а только агрессию.
Потом говорю, что дело не в том, что многие воспримут их сюжет широкой русской души как оскорбление национальных или религиозных чувств, и что к каждому зрителю не приставишь автора, чтобы разъяснял свой замысел, а что это на самом деле - плохо. И даже если они так не считают, то я, Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры РТ, один из стоявших у истоков возрождения русского фольклора РТ, просто прошу их заменить фон. Просил, хотя было понятно, что не буду услышан, авторы не намерены исполнять чьих-либо "указаний".
Узнавал, бывают ли девушки в церкви. Мария говорит "да", но сразу замечает, что не корректно задавать подобные вопросы, поскольку это вопрос личный, интимный. Как я для себя понял, что люди не воцерковлённые, но в церкви бывают, и не стал развивать тему, хотя супруги Вадим и Анна пришли к тому, чтобы после посоветоваться с их знакомым батюшкой. И то - не плохо.
В конце я лишь посоветовал всë-таки обратиться к истокам русской куклы, например, хоть в наш Центр русского фольклора на Вишневского, 10. И отметил, что если обратиться к истокам, напитаться ими, то качество и глубина творений, раз уж девушки считают, что работают на русскую тематику, только умножатся.
Все полчаса была видна настороженность, ощущалась защита, и что разговор, во всяком случае Марию, раздражает. В итоге она ушла, дав понять, что не намерена дальше участвовать в этом разговоре. "Самодостаточность и самоощущение творца", которому творить мешают "эксперты и прочие не уполномоченные судьи" выпукло выделялись со стороны доминирующей художницы весь разговор. Гордыня, что поделать... На людей медные трубы сваливаются порой без предваряющего огня и воды. Даже "от тюрьмы и от сумы" - не восприняла девушка, хотя я аккуратно привëл близкие примеры. Возможность получить "заключение специалиста", даже если это на самом деле подлог и мухлёжь, было воспринято скорее всего как угроза. Я оговорился, пообещав, что лично не стану инициатором преследования и запрета их творчества ни при каких обстоятельствах, оставил пожелания в книге записей гостей.
За Марией ушла и Анна. Вадим показал строение, это была приятная и для меня тема. Люблю всё настоящее. А тут - фактурный красный кирпич с клеймами, родные лаги XIX века и добротный тёс, деревянные лестницы с массивными перилами.
Видно, что человек и его команда вложили труды, умение, душу.
Но, если в строительстве всё ясно, то искусство...
Ох, уж мне этот "Чёрный квадрат", которым меня всё попрекала во время разговора Мария...