«Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.»
(Вторая заповедь Закона Божия)
«От чего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское, ныне так разслабело, обезсилилось, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава… Вот от чего Царство наше колеблется… Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие.»
(Из слова святого праведного Иоанна Кронштадтского в день рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г.)
* * *
О значении трудов «Всероссийского батюшки», как с любовью называли и продолжают называть по сей день протоиерея Иоанна Сергиева (1829 – 1908), причисленного к лику святых Русской Православной Церковью в 1990 году, больше известного в нашей повседневной жизни как святой праведный Иоанн Кронштадтский, сказано, написано немало и при его жизни, и после завершения земного пути. Для большинства русских людей, хотя бы немного знакомых с его трудами, проповедями, пророчествами, он был и остается грозным обличителем грехов человеческих, подобно пророку Илии и Иоанну Крестителю, не боявшимся открыто в лицо говорить правду как своим прихожанам, либо пожелавшим его увидеть приезжим из ближнего и дальнего Зарубежья, прикоснуться к одному из великих праведников и благодетелей почти что нашей с вами современности, так и смело обличать потерявшихся в пучине блуда, оккультизма и всякой иной мути власть имущих. Благостный к кающимся, как ни велики были грехи их, он не терпел упорства во грехе. Пламенное слово отца Иоанна доныне воинствует против лжи и беззакония нашего лукавого времени. Провозглашал святой старец, предрекая беды и напасти России на десятилетия вперед, предчувствуя и грядущую революцию, и кровавую гражданскую войну, и последующие десятилетия борьбы с верованиями и традициями русского народа: «Если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие… Бедное отечество! Когда то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов… Довольно пить горькую, полную яда чашу вам и России! Россия страдает и мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия и крайнего упадка нравов». Оглядываясь по сторонам, мы понимаем, что и через сто с лишним лет после этих слов вновь мы возвращаемся к той же социально опасной, если не сказать больше – взрывоопасной ситуации. Поэтому ура-патриотические кричалки из беснующейся и заглядывающей в храм в лучшем случае пару-тройку раз в год толпы «Мы – русские, с нами Бог!», а то и того больше: «Москва – Третий Рим!», ничего кроме тихой грусти не вызывают. По Москве разговор особый. Тут даже мимоходом взору опытного путешественника есть в наши дни чему подивиться. Насчет глубинки ситуация носит еще более катастрофический на недалекую перспективу характер. Это размышление по итогам конкретного события как раз о ней, о так называемой «периферии». «Мы – русские, с нами маг!», – к сожалению, приходит время, когда лозунги в связи с инертностью властей и неадекватностью населения требуют пересмотра. У читателя есть сомнения? Давайте тогда поговорим о регионе, ранее неоднократно и напыщенно именуемом многими, в первую очередь церковными или околоцерковными средствами массовой информации, не иначе как «Православная Кубань». Имеет ли это определение под собой реальную основу? Попробуем разобраться на примере недавнего визита в станицу Курчанская, что под славным городом воинской доблести с древней историей Темрюк, съемочной группы балаган-шоу «Битва экстрасенсов» и непосредственно троих «мистических гуру» из этого цирка-шапито. Особенно интересует патологически бурная реакция местных жителей и даже немалого числа прихожан близлежащего храма на эту новость. По большей части с криками ликования приветствующих заезжих гастролеров, чем вызвавших у автора, много лет посвятившего изучению феномена манипуляции сознанием, неподдельные интерес и тревогу.
Как писал ранее в историческом очерке «Современникам горящее Истиной слово», благочестивый священник Иван Ильич Сергиев, он же – святой праведный Иоанн Кронштадтский, чьи пронзительные слова поставлены во вступлении к данной небольшой аналитике, не был блестящим оратором, но, говоря простым, понятным народу языком, ясно, сердечно, от души, покорял и воодушевлял слушателей. Его становящиеся раз от разу популярными в народной среде проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров, немыслимыми на то время тиражами по всей России. При жизни было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких больших томов. Он в то смутное время конца XIX – начала XX века, так похожее на наши с вами горькие прифронтовые будни, а для кого-то уже нескончаемые дни и ночи личной безпощадной кровавой войны за право русских называться и быть русскими, творил добрые дела, и вел душепопечительскую работу. «Всероссийский батюшка» вдохновлял многих и многих других священнослужителей и мирян, причем не только православного вероисповедания, на аналогичное радение. Восемь лет автор данного размышления соработничал с флагманом современного православного душепопечения, иеромонахом, а затем игуменом Анатолием (Берестовым), в московском Душепопечительском православном центре реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, и не знать историю и труды «кронштадтского пастыря» права не имеет. Личный священнический долг отец Иоанн видел прежде всего в духовно-нравственном врачевании погибающих от жизни во грехе людей. Сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство, предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа. И закономерно делал выводы, которые подтвердил неумолимый ход истории: «Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (“сосуды скудельные” – Пс. 2:9), если не обратятся и не покаются.». Массового народного покаяния и очищения, так необходимого русской душе и общине катарсиса не произошло. Как следствие – неминуемый распад общества на классы и подклассы, не живущие как функционирующий четко и сплоченно единый организм. Идея коммунизма как «светлого завтра» в земной жизни и советского «рая на земле» не имела ни малейшего шанса на длительную устойчивую жизнеспособность.
