«Учиться “видеть и слышать” церковное искусство. И понимать его»

0
363
Время на чтение 9 минут

Источник: Православие.ру

С 27 октября по 4 ноября в Москве второй раз пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Он проходит под эгидой Московского союза художников при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Департамента культуры г. Москвы.

В прошлом году фестиваль действительно стал событием: организаторы сумели показать срез современного церковного искусства во всей его сложности и всем многообразии. О том, что будет в этому году, мы поговорили с Дмитрием Трофимовым, генеральным продюсером мероприятия, его идейным вдохновителем, художественным руководитель мастерской «Царьград».

Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», художественный руководитель мастерской «Царьград»Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», художественный руководитель мастерской «Царьград»

– Какими были главные итоги первой выставки-фестиваля? Были ли ошибки?

– Самым важным и отрадным для нас было понимание того, что проект всем очень нужен. Он оказался нужен художникам, чтобы увидеть свое творчество со стороны, понять, как работают коллеги, как их творчество вписывается в общий контекст течения и развития современного церковного искусства. Также был очень много откликов от священников, от людей, которые находятся внутри церковной ограды. Речь о мирянах, прихожанах храмов, которые интересуются церковным искусством, церковной культурой в целом.

Если говорить об ошибках, то главное, чего не хватало прошлой выставке, – хорошего информационного освещения. Многие сожалели, что не знали про нее, про наши мероприятия. И в этом году мы постарались, ну скажем так, расширить это направление в работе над фестивалем. Мы участвовали в конкурсе, выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, что дало возможность, во-первых, расширить мероприятие, а во-вторых, серьезнее заняться именно информационным обеспечением проекта.

 

– В прошлом году вы говорили, что цель фестиваля – привлечь внимание общества к современному церковному искусству. За год что-то в этом смысле изменилось?

– Да, фестиваль и задумывался как проект, который должен изменять восприятие церковного изобразительного искусства в церковном сообществе. Это восприятие должно быть более глубоким, ведь речь не просто о красивых работах, памятниках, а, прежде всего, о важной части Священного Предания. Потому его нужно изучать, понимать и художникам, и заказчикам – клирикам и прихожанам.

Вот такая задача стоит перед нашим проектом, и ее не решить ни за год, ни за два. Мы понимаем, что этот проект необходим, и надеемся, что будем развивать его и дальше.

– Этот фестиваль будет чем-то принципиально отличаться от предыдущего?

– В рамках выставки, которая проходит под эгидой Московского Союза художников и при поддержке Департамента культурного наследия города Москвы, пройдет большое количество мероприятий просветительского характера. Речь идет и о ежедневных экскурсиях по выставке, и о лекциях по истории и теории церковного искусства лучших специалистов в этой области, среди которых Елена Виноградова, протоиерей Николай Чернышев, и о просветительских презентациях и фильмах, создаваемых в рамках фестиваля.

– Что интересного, на ваш взгляд, произошло за этот год в церковном искусстве?

– Надеюсь, ответ на этот вопрос даст наша выставка. Конечно, искусство развивается, появляются новые росписи, новые иконы – много художников плодотворно и интересно работают.

Не рыдай мене, Мати. Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптево. Мозаика. Художник: Андрей Мясоедов. Москва, 2022Не рыдай мене, Мати. Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптево. Мозаика. Художник: Андрей Мясоедов. Москва, 2022

На нашей выставки будут представлены работы, которые не показывались в прошлом году, повторов не будет – это принципиальное условие, которое организаторы поставили перед художниками.

В выставке примут участие работы (около 300 экспонатов) более 170 авторов. Но под авторами мы подразумеваем и коллективы художников, так что вполне можно сказать что в выставке участвуют 200–250 мастеров.

– Выставка прошлого года дала достаточно полную картину состояния современного церковного искусства, представила самые разные стили, уровни. Как будет в этом году?

