О поэте-славянофиле  Федоре Тютчеве, чешских гуситах и преподобном Феодоре Острожском

0
144
Время на чтение 7 минут

Источник: Радонеж

В своей статье «О великом русском мыслителе и патриоте Иване Сергеевиче Аксакове» я писал о том, что славянофилы (и прежде всего Иван Аксаков) сыграли большую роль в деле освобождения славян (сербов и болгар) от османского ига. Однако славянофилов волновала судьба и других славян, тех, что находились под игом австрийским.

Это нашло свое отражение и в поэзии еще одного из славянофилов — Федора Тютчева.. Например, в его стихотворении «Славянам». Эпиграфом к стихотворению стоят слова австрийского министра иностранных дел того времени Фридриха фон Бейтса: «Man muß die Slaven an die Mauer drucken», что в переводе означает: «Славян должно прижать к стене». Слова сии были сказаны в связи с волнениями славян в Австрийской империи. Приведу отрывок из стихотворения:

Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмем!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!..

Да, стенка есть— стена большая, —
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, —
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали —
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри…

Шестая часть земного круга – это Россия, как, я надеюсь, понял читатель. Поэт явно лелеял мечту о том, что Россия вступится за славян, угнетаемых в Австрийской империи.

Еще одно стихотворение , «Гус на костре», посвящено известному чешскому религиозному деятелю времен Средневековья — Яну Гусу, выступившему против злоупотреблений римского папизма и казненному сожжением на костре по обвинению в ереси

...Народа чешского святой учитель,
Бестрепетный свидетель о Христе
И римской лжи суровый обличитель
В своей высокой простоте,—

Не изменив ни богу, ни народу,
Боролся он — и был необорим —
За правду Божью, за ее свободу,
За все, за все, что бредом назвал Рим.

Он духом в небе — братскою ж любовью
Еще он здесь, еще в среде своих,
И светел он, что собственною кровью
Христову кровь он отстоял для них.

О чешский край! о род единокровный!
Не отвергай наследья своего!
О, доверши же подвиг свой духовный
И братского единства торжество!

Тютчев видит в нем нечто родственное с Православием, хотя многие с ним не согласятся. Сам Ян Гус, по утверждению многих историков, испытал сильное влияние английского реформатора Джона Уиклефа, который считается предтечей протестантизма. Так что у кого-то из православных читателей может возникнуть сомнение в ортодоксальности Федора Тютчева. Не слишком ли занесло поэта в его славянофильстве?

По поводу Яна Гуса есть замечательная работа известного филолога того времени, тоже славянофила, Александра Фёдоровича Гильфердинга «Гус. Его отношение к православной церкви». В ней он, на мой субъективный взгляд, на фактах, документах, убедительно доказывает, что Ян Гус и особенно его ученик, друг и сподвижник Иероним Пражский, с большим уважением относились к Православию. По утверждению Гильфердинга, если бы не заключение и последующая казнь, Ян Гус соединился бы с Православием. Иероним Пражский даже ездил в Западную Русь (в Витебск и Псков) , где общался с православными священниками (к чему Ян Гус отнесся с большим одобрением), участвовал в их богослужениях. Вскоре был также заключен, как и Ян Гус, и также казнен на костре. Как сообщает Гильфердин, со стороны инквизиции были обвинения и такого рода: «Иероним в следующее за тем время поклонялся явно и публично превратным мощам и образам в поругание христианской вере, говоря и утверждая положительно, насколько он мог и от него зависело, что означенная секта помянутых русских и прочих народов и их вера будет и есть совершенная».

С именем Яна Гуса связано так называемое гуситское движение. Гуситы довольно храбро и успешно сражались с немецкими и прочими католиками, но все же проиграли. С православием последователей Гуса объединяло то, что они, как и сам чешский проповедник, выступали за Причастие и Тела и Крови Христовой (как это принято у православных) и для духовенства и для мирян. Между тем, как известно, у католиков миряне причащаются только Тела Христова (под видом хлеба). Причастие же Крови (под видом вина) доступно только духовенству. В этом вопросе последователи Гуса действительно близки православным.

Об этом же Тютчев пишет и стихотворении «Чехам от московских славян»:

...Примите Чашу! Всем звездой
В ночи судеб она светила
И вашу немощь возносила
Над человеческой средой.

О, вспомните, каким она
Была вам знаменьем любимым,
И что в костре неугасимом
Она для вас обретена.