И вот, казалось бы, минуло лихолетье диких 90-х, когда рухнул навзничь колосс на глиняных ногах, воздвигнутый зарубежными недругами Российской Империи, жаждущими ее проигрыша в Первой Мировой войне и последующего раскола на воюющие друг с другом идейно разобщенные группировки, осколки некогда духовно цельного монолита. Те же продюсеры и сценаристы, их потомки того же роду и племени стремятся и сегодня работать все по тем же алгоритмам. Одним из таких разрушающих изнутри русскую, читай – христианскую духовность, традиционные для русского человека мораль, этику и нравственность, механизмов стало насаждение, культивирование в умах и сердцах россиян оккультного, языческого мышления. Одновременно сопровождающееся массовой пропагандой откровенно мошеннических схем отъема денежных средств у населения через некое «врачевание», «снятие порчи, сглаза», «пророчество» и самое опасное для человеческой души, сознания – «раскрытие преступлений», в том числе через «общение с мертвыми душами». За всем этим стоит лишь одно – жажда наживы любой ценой.
Оккультизм, магия и мистификация. Вводная часть
Понятие «оккультизм», согласно определению в Большой Советской энциклопедии, происходит от латинского слова «occultus» – тайный, сокровенный, и подразумевает под собой общее наименование учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. Оккультизм может быть осмыслен и как гностический интерес, желание «подсмотреть» нечто божественное как бы незаконно, через «замочную скважину», тайно. Этот путь отличается от мистицизма, сопряженного с пассивным восприятием мистиком сакрального знания, знание само находит его, иногда вопреки желанию. Согласно Толковому словарю Владимира Даля: «Магия – это знание или употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагаются в делах этих связи человека с духовным миром…» (Фрэзер Дж. Дж., 1980). Среди многочисленных определений магии это акцентирует внимание на ее практическом характере, хотя не уточняет роль человека в «употреблении тайных сил природы», а также постулирует сферу сверхъестественного. Подобно оккультизму, магия также сопряжена с посвящением, которое восходит, вероятно, к первобытным формам инициации. Но магия выступает преимущественно как практика: «… колдун знает магию только с ее практической стороны. Он никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия…». Оба определения родственны в допущении неких тайных или скрытых сил природы. Однако, уточнимся еще раз – оккультизм как учение, предполагает более широкое теоретическое содержание, в то время как магия сугубо практична.
Как справедливо отмечает исследователь феномена оккультизма Виктор Селивановский, это явление с каждым годом, десятилетием настойчиво претендует на научный статус. Репутация колдуна – повелителя духов никак не укладывается в научное представление, но под маркой «энергетики» и «вибрации» те же оккультные идеи имеют шанс на успех в стремительно деградирующем не без участия средств массовой информации обществе. Чтобы уложиться в научный регламент, необходимо тайные природные силы приписать самому человеку, назвав их еще не познанными наукой человеческими способностями. Магия в ее архаической форме представляет собой утилитарное действие с набором формул – заклинаний, полу-призывов, полу-повелений, обращенных к демонам и многим-многим, самым разным богам, что именуется в религиоведении как политеизм. Эти обращения сопровождаются нерационализируемыми фразами или звукосочетаниями. Для оккультиста власть над тайными силами природы сопряжена в большей мере со знанием неких таинственных, наукой по сей день недоказанных «шестерёнок».
Вот как объясняет с точки зрения христианства опасность обращения к различным «колдунам», «знахарям», «целителям» и «магам» непонимающих всей ответственности своего выбора людей священник Валерий Духанин, кандидат богословских наук, долгое время, до тяжелой болезни трудящийся в статусе проректора по учебной работе Николо-Угрешской семинарии. Согласно христианскому вероучению, все происходящее в мире подчинено Божественному Промыслу. Нет ничего, что было бы упущено из мудрой и чуткой заботы Небесного Отца. Даже скорби и беды, даже наши духовные падения попускаются Богом для нашего возможного вразумления. Поэтому достичь подлинного блага можно лишь через личное обращение к Богу. Человек наделен свободой воли, и потому он волен обратиться ко Христу, что бы вокруг него ни происходило (война ли, революция, экономический кризис и тому подобное). Магическое же мировоззрение полагает, что нет ни Промысла Божия, ни безусловной свободы, а есть тайная, скрытая сила, невидимо охватывающая все мироздание. Люди, невидимые духи, стихии природы – все подчинены оккультным законам влияния. Кто нашел ключ к этим законам, тот и владеет миром. Если выразиться образно, в магии считается, что все вещи нашего мира соединены невидимыми нитями и что правильно произнесенное заклинание воздействует на эти нити. В магизме сами люди всего лишь живые куклы, к которым привязаны нити невидимого кукловода. С помощью магии можно дернуть за нужную нить, и, как бы живая кукла ни сопротивлялась, действие будет непреоборимым – болезнь, порча, возбуждение полового влечения и так далее. Если в христианстве духовное преуспеяние зависит от того, насколько сердце человека открыто Христу, насколько человек исполняет заповеди Христа и стремится к Богу, то в магии присутствует редкостное равнодушие к Богу. При этом в заговорах может даже упоминаться имя Божие, а заговариваемого человека могут именовать рабом Божиим, однако все цели магического заклинания исключительно земного характера. Здесь все добывается своим страстным усилием в прорыве к духовному миру: достичь успеха, денег, здоровья, благосклонности любимого человека, пообщаться с духом умершего близкого человека и тому подобное. Не живое обращение к Богу, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с Богом, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал. Исследователи