С 27 октября по 4 ноября в Москве второй раз пройдет фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Он проходит под эгидой Московского союза художников при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Департамента культуры г. Москвы.
В прошлом году фестиваль действительно стал событием: организаторы сумели показать срез современного церковного искусства во всей его сложности и всем многообразии. О том, что будет в этому году, мы поговорили с Дмитрием Трофимовым, генеральным продюсером мероприятия, его идейным вдохновителем, художественным руководитель мастерской «Царьград».
Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», художественный руководитель мастерской «Царьград»
– Какими были главные итоги первой выставки-фестиваля? Были ли ошибки?
– Самым важным и отрадным для нас было понимание того, что проект всем очень нужен. Он оказался нужен художникам, чтобы увидеть свое творчество со стороны, понять, как работают коллеги, как их творчество вписывается в общий контекст течения и развития современного церковного искусства. Также был очень много откликов от священников, от людей, которые находятся внутри церковной ограды. Речь о мирянах, прихожанах храмов, которые интересуются церковным искусством, церковной культурой в целом.
Если говорить об ошибках, то главное, чего не хватало прошлой выставке, – хорошего информационного освещения. Многие сожалели, что не знали про нее, про наши мероприятия. И в этом году мы постарались, ну скажем так, расширить это направление в работе над фестивалем. Мы участвовали в конкурсе, выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, что дало возможность, во-первых, расширить мероприятие, а во-вторых, серьезнее заняться именно информационным обеспечением проекта.
– В прошлом году вы говорили, что цель фестиваля – привлечь внимание общества к современному церковному искусству. За год что-то в этом смысле изменилось?
– Да, фестиваль и задумывался как проект, который должен изменять восприятие церковного изобразительного искусства в церковном сообществе. Это восприятие должно быть более глубоким, ведь речь не просто о красивых работах, памятниках, а, прежде всего, о важной части Священного Предания. Потому его нужно изучать, понимать и художникам, и заказчикам – клирикам и прихожанам.
Вот такая задача стоит перед нашим проектом, и ее не решить ни за год, ни за два. Мы понимаем, что этот проект необходим, и надеемся, что будем развивать его и дальше.
– Этот фестиваль будет чем-то принципиально отличаться от предыдущего?
– В рамках выставки, которая проходит под эгидой Московского Союза художников и при поддержке Департамента культурного наследия города Москвы, пройдет большое количество мероприятий просветительского характера. Речь идет и о ежедневных экскурсиях по выставке, и о лекциях по истории и теории церковного искусства лучших специалистов в этой области, среди которых Елена Виноградова, протоиерей Николай Чернышев, и о просветительских презентациях и фильмах, создаваемых в рамках фестиваля.
– Что интересного, на ваш взгляд, произошло за этот год в церковном искусстве?
– Надеюсь, ответ на этот вопрос даст наша выставка. Конечно, искусство развивается, появляются новые росписи, новые иконы – много художников плодотворно и интересно работают.
Не рыдай мене, Мати. Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптево. Мозаика. Художник: Андрей Мясоедов. Москва, 2022
На нашей выставки будут представлены работы, которые не показывались в прошлом году, повторов не будет – это принципиальное условие, которое организаторы поставили перед художниками.
В выставке примут участие работы (около 300 экспонатов) более 170 авторов. Но под авторами мы подразумеваем и коллективы художников, так что вполне можно сказать что в выставке участвуют 200–250 мастеров.
– Выставка прошлого года дала достаточно полную картину состояния современного церковного искусства, представила самые разные стили, уровни. Как будет в этом году?
– В этом году задача в этом смысле остается прежней – мы показываем все направления, которые представлены и делаются внутри храмового пространства. Также мы по-прежнему не включаем в экспозицию работы, которые можно отнести к религиозному художественному творчеству, то есть светские работы религиозного содержания. Наша задача – показать именно то, что создается непосредственно для храма. Исключения составляют круглая скульптура, рельефы, которые мы берем на выставку, подразумевая, что они могут стоять внутри церковной ограды.
– В этом году условия для художников – представить работы, какие-то фрагменты работ в материале. Значит ли это, что мы не увидим фото больших объектов, росписей, мозаик, которые находятся уже внутри храмового пространства?
— В этом году у нас действительно будет очень много работ в материале. Причем, подчеркну, что речь идет именно о новых работах, и это интересно.
Но так же, как и в прошлом году, мы выставляем пенокартоны, на которых будут показаны храмы, их убранство. Когда мы совещались с кураторской группой и думали, какие храмы обязательно нужно показать на этой выставке, то решили, что это будут достаточно известные храмы, которые обязательно должны «прозвучать», чтобы представить наиболее полную картину происходящего в культуре Церкви за последние годы. Поэтому там будут фотографии интерьеров Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, храма Воскресения Христова и новомучеников в Сретенском монастыре, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и других интересных объектов. Думаю, что эту традицию мы продолжим и в будущем.
Кувуклия и ротонда Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Художник: Никита Нужный, 2013
– В этом году, как и в прошлом, в рамках мероприятия заявлены круглые столы. Какие темы будут подниматься? Вообще, какова цель круглых столов? Выявить проблемы? Прийти к чему-то? Заявить о проблемах церковного искусства?
– Основная задача круглых столов – не нахождение ответов на вопросы, а формулировка главных вопросов, обмен опытом как между художниками, так и между всеми людьми, так или иначе сталкивающимися с церковной культурой.