 

 

– В этом году задача в этом смысле остается прежней – мы показываем все направления, которые представлены и делаются внутри храмового пространства. Также мы по-прежнему не включаем в экспозицию работы, которые можно отнести к религиозному художественному творчеству, то есть светские работы религиозного содержания. Наша задача – показать именно то, что создается непосредственно для храма. Исключения составляют круглая скульптура, рельефы, которые мы берем на выставку, подразумевая, что они могут стоять внутри церковной ограды.

– В этом году условия для художников – представить работы, какие-то фрагменты работ в материале. Значит ли это, что мы не увидим фото больших объектов, росписей, мозаик, которые находятся уже внутри храмового пространства?

— В этом году у нас действительно будет очень много работ в материале. Причем, подчеркну, что речь идет именно о новых работах, и это интересно.

Но так же, как и в прошлом году, мы выставляем пенокартоны, на которых будут показаны храмы, их убранство. Когда мы совещались с кураторской группой и думали, какие храмы обязательно нужно показать на этой выставке, то решили, что это будут достаточно известные храмы, которые обязательно должны «прозвучать», чтобы представить наиболее полную картину происходящего в культуре Церкви за последние годы. Поэтому там будут фотографии интерьеров Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, храма Воскресения Христова и новомучеников в Сретенском монастыре, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и других интересных объектов. Думаю, что эту традицию мы продолжим и в будущем.

Кувуклия и ротонда Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Художник: Никита Нужный, 2013Кувуклия и ротонда Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Художник: Никита Нужный, 2013

– В этом году, как и в прошлом, в рамках мероприятия заявлены круглые столы. Какие темы будут подниматься? Вообще, какова цель круглых столов? Выявить проблемы? Прийти к чему-то? Заявить о проблемах церковного искусства?

– Основная задача круглых столов – не нахождение ответов на вопросы, а формулировка главных вопросов, обмен опытом как между художниками, так и между всеми людьми, так или иначе сталкивающимися с церковной культурой.

Тематика первых двух круглых столов сходна с прошлогодней. На первом круглом столе – «Роспись в храме как текст Священного Предания Церкви» – мы будет говорить о вопросах богословия образа, о высокосодержательной стороне изобразительного искусства. Уже из названия понятно, что речь пойдет именно о смысловой составляющей росписи, иконы.

Второй круглый стол – «Интерьер и экстерьер православного храма». Здесь так же, как и в прошлый раз, будут обсуждаться вопросы сотворчества архитектора и художника, стилистические вопросы, которые возникают в этом сотворчестве: художественные, вкусовые и так далее. На этом круглом столе соберется множество и архитекторов, и художников. Мне кажется, будет очень интересно.

Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые занимаются этими вопросами

Третий круглый стол будет посвящен сохранению, консервации храмов, в которых не совершается богослужение. Попросту говоря, речь пойдет о заброшенных храмах. Это действительно большая проблема. Нет четкой системной каталогизации подобных объектов, находящихся на территории России. Хотя этим вопросом занимаются многие организации – это и Министерство культуры, и Общество охраны памятников, и разные фонды. Мне кажется очень важным, чтобы мы все встречались на разных площадках и обсуждали волнующие всех вопросы, связанные с этой проблемой, обменивались опытом. Мы, повторю, не ждем каких-то резолюций. Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые этими вопросами занимаются.

– В этом году на фестивале также заявлены мастер-классы. Как они будут проходить?

– У нас две разновидности мастер-классов. Одни – мастер-классы известных мастеров, профессионалов высокого уровня – таких, например, как Евгений Николаевич Максимов, Игорь Самолыго, Юлия Смирнова. Думаю, эти мастер-классы полезны непосредственно художникам, которые смогут расширить диапазон понимания профессии, диапазон мастерства.

Вторая разновидность мастер-классов – мастерские, организованные для взрослых и детей, с разным уровнем художественного образования или без него. Задача этих мастерских – вовлечение людей в культуру с помощью собственной работы, прикосновение к основам сложного мастерства. Мне кажется, это очень интересно и очень важно. Тем более на выставке, в окружении примеров церковного искусства! Такие мероприятия важны для популяризации церковной культуры, для того, чтобы люди стали больше интересоваться ей.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом Христом. Художник: Дмитрий Репин. Село Новопетровское, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 2022. Доска, левкас, масло. 132 х 61Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом Христом. Художник: Дмитрий Репин. Село Новопетровское, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 2022. Доска, левкас, масло. 132 х 61​

– В рамах фестиваля запланированы лекции. На кого они рассчитаны? Цель лекций – просветительская? Как они вписываются в изначальную концепцию демонстрации современного христианского искусства?