отмечают, что магия признает в нашем мироздании несколько сфер. В высшей сфере обитают добрые духи, а в низшей – злые демоны. Если христианство свидетельствует, что темные духи пребывают в кардинально иной сфере бытия, нежели светлые ангелы (первые – в сфере поднебесной, а вторые – на небесах) и что для соприкосновения со вторыми нужна чистая жизнь и теплая молитва, то в магии ситуация совершенно иная. В магии считается, что с помощью секретных церемоний можно входить в контакт с невидимыми духами, причем не только со злыми, но и добрыми, и якобы получать от них помощь. Более того, с духами можно заключать соглашение, и тогда маг управляет духами в своих интересах – они принадлежат колдуну, пока он живет, а после смерти уже маг навеки принадлежит этим силам. Но о последнем колдун не особенно думает. Он думает о другом, а именно: если мир подвластен духам, а духи заклинаниям, то овладевший заклинаниями становится сам себе царь и бог. Здесь глубочайшее заблуждение считать, будто маг способен склонить к себе добрых духов, ведь для общности с ангелами нужна верность Богу, Которому служат ангелы, искренняя молитва и отсечение плотских и душевных страстей, а не пассы, нашептывания и вдыхание заморских курений. И те духи, которые выдают себя магам за добрых, на самом деле не настолько добры, как кажется. Материал для этой части комментария выборочно позаимствован из статьи протоиерея Валерия Духанина «Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни» К чему же приводит такая позиция?
В оккультной среде, среде мистификаторов считается, что воле мага может противостоять только воля более сильного колдуна, имеющего больший заряд воли и желания, здесь «маг не упрашивает высшую силу, не ищет благорасположения переменчивого и своевольного сверхъественного существа, не унижается перед грозным божеством» (Фрэзер Дж. Дж., 1980). Эдакий мифический сверхчеловек. Другие вольные или невольные участники магического ритуала: это или просители – заказчики индивидуального магического действа, либо его жертвы. В любом случае их воля находится в подчиненном положении. В магии идет речь о «вызывании духов», «подчинении», «службе духов». Так или иначе, они воспринимаются как субъекты воли, также подчиненные воле мага. Если его воля и не абсолютна, она имеет перспективу абсолютизации. В реальности же маг подчинен силам куда более Высшего порядка, чем он может себе представить. И последствия взаимодействия с инфернальным миром, а именно он стоит за всеми демонстрируемыми на начальном этапе новоначальному участнику магического ритуала, а никакой не «божественный», в дальнейшем более чем печальны. Самостоятельно можно найти немало подтверждающих эту позицию примеров в жизнеописаниях многих известных вам людей. С наиболее яркими из них можно ознакомиться здесь.
Как напоминает нам в фундаментальном труде «Душа после смерти» (1980) один из самых известных и почитаемых в православном мире миссионеров и катехизаторов второй половины XX века, в своем дохристианском прошлом увлекавшийся буддизмом и восточными практиками, в 1970 году принявший в Калифорнии (США) монашеский постриг, иеромонах Серафим (Роуз), христианский опыт «есть подлинный иной мир неба и ада, а спиритический, мистический опыт – это только воздушная часть этого мира, “астральная плоскость” падших духов». Современный опыт мистиков он относит к категории падших духов, но понять это сложно, если после тщательного изучения не принять христианский взгляд на природу потустороннего мира.
В своей книге он так поясняет популярность спиритических сеансов в невежественных массах и их опасность: «”Оккультный взрыв” последних лет был вызван эффектным возрастанием паранормальных опытов всякого рода и, в свою очередь, способствовал их распространению. На одном краю спектра этих опытов находятся “посмертные” опыты, в которых для контакта с потусторонним миром требуется незначительное волевое усилие или же вообще его не требуется; на другом краю этого спектра находятся современное колдовство и сатанизм, где уже имеет место сознательная попытка общения и даже служения силам потустороннего мира, а где-то между двумя этими крайностями находятся мириады вариантов современных психических опытов от “изгибания ложек” Ури Геллера и парапсихологических внетелесных путешествий до контактов с существами НЛО и похищений ими.». И далее уточняет: «На самом же деле участие христиан во всех подобных опытах является лишь поразительным показателем того, насколько в наши времена потеряна христианская осведомленность об оккультном опыте… Один из виднейших подлинных медиумов нашего века, покойный Артур Форд – рост почтения к которому со стороны «христиан», а вместе с тем и неверующих гуманистов сам по себе является знамением времени – дал ясный намек на то, что же означает широкое распространение оккультных опытов и чувствительность к ним: “День профессионального медиума подходит к концу. Мы были полезны как подопытные кролики. С нашей помощью ученые узнали кое-что об условиях, необходимых для того, чтобы оно (общение с миром духов) состоялось” (“Psychics”, by the Editors of Psychic Magazine, Harper amp; Row, N.Y., 1972, p. 23). То есть: оккультный опыт, до сих пор ограниченный кругом нескольких «посвященных», теперь стал доступен тысячам простых людей. Конечно, это в основном вызвано не наукой, а все большим отчуждением человечества от христианства и его жаждой новых «религиозных опытов». Лет 50 – 75 тому назад только медиумы и оккультисты, стоящие почти вне общества, имели контакты с “духами-руководителями”, культивировали “выходы из тела” или “говорили на языках”; сегодня эти опыты стали относительно распространенными и на всех уровнях общества воспринимаются как нечто обычное. Этот знаменитый ныне рост “потусторонних” опытов является, несомненно, одним из знамений приближающегося конца света…». Полностью с книгой иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти» можно ознакомиться по ссылке. Она достойна особого внимания читателя.