И этой-то великой мзды,
Отцов великих достоянья,
За все их тяжкие труды,
За все ихжертвы и страданья

Себя лишать даете вы
Иноплеменной дерзкой ложью,
Даете ей срамить, увы,
И честь отцов и правду Божью…

И долго ль, долго ль этот плен,
Из всех тягчайший, плен духовный,
Еще сносить ты осужден,
О чешский люд единокровный?…

Конечно, выраженное в этих стихах мнение Ф. Тютчева относительно родства гуситов с Православием весьма спорно. И само гуситское движение было очень противоречивым, в нем были и свои темные страницы. И все же, я думаю, что несмотря на противоречивость гуситского движения, в нем было некое движение к Православию. Во всяком случае, если говорить не о радикалах-таборитах (близких к протестантизму), а об умеренных гуситах, т. н. «чашниках».

Интересно также замечание другого славянофила — философа Юрия Самарина в его работе «Современный объем Польского вопроса», где он упоминает чешских гуситов:

«Чехия восстала против него [латинства], требуя для всех приобщения из чаши; это был протест не против одних злоупотреблений латинства, а против самого духа его. Дело шло о спасении цельности славянской общины, в которую латинство вносило коренное раздвоение, и, может быть, никогда ни один исторический символ не выражал так поэтически и верно совокупности духовных требований, вызвавших его, как святая чаша в руке Гусситов. Едва ли не этому высокому протесту и следовавшей за ним гигантской борьбе, в которой она пролила свою кровь, обязана Чехия спасением своей народности».

И здесь я хочу перебросить мостик к другому Фёдору, не поэту, а воину, а после — монаху. . Я имею в виду преподобного Феодора Острожского, подвизавшегося в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в прошлом этот подвижник был весьма воинственным и известным князем Волынским. Будучи князем, он, в числе прочих воинских дел, прославился тем, что воевал против германского императора Сигизмунда на стороне гуситов. В этих войнах он, к слову , перенял у них гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный украинским казачеством. Получается, что русский православный святой поспособствовал спасению чешской народности.

Кто-то может на это заметить, что это – дело прошлое, мало ли кто чем занимался до принятия монашества. Однако у Православной Церкви на это, видимо, совершенно иное мнение. Об этом говорят богослужебные тесты из службы этого святого. Обратимся к Минее, 11 августа (старого стиля). служба преподобному Феодору, князю Острожскому, во иноцех Феодосию, Киево-Печерскому чудотворцу.

Стихира на стиховне, гласъ 5:

Радуйся, благочестия правило, Феодоре, Волынская похвало, Православныя веры защитителю и злодеем победоносный отмстителю; радуйся, народа чешскаго заступниче и латинскихъ ухищренй обличителю, о насъ молися непрестанно Христу Богу, даровати земли Российстей мир и спасение душам нашим.

Тропарь из иного канона святому, песнь 4:

Украсися княжение твое, отче преподобне, не точию своихъ ти по вере от врагов защищением, но и чешскаго народа противу латин заступлениемъ, вся бо в любовь Христову, яко Павел оный, призвати вожделел еси.

Тропарь из иного канона, песнь 8:

Огнь любве Божия, предивный Феодоре, в своем сердце возжег, единоплеменныя чешския люди противу латинян защитил еси: тем и ныне буди противу ереси защититель, отче преподобне, иже Православную веру от языка их любовию восприяша.

[Примечание автора. В словах последнего тропаря («иже Православную веру от языка их любовию восприяша»), вероятно, содержится указание на то, что православие на Руси тесно связано с чешским народом. Как известно, славянские просветители равноапостольные Кирилл и Мефодий начали свою просветительскую деятельность в Великой Моравии, по приглашению великоморавского князя, равноапостольсного кн. Ростислава. Великая Моравия включала в себя территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и части Польши. Святые братья-просветители много претерпели от немецкого духовенства (особенно Мефодий), а святой князь Ростислав, боровшийся за независимость своей страны с германским императором, в конце концов потерпел поражение (из-за предательства племянника), был ослеплен и умер в заточении.]

Итак, как видим из богослужебных текстов, участие преподобного Феодора Острожского (в ту пору князя) в гуситских войнах Церковь ставит ему в заслугу. Так что, на первый взгляд, спорное отношение Ф. Тютчева к Яну Гусу и гуситам (он явно имел в виду не радикалов-таборитов, а умеренных, «чашников»), оправдывается, по крайней мере отчасти, православной гимнографией.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Давлетшин
Все статьи Тимур Давлетшин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33