Татьяна Чувашева, художник
В Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки проходит выставка Татьяны Чувашевой «Современная парсуна».
Мы живем в эпоху скоростей, торопимся двигаться, ежедневно преодолевая большие расстояния, спешим успеть больше возможного. Ежедневно перед глазами мелькает множество лиц, которые сливаются в нашем сознании в однородную массу, толпу; мы вообще не в силах сфокусировать взгляд на чем-то более продолжительном, чем минутный видеоролик в соцсетсях. И вот в таком контексте художник Татьяна Чувашева останавливается и начинает внимательно смотреть на человека. Не просто смотреть – всматриваться, чтобы увидеть его целиком: и внешнюю его сторону, и нечто глубокое, значимое, что спрятано в каждом.
Крепко опираясь на традицию создания портретов прошлого (в том числе русских портретов XVIII века), художник, живущий в XXI веке, вглядывается в человека, пожалуй, еще более тщательно, бережно, чем ее предшественники, по тем самым причинам, что указаны выше: для нее нет толпы, есть люди – любимые чада Божии. Поэтому каждый – целая безмерная Вселенная. И даже технику для многих своих работ Чувашева выбрала медленную, вдумчивую – технику темперной живописи по левкасу.
На выставке особое впечатление производит портрет ученого и известного фотографа Михаила Ароновича Дашевского (1935–2021). Из светлого пространства проступают, прорастают голова и руки – и больше ничего, хотя как раз самое главное, глубокое про этого человека явно прочитывается. Так обычно пишут подкладные иконы. Причем больше подобных работ у Татьяны Чувашевой нет, почему же она написала этот портрет именно таким образом? Год создания портрета – 2021-й. Художница начинала работать над ним, когда Михаил Аронович Дашевский был еще жив, хотя уже очень болен. А дописывала она работу уже после его смерти. Так что перед нами – посмертный портрет, и все нюансы, подробности здесь были бы лишними. Татьяне Чувашевой удалось показать человека, который находится уже не здесь, не в нашей реальности, в другом, надмирном пространстве, – и при этом передать его неповторимые индивидуальные черты...

Еще издали притягивает к себе и триптих «Привратник» (2023) – слишком многим знакомая, слишком внутренне откликающаяся история. История апостола Петра – ну и что, что в названии об этом не говорится, – идея прочитывается зрителем моментально. Совсем напрямую, изображая самого апостола, говорить на эту тему Татьяна Чувашева считает себя не вправе: «Настоящее должно быть в иконе, – говорит она. – В светском искусстве нельзя». И она ведет в своей работе зрителя к пониманию основной идеи работы через погружение в пласт мировой культуры (так, вспоминаются работы западноевропейских художников – «Отречение святого Петра», «Раскаяние святого Петра», например, работа Жоржа де Латура 1645 года). Центральная часть триптиха – как раз изображение петуха, символа предательства; слева – портрет Петра (хотя, опять же, прямо об этом художник не говорит) с элементами западноевропейской иконографии. Чувашева сознательно уходит даже от намека на восточнохристианскую иконографию: она говорит языком реалистического искусства, а не искусства иконы, повествующего о Горнем мире. Кстати, писала этот портрет Чувашева с реального человека, который занимал высокую должность, а потом решил поменять жизнь и стал сторожем в храме. Триптих звучит как напоминание о том, что путь предательства – не такой уж необычный и далекий: вот же он, петух, который может закричать для каждого. Но этот путь можно изменить, развернувшись в правильную сторону, о чем напоминают те самые огромные ключи…

«Иван Кузнец» (2022) – это портрет конкретного кузнеца, знакомого художнику мастера. Но в итоге получился масштабный образ человека, умеющего сохранять и создавать красоту; неслучайно в больших, крепких руках мастера – созданный им перстень. «Это образ не Левши, а богатыря, сохраняющего русскую культуру», – уточняет Татьяна Чувашева.
Таинство рождения музыки такого уровня, что ее слушают и поют ангелы, раскрывается в портрете Алексея Рудневского, хорового дирижера, профессора Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2021).

Вглядываясь в человека, Татьяна Чувашева порой сознательно приближает его лицо, размещает практически на всем изобразительном пространстве работы, таким образом укрупняет его, масштабирует. Как, например, в работе «‟В том краю, где желтая крапива”. С. Есенин» (2018), где мы видим портрет голубоглазого светловолосого мальчика-непоседу. Чувашева снова идет от конкретного (ведь писала она конкретного мальчугана) – к глобальному. Это даже не Есенин, не только его стихи, а более обобщенный образ, говорящий о важном, исконно-русском. Такой же мальчишка бегал и во времена Крещения Руси, и при татаро-монгольском иге, и во времена Смуты...