Магия обычно связана с пантеистическим мировоззрением. Пантеизм не является строго оформленной системой мировоззрения, он объединяет в себе множество самостоятельных направлений. Общим связующим стержнем классических пантеистических концепций служит убежденность в том, что основу всего мироздания составляет единая Божественная субстанция. В строгом смысле существует только одна эта субстанция. Она является причиной самой себя, вечна, не подвержена делению, всецело заключена вся во всём. Многочисленные вещи обнаруживают лишь ее всевозможные проявления. Все эти вещи индивидуально изменчивы и все вовлечены во всеобщее мировое движение. Из пантеизма не вытекает с неизбежностью магическая установка сознания, хотя и предрасположенность к таковой однозначна. Оккультизм ближе к мифу, магия – к ритуалу. На эти самые ритуальные действия, пассажи подготовленных специально для рожденного в головах британских медиатехнологов в 2006 году большого телевизионного шоу «Britain’s Psychic Challenge» («Телепатический вызов Британии») и клюнули телезрители-англичане. Подавляющее большинство из них имело низкий уровень критического мышления к преподнесенному им «на блюдечке» духовному шлаку, иначе трудно объяснить приверженность к просмотрам подобного информационно-развлекательного мусора. Об уровне интеллекта любителей подобных шоу судить не будем. Информации о том, что представляют собой подобные «магические» спектакли и кто за ними стоит, с какой целью транслирует на массовую аудиторию в электронных и печатных изданиях, более чем достаточно. Мы разобрали их лишь в общих чертах.
«Битва экстрасенсов» как символ шарлатанства в России
Слово «шарлатан» пришло к нам из французского языка. «Charlatan» означает «обманщик, плут». Это человек, выдающий себя за профессионала, или просто знатока в какой-либо сфере, но таковым не являющийся и намеренно скрывающий факт своей некомпетентности, ложно приписывающий себе некие знания, навыки или умения. В свою очередь французское «сharlatan» восходит к итальянскому глаголу «ciarlare», в который вкладывается значение «говорить с пафосом, уверенно нести вздор». Этимологию этого слова связывают с названием небольшой деревни Черрето в итальянской Умбрии. У историков и лингвистов есть две официально признанные состоятельными версии связки понятия «шарлатанство» с этим населенным пунктом.
По одной из них, деревушка прославилась большим количеством псевдолекарей, псевдоаптекарей и всезнающих знахарей. Многие из них ради заработка отправлялись в многомесячные странствия, разнося своими нечестными делами дурную славу о родной Черрето. Причем мошенники не просто выдергивали зубы и распродавали свои, якобы, целебные настойки, приготовленные из не пойми чего, но и были своего рода актерами, фиглярами: разыгрывали фарсы, жонглировали, гадали, лишь бы продать товар. Судя по всему, именно тогда и был негласно сформулирован основной закон шарлатанского промысла, справедливый до сих пор – в конкурентной «рыночной» борьбе все средства хороши, даже самые аморальные и неэтичные. И здесь побеждает не тот, у кого продукт качественнее, а тот, кто громче и лучше его представит падкой на эксцентричные фокусы и яркие презентации публике.
Вторая версия имеет несколько иную интерпретацию происхождения итальянского корня в слове «шарлатан». Часть исследователей предполагает, что деревня Черрето была знаменита проживающими в ней торговцами, которые могли, что называется, «заговорить зубы» и продать что угодно наивному покупателю. Перевод итальянского глагола «ciarlare» как раз и указывает на этот навык лукавого продавца – спокойно и уверенно, без зазрения совести городить всякую ерунду, словесную чушь в свою выгоду, стремясь во что бы то ни стало, любой ценой продать товар.
Автор двухтомного Историко-этимологического словаря современного русского языка Павел Черных (1896 – 1970) подтверждает гипотезу о связи шарлатанов с деревушкой Черрето, которые, странствуя по Италии, выдавали себя за лекарей и аптекарей, не являясь таковыми. И упоминает также, что те не упускали случая позабавить публику жонглированием или показом других номеров балаганного искусства.
Такими шарлатанами по сути своей и являются всяческие ТВ-гадалки, эстрасенсы, знахари, целители, бабки-ведуньи, пророчицы и прочие-прочие-прочие телемошенники, о ярчайшем примере собирателей которых в одну программу в формате телевизионного шоу мы далее и поговорим. Переходим к краткому обзору запущенного в России в 2007 году на одном из частных федеральных телеканалов с широким охватом зрительской аудитории русифицированной версии вышепомянутого проекта английских изобретателей инфошлака «Britain’s Psychic Challenge». У нас ее назвали «Битва экстрасенсов». Встречайте новую генерацию шарлатанов России, друзья! За время своего продолжительного существования с момента запуска в 2007 году по сей день этот балаган обрел скандальную известность за счет массы трагедий, произошедших либо с его участниками, либо с обратившимися к ним за помощью людьми. Яркие примеры в публикациях «Разрушенные жизни» и «Расплата за магию».
