Светлана Юрьевна Серкина – лектор центра защиты материнства «Покров» и по совместительству психолог по доабортному консультированию. Читает для студентов колледжей Тюмени лекцию «Начало взрослых отношений. Развитие, последствия, ответственность». Об этом сегодня наш разговор.
Светлана Юрьевна, почему Вы стали заниматься этой темой?
– В 2022 году я начала проводить доабортное консультирование в женских консультациях Тюмени. Ко мне на приём иногда приходили девушки 18-ти лет с первой беременностью и уже сформированным абортивным мышлением. Тогда я начала задумываться о профилактике полового воспитания "юных подростковых душ" в школах и других учебных заведениях нашего города. Но данное направление прежде всего меня заинтересовало и в связи с личными семейными обстоятельствами. В разговоре со своей на тот момент шестнадцатилетней дочерью мы очередной раз затронули тему межполовых отношений, и я поняла, насколько важно беседовать с детьми и правильно информировать их в этой области. Некоторые девушки и юноши 16+ уже имеют интимные отношения и, соответственно, все боятся последствий. Они дружно идут в интернет искать способы, как и что делать в случае наступления беременности. А это, по их мнению, просто – надо выпить таблетку и все проблемы будут решены.
Я была поражена, в тот вечер мы долго разговаривали с дочкой. Можно сказать, это была репетиция лекций, которые я сейчас читаю в колледжах. Мы разговаривали о ценности жизни каждого ребенка, который приходит в этот мир, и что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. О том, что жизнь начинается с момента зачатия, на 3-ей неделе беременности у ребёнка начинает биться сердце, а к 20-му дню формируются основы нервной системы. Первая беременность – это первый ребёнок женщины, и если делается прерывание, то первого ребенка у неё уже никогда не будет. А возможно, она больше совсем не сможет иметь детей… Если у женщины сохранится репродуктивная функция и не будет физиологических последствий, то появится второй, третий, четвертый малыши. Но о своём первом ребенке она будет помнить всегда. Никогда и ничем убийство исправить нельзя. Допустим, воровство можно исправить. Отдал – всё вернул, да еще в двойном размере, прощения попросил, и человек простил, и всё. А убил – значит убил.
Я спросила у дочери, знают ли её знакомые девочки, какие физиологические и психологические последствия у аборта, готовы ли они всю свою жизнь помнить о первом ребёнке, первой своей беременности и о том, что не дали жизнь своему сыну или дочке? И если вдруг в её жизни возникнет сложная ситуация, то мы с папой готовы быть рядом, оказать любую помощь, поддержать финансово и морально. Всегда есть возможность пойти в академический отпуск, когда девушка учится или в декретный отпуск, когда работает. Если вдруг у неё будут сложные отношения с отцом ребёнка, то в любом случае жизнь малыша должна быть сохранена. Ребёнок должен родиться, потому что это наш внук или внучка, и мы уже готовы его любить, воспитывать и радоваться его первым шагам в этом мире.
Какие основные тезисы ваших лекций?
– В своих лекциях я говорю о здоровых отношениях между мужчиной и женщиной, о любви, о семье, о влиянии роли отца в жизни девочки. Сообщаю о психосоциальных и физиологических последствиях начала половой жизни, о том, что все последствия интимных отношений в основном достаются девушкам, женщинам.
Но вам скажут, что существует безопасный секс.
– Безопасного секса не существует, природу не обманешь. Об этом тоже идёт речь в лекции. 100-процентной контрацепции нет. Всегда необходимо думать о последствиях. Все гормональные контрацептивы имеют абортивный эффект, как следствие, нарушается работа эндокринной системы. Кроме того, у женщин формируется абортивное мышление. Необходимо проявлять благоразумие в межполовых отношениях, не нужно торопиться с началом интимной жизни, иначе перед девушкой может возникнуть вопрос: что делать? Но аборт – недопустимый выход, потому что он противоречит человеческой природе. В лекциях я всегда затрагиваю тему искусственного прерывания беременности, говорю о морально-этических проблемах этого явления и о медицинских последствиях аборта. В конце беседы я желаю всем студентам найти свою любовь, создать здоровые отношения в крепкой счастливой семье, без предательства, измены, обмана, насилия и абортов.