Тематика первых двух круглых столов сходна с прошлогодней. На первом круглом столе – «Роспись в храме как текст Священного Предания Церкви» – мы будет говорить о вопросах богословия образа, о высокосодержательной стороне изобразительного искусства. Уже из названия понятно, что речь пойдет именно о смысловой составляющей росписи, иконы.
Второй круглый стол – «Интерьер и экстерьер православного храма». Здесь так же, как и в прошлый раз, будут обсуждаться вопросы сотворчества архитектора и художника, стилистические вопросы, которые возникают в этом сотворчестве: художественные, вкусовые и так далее. На этом круглом столе соберется множество и архитекторов, и художников. Мне кажется, будет очень интересно.
Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые занимаются этими вопросами
Третий круглый стол будет посвящен сохранению, консервации храмов, в которых не совершается богослужение. Попросту говоря, речь пойдет о заброшенных храмах. Это действительно большая проблема. Нет четкой системной каталогизации подобных объектов, находящихся на территории России. Хотя этим вопросом занимаются многие организации – это и Министерство культуры, и Общество охраны памятников, и разные фонды. Мне кажется очень важным, чтобы мы все встречались на разных площадках и обсуждали волнующие всех вопросы, связанные с этой проблемой, обменивались опытом. Мы, повторю, не ждем каких-то резолюций. Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые этими вопросами занимаются.
– В этом году на фестивале также заявлены мастер-классы. Как они будут проходить?
– У нас две разновидности мастер-классов. Одни – мастер-классы известных мастеров, профессионалов высокого уровня – таких, например, как Евгений Николаевич Максимов, Игорь Самолыго, Юлия Смирнова. Думаю, эти мастер-классы полезны непосредственно художникам, которые смогут расширить диапазон понимания профессии, диапазон мастерства.
Вторая разновидность мастер-классов – мастерские, организованные для взрослых и детей, с разным уровнем художественного образования или без него. Задача этих мастерских – вовлечение людей в культуру с помощью собственной работы, прикосновение к основам сложного мастерства. Мне кажется, это очень интересно и очень важно. Тем более на выставке, в окружении примеров церковного искусства! Такие мероприятия важны для популяризации церковной культуры, для того, чтобы люди стали больше интересоваться ей.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом Христом. Художник: Дмитрий Репин. Село Новопетровское, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 2022. Доска, левкас, масло. 132 х 61
– В рамах фестиваля запланированы лекции. На кого они рассчитаны? Цель лекций – просветительская? Как они вписываются в изначальную концепцию демонстрации современного христианского искусства?
– Все лекции у нас будут по истории церковного искусства. Кроме, пожалуй, одной лекции, которую будет читать отец Николай Чернышев, о творчестве архимандрита Зинона (Теодора). Он будет показывать фотографии работ этого уникального мастера, комментировать, рассказывать.
Что же касается лекций по церковному искусству, на выставке современного церковного искусства, на мой взгляд, они крайне необходимы. Почему? Потому что мы и саму выставку так же, как и в прошлый раз, делаем структурно: посетители проходят сначала через зал традиции, попадая в зал современного церковного искусства. И без понимания традиций, без понимания стилей и направлений прошлого, без знаний знаменитых памятников невозможно оценивать современное церковное искусство, понимать его. Потому что за каждым современным произведением обязательно стоят прообразы искусства прошлого.
– Не уведет ли слишком большая и насыщенная программа от главного, от представления церковного искусства, от собственно демонстрации церковного искусства?
– Программа, действительно, очень насыщенная. И я считаю, что это очень важно, потому что название нашего фестиваля – «Видеть и слышать». Мы помним слова Христа: «Они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк. 4: 12).
Это основная проблема, существующая в культуре: в культуре взаимоотношений между людьми, в культуре восприятия, в вопросах восприятия культуры каждым человеком. Мы проходим мимо важных смыслов. Мы видим икону, мы читаем книгу, но можем, не сосредоточившись, просто проскользнуть взглядом мимо, не задерживаясь и не воспринимая вложенную информацию.
Очень важно, чтобы церковное искусство воспринималось именно как некая информация: образная, музыкальная. Нашим фестивалем мы хотим сказать людям, чтобы они немного притормозили в беге повседневности, смогли не просто смотреть, но – видеть, созерцать. Для этого нужно научиться понимать. Поэтому все наши мероприятия должны подвести людей к тому, что стоит за красивыми образами, иконами, росписями в храмах, за песнопениями.
Сначала нужно вникнуть, понять разумом, а уже потом должно открыться и сердечное уразумение. Тогда все образы прекрасного, глубокого станут более понятными. Поэтому мы насыщаем мероприятие такой сложной программой в надежде на то, что для каждого человека найдутся свои ключики к открытию этого безграничного мира церковной культуры.
Голгофа. Роспись в часовне целителя Пантелеимона. Художник: Дмитрий Трофимов, г. Видное, 2019
– Что, на ваш взгляд, самое определяющее в современном церковном искусстве?
– Думаю, что определяющим поиски всех мастеров можно назвать поиски художественного языка. Того языка, который бы наиболее адекватно современному восприятию смог передать евангельские смыслы. Думаю, что в прошлом такой осознанности не было, художники просто пользовались тем языком, который на тот момент был общепринят.
При огромной широте направлений современного церковного искусства, при разных творческих поисках, художники сохраняют единство такой церковной культуры. И поэтому в названии фестиваля этого года мы подчеркнули эту главную мысль – «Да будут все едино». Это строчка из Евангелия от Иоанна (см.: Ин. 17: 21). Творческая уникальность каждого художника не мешает главному смысловому единству нашей современной церковной культуры.
С Дмитрием Трофимовым
беседовала Оксана Головко
26 октября 2023 г.