Не вдаваясь в подробности о количестве выпущенных в эфир сезонов этого низкопробного ширпотреба и числе телеведущих, решивших подзаработать на столь популяризируемой сегодня определенными недружественными русскому духу кругами, искусственно ставшей модной «оккультной» тематике, поделимся с читателем точкой зрения на все это социально опасное действо, высказанной одним из спикеров «Битвы экстрасенсов», Михаилом Пореченковым. Тем самым Пореченковым, который воцерковившись после своих личных поисков смысла в жизни, снялся, пожалуй, в одном из самых духоносных фильмов последних десятилетий, вышедших в российском прокате – художественной киноленте-притче на стихи выдающегося, зрящего в суть вещей и мироздания поэта современности Николая Мельникова «Русский крест». 30 марта 2017 года вставший на путь христианина актер и режиссер в прямом эфире «Нашего радио» так изложил свою позицию касательно наблюдаемого им в статусе ведущего этого телешоу с 2007 по 2009 годы тотального обмана телезрителей, выдаваемого за «уникальные» достижения приглашенных со всех концов нашей необъятной России «знахарей», «целителей», «провидцев» и «магов»: «Я с ними долго работал. Калды-балды, как в детстве говорили. Всё враньё! Да, полностью. А что тут не разглашать? Правду говорю. Я всех расстроил?». Расстроил только ведущего программу актера Марата Башарова, который находился на тот момент на немаленьком довольствии у телешарлатанов. Поэтому начал публично обелять «честное имя» программы.
В интервью изданию «Комсомольская правда» сразу после нелицеприятных, но правдивых комментариев своего коллеги по актерскому цеху, он дал пояснение весьма уклончиво и неоднозначно: «Смотрите программу и делайте выводы сами. Если считаете, что слезы счастья или горечи, которые льются на программе, ненастоящие, то переключите телевизор на другую программу и посмотрите новости. Наверное, в них вам расскажут всю правду.». Источник. Некоторые выпуски пришлось посмотреть мельком, ранее сделанные выводы лишь подтвердились. Подтвердил их через год, в марте 2017 года и Михаил Пореченков, назвав во время встречи со зрителями в Нижнем Новгороде экстрасенсов жуликами, а православие ни коим образом не сочетающимся с походами к данным персонажам.
И дал от себя лично такое вразумляющее пояснение: «Я пытался понять и разобраться. Дело в том, что это было давно и пытались… Очень уж они привлекательны!.. Дьявол он же такой – красивый. Он же прекрасный! Он же подманивает хорошо и монеты бросает золотые. Одевается в одежду красивую и говорит прекрасным голосом… А чуть копни подальше… Но надо уметь, надо быть вооруженным человеком. А я был тогда невооруженный человек. Со временем, пока я с ними поработал, я все-таки общался со святыми отцами, которые мне сказали: “Что ж ты их рекламируешь?”. Очень прост был разговор! И мне платили хорошие деньги. Я не скрываю – да, я работал на телевидении, да, это была такая популярная программа, а святые отцы и сказали: “Ну а что ж ты с ними разговариваешь? Ты же видишь – это бесы.” Теперь я их называю своими именами… “Я хочу разобраться”, – говорил я, – “Я хочу понять!”. Я говорю: “Дайте мне самому в этом покопаться!”. А они мне говорят: “Своим присутствием там ты уже их рекламируешь!”. И я сказал [программе]: “Все спасибо, до свидания!”. Это сделал в одну секунду. Я все понял, я все сразу понял – нельзя, никогда! Ничего нет. Есть только Бог и все. И ищите его в себе – это самое главное.». Видеозапись того комментария размещена в открытом доступе на ютуб-канале «Говорит Нижний». В свое время размещал ее и у себя на личной странице в социальной сети «ВКонтакте».
Шарлатаны оккультной «Битвы экстрасенсов» в гостях у станичников Курчанской
Искать по совету в прошлом ведущего шарлатанское телешоу актера Михаила Пореченкова Бога в себе и на небе жители станицы Курчанская Темрюкского района Краснодарского края не стали. Как и не посчитали нужным прислушаться к призыву местного священника, отца Алексия, собраться всем вместе на молебен и вознести молитвы к Богу, Пресвятой Богородице и святым отцам Церкви, чтобы остановить замысел съемочной группы программы «Битва экстрасенсов» приехать к ним в гости на съемки запланированной передачи. Съемки в любом случае должны были состояться – пресекать этот момент никто был не вправе. Но провести, к примеру, Крестный ход и стояние верующих людей у места проведения съемок с пением канонов и акафистов вполне можно было! А здесь даже на чтение в храме акафиста Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена», без выхода к сборищу оккультных мистификаторов пришло максимум человек 10 прихожан.