Как воспринимают юные слушатели эту тему?
– Аудитория воспринимает эту тему по-разному, но интерес в любом случае присутствует. Обычно я провожу встречи в формате лекций, но почти всегда они переходят в живое общение. Как только я произношу слова «целомудрие», «аборт», «жизнь начинается с момента зачатия», сразу возникает много вопросов, споров и собственных мнений в юных умах юношей и девушек. Эта тема актуальна всегда, так как наши дети растут, взрослеют, меняются.
А вы не считаете, что делаете такую работу за родителей, которые должны сами просвещать своих детей?
– Сейчас моему сыну 13 лет, и мы уже ведём беседы на эти темы. Я говорю ему о том, что молодой человек ответственен за девушку, с которой он будет общаться, о последствиях интимных отношений, о возможности появления детей, об участии мужчины в воспитании и содержании ребёнка, если он родится в результате близких отношений. Но дело в том, что не все дети идут за такой информацией к своим родителям. Не все родители выстраивают доверительные отношения с детьми. Не все родители готовы разговаривать на эту тему. Многие из них могут просто агрессивно отреагировать на неё, потому что сами делали аборты или отправляли кого-то на него. Для других родителей такие темы изначально недопустимы для разговора с детьми. Поэтому подростки берут информацию из интернета. А когда формируется запрос в поисковике, что делать с «нежелательной» беременностью, то там нет рекомендаций о ценности жизни человека, там конкретно написано, что нужно делать – гормональная контрацепция и прерывание беременности. На мой взгляд, родители должны говорить с подростками о любви, об отношениях в семье, о зачатии и рождении детей, о том, как изменится жизнь, если в юном возрасте родится ребенок. И не только вести беседы, но демонстрировать всё это на своем примере. Если говорить о гормональной контрацепции, то я в роли мамы-родителя никогда не просвещала дочь по этому вопросу, так как сама не владела достаточной информацией. Изучать эту тему я начала только тогда, когда стала работать в доабортном консультировании.
Я считаю, что родители должны просвещать своих детей, но, по моему опыту работы в женских консультациях, в некоторых вопросах сначала необходимо просветить самих родителей.
Какие вопросы вам задают слушатели?
– Основные вопросы задают о допустимости аборта, о целомудрии, об интимной жизни до брака, о возможности сохранить беременность, рождении детей с особенностями развития, как быть, если женщина подвергалась насилию.
Как доабортное консультирование помогает вашей лекторской деятельности?
– Я рассказываю разные истории о жизни женщин. Когда говорю о своей работе, то вижу, что у студентов возникает особый интерес, они удивляются, возмущаются и сочувствуют мамочкам, которые находятся в ситуации репродуктивного выбора.
Есть мнение, что подростки у нас хорошо просвещены в теме половой жизни. Это так?
– Наша молодёжь действительно очень много знает, умеет пользоваться различными источниками в интернете, но они берут там только ту информацию, которая отвечает на вопрос что делать в том или ином случае. Но юноши и девушки редко интересуются, как построить здоровые отношения, какие есть физиологические и психологические последствия интимных отношений, кто будет виноват и кто будет нести ответственность. Поэтому так важно проводить просветительские лекции по теме духовно-нравственных и семейных ценностей в подростково-юношеской среде. Необходимо расширять область знаний наших детей в разных направлениях взрослой жизни и стараться доносить им другую точку зрения, отличную от той, которую им транслируют в интернет-пространстве и которая может нанести только вред и психическому, и физическому здоровью человека.
Подготовила интервью Татьяна Симонова
1.
А еще раньше привлекать детей к пению в церковном хоре, чтобы укоренить их в Церкви. Конечно, новая практика в нашей Церкви, постоянно перемещать духовенство, укоренившееся на месте служения, а так же в памяти и сердцах прихожан, не будет способствовать долголетней отеческой заботе священника о своей пастве. И разрыв с ней всегда проходит болезненно с обеих сторон.