– Все лекции у нас будут по истории церковного искусства. Кроме, пожалуй, одной лекции, которую будет читать отец Николай Чернышев, о творчестве архимандрита Зинона (Теодора). Он будет показывать фотографии работ этого уникального мастера, комментировать, рассказывать.

Что же касается лекций по церковному искусству, на выставке современного церковного искусства, на мой взгляд, они крайне необходимы. Почему? Потому что мы и саму выставку так же, как и в прошлый раз, делаем структурно: посетители проходят сначала через зал традиции, попадая в зал современного церковного искусства. И без понимания традиций, без понимания стилей и направлений прошлого, без знаний знаменитых памятников невозможно оценивать современное церковное искусство, понимать его. Потому что за каждым современным произведением обязательно стоят прообразы искусства прошлого.

– Не уведет ли слишком большая и насыщенная программа от главного, от представления церковного искусства, от собственно демонстрации церковного искусства?

– Программа, действительно, очень насыщенная. И я считаю, что это очень важно, потому что название нашего фестиваля – «Видеть и слышать». Мы помним слова Христа: «Они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк. 4: 12).

Это основная проблема, существующая в культуре: в культуре взаимоотношений между людьми, в культуре восприятия, в вопросах восприятия культуры каждым человеком. Мы проходим мимо важных смыслов. Мы видим икону, мы читаем книгу, но можем, не сосредоточившись, просто проскользнуть взглядом мимо, не задерживаясь и не воспринимая вложенную информацию.

 

Очень важно, чтобы церковное искусство воспринималось именно как некая информация: образная, музыкальная. Нашим фестивалем мы хотим сказать людям, чтобы они немного притормозили в беге повседневности, смогли не просто смотреть, но – видеть, созерцать. Для этого нужно научиться понимать. Поэтому все наши мероприятия должны подвести людей к тому, что стоит за красивыми образами, иконами, росписями в храмах, за песнопениями.

Сначала нужно вникнуть, понять разумом, а уже потом должно открыться и сердечное уразумение. Тогда все образы прекрасного, глубокого станут более понятными. Поэтому мы насыщаем мероприятие такой сложной программой в надежде на то, что для каждого человека найдутся свои ключики к открытию этого безграничного мира церковной культуры.

Голгофа. Роспись в часовне целителя Пантелеимона. Художник: Дмитрий Трофимов, г. Видное, 2019Голгофа. Роспись в часовне целителя Пантелеимона. Художник: Дмитрий Трофимов, г. Видное, 2019

– Что, на ваш взгляд, самое определяющее в современном церковном искусстве?

– Думаю, что определяющим поиски всех мастеров можно назвать поиски художественного языка. Того языка, который бы наиболее адекватно современному восприятию смог передать евангельские смыслы. Думаю, что в прошлом такой осознанности не было, художники просто пользовались тем языком, который на тот момент был общепринят.

При огромной широте направлений современного церковного искусства, при разных творческих поисках, художники сохраняют единство такой церковной культуры. И поэтому в названии фестиваля этого года мы подчеркнули эту главную мысль – «Да будут все едино». Это строчка из Евангелия от Иоанна (см.: Ин. 17: 21). Творческая уникальность каждого художника не мешает главному смысловому единству нашей современной церковной культуры.

С Дмитрием Трофимовым
беседовала Оксана Головко

26 октября 2023 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Трофимов
Все статьи Дмитрий Трофимов
Оксана Головко
Гениальные братья Васнецовы – «тот» и «не тот»
О выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
21.06.2024
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
25.10.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.11.2024 10:52
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 07:47
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:40
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:31
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 07:28