Вспоминается город Кимры Тверской области, где на волне героиновой наркоэпидемии 2000-х годов клирик Преображенского собора, протоиерей Андрей Лазарев вместе с активными прихожанами помог местным жителям через организацию массовых народных митингов, шествий, крестных ходов, стояний остановить смертоносную торговлю наркотиками. Расположенный в одном из районов Кимр – Савелово цыганский табор, из-за которого этот русский город с замечательной древней историей на многие годы закрепил за собой негласный статус «малой столицы русского наркобизнеса», был разгромлен приехавшими для проведения силовой зачистки специально из Москвы силовиками. Годами через продажу практически любому желающему уничтожалась молодежь и приезжающие ежедневно из Москвы полными электричками наркоманы. Местные правоохранители продались «барыгам» с потрохами и курировали безнаказанную продажу смертельного зелья наркопотребителям чуть ли не десятилетия. Автор лично участвовал в проведении определенных мероприятий, предваряющих возбужденные по кимрским «оборотням в погонах» уголовные дела, и может подтвердить каждое слово в описавшем те события, достойные отдельного художественного фильма, информационно-аналитическом обзоре под названием «Кимры-2010: история уничтожения молодежи и гибели города».
Через навязывание оккультного мышления русской молодежи поколение за поколением происходит вымывание из некогда мощных своими историческими, культурным и духовными корнями казачьих родов традиционных понятий о морали и нравственности, добре и зле, что есть в конце концов Свет, а что Тьма – опасная и гибельная для всякого живого существа. И предлагаемый, как и в случае с опытными наркодилерами, первыми порциями безплатно духовный «героин» здесь ничем не опаснее материальной наркотической субстанции! Но станица Курчанская со своим, судя по прошедшему эффектно и зрелищно, как говорят сегодня, «на позитиве» событию, при массовом участии явно непатриотичного населения, это вам не город Кимры, уставший от произвола наркоторговцев и коррумпированных сотрудников полиции. Размещенная в церковном чате просьба от священнослужителя была многими почему-то расценена как реклама события и кем-то из особо, видимо, «верующих» прихожан отправлена в светский станичный паблик. Откуда весть о приезжающем цирке-шапито с жуликами оккультного характера и пропагандирующей их деятельность ТВ-агитбригадой перекочевала и в некоторые другие местные группы в социальных сетях и мессенджерах.
В итоге читаем информацию вот какого содержания. Первая появилась в Telegram-канале «Темрюк – инфо» 7 октября днем: «В Курчанскую приехала съемочная группа «Битвы экстрасенсов», сообщают местные жители: “Снимают дом, выставляют свет. Если появится видео с экстрасенсами, скинем”». Источник. Станичники, пробужденные «великим событием», прибытием в их поселение «московских звезд», стали делиться информацией о предстоящем «чародействе». И вот свершилось! 8 октября к вечеру трое «ясновидящих» персонажей, участников программы «Битвы экстрасенсов» под контролем выставленного местными полицейскими по периметру оцепления и пристальным взглядом выставленных с разных ракурсов телекамер, под ликующие возгласы по большей части малолетней толпы, крики то одному, то другому: «Мы тебя любим!» по очереди входили во двор некоего дома, где ранее произошло некое до сих пор так и не раскрытое правоохранительными органами тяжкое преступление. Жулики-экстрасенсы, возрастом эдак лет до 30-ти, видимо, показались, видимо, силовикам достойной альтернативой профессиональной и опытной следственной группы. Хотя, наиболее вероятно, все проходило по выдуманному за исключением факта совершения правонарушения сценаристом алгоритму «В станице Курчанской Темрюкского района сегодня неспокойно. Весь день там проходят съёмки “Битвы экстрасенсов”. Кто смотрит эту передачу, как вам?», – сообщают и вопрошают администраторы Telegram-канала «Краснодар край». Тут же пост разместили и в ВК.
Отвечая на вопрос администраторов, нам как-то, мягко говоря, не очень. Особенно глядя на не вполне понятно отчего радостные лица и громкие приветственные крики станичников. «В станице ажиотаж»: участники “Битвы экстрасенсов” прилетели на съемки в Краснодарский край», – сообщил краевой интернет-портал «Блокнот. Краснодар». И рассказал вкратце, что же произошло такого знаменательного в станице Курчанской: «Как стало известно 8 октября, в станицу Курчанскую Краснодарского края на съемки приехали участники телешоу “Экстрасенсы. Битва сильнейших”. Визит звёзд вызвал настоящий ажиотаж среди подростков и молодежи. Станицу, расположенную в Темрюкском районе, накануне навестили «звёзды» магического шоу: Дмитрий Матвеев, Олег Шепс и Виктория Райдос. Что стало поводом для приезда экстрасенсов – люди в социальных сетях не сообщили… Фанаты встретили участников криками и признаниями в любви.». Дополнительно приведено несколько комментариев жителей станицы к этому неоднозначному событию. Противоречивыми оказались и комментарии: «Это мы не на свадьбе. Посмотрите, сколько здесь людей. К нам в станицу приехала съемочная группа “Битвы экстрасенсов”. Ажиотаж творится – люди, полиция.»; «Прям что-то стыдно за кубанцев стало. Зачем так орать и вести себя?»; «Будет интересно посмотреть. Круто, что станичники смогли достучаться до ТВ»; «Это еще кто-то смотрит? Ищите проблемы в себе, а не пытайтесь найти крайних. Сходите в храм лучше!». Источник. Кому-то «круто», а кто-то в печали и советует вместо посещения этой оккультной вечеринки посетить богослужение и помолиться о вразумлении ликующей невесть от чего толпы. Нам ближе вторая позиция. Ликует то молодежь и их болящие старшие родственники, родители, дяди, тети от того, что по сути, говоря простыми словами, идет, простите, к черту, поклоняется бесам и выдуманным пиарщиками кумирам, нарушая Вторую христианскую заповедь, поставленную в начале данного размышления о прошлом, настоящем и будущем все более забывающей Бога России.