Это даже не Есенин, не только его стихи, а более обобщенный образ, говорящий о важном, исконно-русском
Детские образы у Татьяны Чувашевой – всегда очень глубокие: в стремлении показать образы детей сложными, с какими-то мучающими их противоречиями – она идет от традиций Валентина Серова, Николая Фешина. Парадоксы времени, которое может тянуться, длиться, и при этом быть быстротечным, мгновенно исчезать – в картине «Песочные часы» (2007). «Птичка» (2006) – это тоже в том числе про быстротечность времени, мимолетность детства…
В картине «Игра» (2004) – квинтэссенция детского мира, с его трепетностью, ранимостью, тонкостью и безмерностью.





Безмерность детского мира, красоты родительского дома, где каждый предмет оказывается невероятной ценностью, показаны в полиптихе «Прятки» (2019). Интересно, что Татьяна Чувашева не делает многофигурных сюжетных композиций в одном изобразительном пространстве. Даже единый по смыслу сюжет она разделяет на несколько отдельных работ, так что получаются диптихи, триптихи и так далее. То есть даже в многофигурных сюжетах ей важно выделить каждого отдельного героя. Как в диптихе «Пушкин и муза». Одна часть диптиха – узнаваемый профиль поэта, приближенный настолько, что выходит за край работы (масштаб поэта), а муза – ее ведь нельзя приблизить, поэтому она – в поясном изображении, да еще за ней лавочка, деревья – узнаваемый «пушкинский» пейзаж.

Один из детских портретов художница назвала «Портрет неизвестной» (2009). Понятно, что писала она очень даже известную ей девочку, но это название отсылает зрителя в прошлое, в эпоху Ивана Аргунова (1729–1802), Алексея Антропова (1716–1795). И сам образ получился вневременным и очень теплым, мягким.
То же можно сказать и про работу «Колыбельная» (2017). Когда смотришь на нее, совсем нет ощущения, что это костюмированный сеанс, модель в костюме. Перед нами – девочка в привычном наряде, только очень красивом, полностью органичном для нее. Как органичны и прекрасные народные одеяния в работах «Пряха» (2007), «Азуритовый цветок» (2018), «Речной жемчуг» (2013–2014). Современные девочки, одетые в такие костюмы, сразу оказываются в плотном многослойном контексте русской истории, становятся ее частью.



А к каком времени находятся мальчики из триптиха «История одного сражения» (2015–2016)? Ведь так могут играть и современные ребята, и мальчики, жившие 100, 200 лет назад. А еще это произведение – яркий пример того, как через детские образы Татьяна может говорить на глобальные темы. «Я как-то задумалась, когда в истории человечества началась война, – рассказывает Татьяна, – и поняла, что с Каина. И все никак не закончится». Потому и играют мальчики солдатиками разных эпох, а игрушечный красный конь вызывает в памяти и троянского коня, несущего в себе гибель, и красного коня из знаменитой, наполненной тревожным предчувствием работы Кузьмы Петрова-Водкина.
«История одного сражения» (2015-2016) . Триптих
Оказываясь на выставке Татьяны Чувашевой, мы не просто замедляемся, начинаем всматриваться и получаем эстетические впечатление. Творчество художника дает гораздо больше, оно погружает в духовное пространство культуры, ведет, как путеводная нить (образ «Пряхи», присутствующий в экспозиции, совсем не случаен), по векам и эпохам. Да даже если говорить об уже упомянутой технике темперной живописи по левкасу (которая уже делает произведение многомерным) – это движение от и через работы Дмитрия Жилинского (1927–2015) – туда, дальше, к русской и византийской иконописи (речь именно о технике, а не о художественном языке)… А уж если брать смысловое наполнение произведений – материала творчество художника дает на большой научный труд.

Важный момент: просто смотреть работы Чувашевой не получится, они требуют соучастия – духовного и интеллектуального, но при этом взамен они окрыляют и наполняют тебя. И уже на улице или даже в метро ты видишь не толпу, а лица конкретных людей – красивые лица.
Выставка Татьяны Чувашевой «Современная парсуна» работает до 18 мая 2025 года в Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки по адресу Москва, ул. Академика Варги, дом 15.