«Без бога нация толпа», – так назвал свое короткое, из двух четверостиший, но более чем содержательное стихотворение, живущий уже давно затворником, но очень популярный и чтимый в православном народе иеромонах Роман (Матюшин). Напомню, кто не читал:
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Все так, но идущие слепо, но уверенно, туда, как и назвал свой документальный фильм российский тележурналист, автор ряда резонансных телевизионных передач и документальных фильмов на острые темы Борис Соболев – «Идущие к черту». В этом расследовании, состоящим из трех серий, представлена вся подноготная современных магических телешоу с доказательствами, именами и ценами, а также краткий курс советской лже-экстрасенсорики. Зрители своими глазами увидят обратную сторону программ, в которых нам рассказывают о паранормальных и экстрасенсорных способностях. Ведущие и участники этих программ расскажут, как продается и покупается нужная информация, а родственники получают то, что хотят услышать. Как из проходимцев, жуликов лепят звезд экстрасенсорных битв. Как постановочные сюжеты выдают за реальность, а собранную редакторами заранее, до съемок информацию – за мистические озарения. Как продают подсказки участникам. И как ради рейтинга обманывают родственников погибших и пропавших людей. Среди героев третьей серии документального фильма «Непредвзятые проверки для экстрасенсов» экс-редактор программы «Битва экстрасенсов» Олег Филатов. От него дорогой читатель узнает очень много неожиданного, о чем раньше мог только предполагать. Фильм в социальной сети «ВКонтакте». В «Одноклассниках». Все три серии на интернет-платформе «Mail.ru».
Борис Соболев в комментариях на «Авторадио» после выхода в эфир всех частей документального фильма «Идущие к черту» в январе 2019 года дополнительно дал крайне негативную оценку всем этим шарлатанским ТВ-аферам с «целителями», «гадалками», «знахарями», «экстрасенсами» и прочей шушерой подобного наполнения. И в деталях, на конкретных примерах пояснил, почему так считает. Все более чем обоснованно. Смотрите на видеохостинге «Ютуб» и убедитесь в этом сами.
Резюмируя. Безусловно, стыдно за жителей станицы Курчанская, за родителей тех подростков, что с бурным неподдельным ликованием, перемежающимся с матерщиной, с криками о любви к созданным развлекательной телеиндустрией самого нижайшего уровня, вымышленным по сути своей персонажам, встречали болящих «нарциссов»-оккультистов. Желая, видимо, как и они, хотя бы на мгновение искупаться в лучах славы. Пусть и мнимой, короткой, и после несущей, что уже является закономерностью в случае с любителями оккультных теорий и практик, трагедии, изломы судьбы и страдания, но все же славы.
Еще более горько, что за по-прежнему активно тиражируемым администрацией региона и священноначалием наименованием Краснодарского края «Православная Кубань» на самом деле с каждым годом все больше и больше не скрывается ничего, кроме самого этого названия. Скоро минует год, как 9 ноября 2022 года глава государства подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В нем дано четкое определение, что такое традиционные ценности. Согласно данному законодательному акту, на который так любят ссылаться наши паркетные и диванные патриоты, это «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство». Далее дается разбивка этого понятия на конкретные ценностные идеалы, приведено, по сути, целеполагание каждого здорового индивидуума, полноценного гражданина своего Отечества – это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Также к ним отнесены высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Где это все, хочется поинтересоваться у высокопоставленных краевых чиновников и должностных лиц, отвечающих за молодежную политику в федеральных министерствах и ведомствах???!!! Восторженная публика, с виду взрослые станичники фотографируются на память с командой раскрутки жуликов-оккультистов из «Битвы экстрасенсов» на видео – это оно: культивируемая в образовательной среде десятилетия историческая память и гражданственность? Или вопли радости и счастья от подростков от проходящего мимо на съемки персонажа, именующего себя открыто «чернокнижником», с ног до головы забитого татуировками, словно чудище какое – это, видимо, воспитанная в патриотизме молодежь? Взгляните сюда. А вот еще одного «выдающегося мистика» встречает восторженная толпа юных и не очень жителей станицы Курчанская. Этот именует себя медиумом и ведет неплохо раскрученный и богато обставленный всяческой оккультной мишурой персональный сайт. Разводит на деньги позабывших, а то и не знавших никогда Бога престарелых дам. Тут, надо понимать, как раз просматривается преемственность поколений, заявленная как одно из приоритетных направлений в вышеуказанном законе, подписанном Президентом? Как работают региональные администрации и муниципалитеты по этому стратегическому направлению – воспитанию следующих поколений? Не отчетами в вышестоящие инстанции отписываться надо, а вот сюда приехать, в Курчанскую, например. Посмотреть глазами местного жителя с каким восторгом ожидают нашествие духовных извращенцев «исповедники традиционных ценностей» в старинной кубанской казачьей станице. На такие вот примечательные вечера встреч. Кубанскому казачеству тоже пламенный привет! Не до этого, видимо, местным атаманам. Одному священнику и пришлось возвысить голос, да десятку прихожан. Но, как известно, один в поле не воин.
Что можно пожелать в завершение власть предержащим, если, даст Бог, этот материал попадет к кому-нибудь из них на стол, равно как и пассивным свидетелям вместе с активными участниками шабаша в станице Курчанской Темрюкского района Краснодарского края? Лучше слов, чем пожелал всем нам в назидание и завещание один из столпов христианской мысли, правящий Санкт-Петербургской кафедрой в очень сложные для всей страны 1990 – 1995 годы, загадочно погибший в ожидании прибытия тогдашнего питерского мэра Анатолия Собчака на одно торжественное мероприятие, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), вряд ли сюда подберешь. Это обращение из главы «Быть русским» одной из его мощнейших по духу и смысловому наполнению: «Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений. Сытое брюхо еще не значит – чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об “империи зла”, “России – тюрьме народов”, “гнилом царизме”, сказать правду о семидесятилетнем пленении Православной Церкви и русского народа. Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить – нам надо научиться защищать себя, свою веру, свои святыни…».
Государственное устройство, зиждущееся на декларативных документах, законах, приказах и инструкциях, не выполняющих в реальности основных государственных задач, нежизнеспособно. Сколько не бей себя кулаком в грудь в исступлении, выкрикивая к своем чиновничьем кабинете подчиненным по телеконференции, на митинге, патриотической линейке со школьниками или студентами, либо в заседательных, совещательных залах или самому себе, наедине: «Мы – русские, с нами Бог!», такая магия сработает лишь на шоу, подобных «Битве экстрасенсов». И то временно, пока помешательство не сойдет, да и совсем не в том направлении, которое задано «партийной линией» свыше. И Господом Богом. Мы – русские продолжаем вымирать. Никакие магические ритуалы нам не помогут – у оккультной, языческой России будущего нет. Станица Курчанская осенью 2023 года нам это замечательно показала. Только за это мы ее и благодарим. Вместе с прихожанами храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которым, к счастью, еще небезразлична судьба их родного края и будущее явно деградирующей на их глазах молодежи.
Неужели за такие перспективы Русского мiра бьются прямо здесь и сейчас в кровь на просторах Донбасса и Луганщины, новых территорий наши воины? Они же вернутся и спросят по полной за тот иллюзион, к который играют который год профильные структуры, поставленные прививать традиционные духовные ценности россиянам. Это уже будет совсем не чернушная, извращающая русский дух «Битва экстрасенсов». И встретят их иначе – как своих родных. Колдовство, заговоры и приворот тут не сработают.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член редакционной коллегии печатной версии журнала «Благодатный огонь» (2006 – 2010 гг.), член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011 гг.), председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023 гг.), руководитель проекта «Попечение»
5. Ответ на 4, Андрей Карпов:
– Как "оживляли" статуи?
– Мы "оживляли" их здесь, в монастыре. Для этого была проделана огромная работа. Проводили определенные обряды, строго соблюдая правила. В частности, четыре священнослужителя, монахи поехали в тайгу, попросили духов местности разрешения срубить священные кедры, которые затем привезли в Кызыл в наш монастырь. Здесь кедры должны были высохнуть, затем их нужно было ошкурить. Потом необходимо было сделать для каждой статуи древо жизни.
Чтобы правильно наполнить статуи в храме, нужны опытные тантрические монахи. Так, тантрический монах из расположенного в Индии тибетского монастыря Гьюдмед, ныне работающий в Бурятии, рассказал нам, какое количество мантр нужно напечатать, как их свернуть в свитки, где их можно взять. Служитель из Калмыкии предоставил нам все электронные версии 28 мантр, чтобы мы их напечатали. Нам помогали все.
Нужна была еще масса ингредиентов. Например, благовония: молотый артыш (высокогорный можжевельник). Из тибетских монастырей Индии нужно было привезти особые горшочки – сосуды богатства, а также цаца (скульптурные, обычно глиняные подношения). Кроме того, нужно было определенным образом обработать статуи внутри перед их наполнением. Наши волонтеры скрутили вручную пять тонн мантр, причем каждый свиток надо было одеть в ткань. А дальше надо было, чтобы монахи освятили все, чем будут наполнены статуи в храме.
– Волонтеры – это кто были, и что еще они делали?
– Это верующие люди, из разных социальных групп. Они даже сами сделали машину для перемалывания артыша, купленного на подаяния. Намололи, сколько было необходимо для заполнения статуй, несколько мешков. И еще нужно было засыпать внутрь статуй рис в большом количестве. Много всего на разных этапах. Каждый этап работы запечатлен в цикле документальных фильмов Романа Сухоставского, посвященных обители Тубтен Шедруб Линг.
Глубину проведённого анализа проблемы красноречиво характеризуют слова самого автора: "рухнул навзничь колосс на глиняных ногах, воздвигнутый зарубежными недругами Российской Империи".
4.
– Как "оживляли" статуи?
– Мы "оживляли" их здесь, в монастыре. Для этого была проделана огромная работа. Проводили определенные обряды, строго соблюдая правила. В частности, четыре священнослужителя, монахи поехали в тайгу, попросили духов местности разрешения срубить священные кедры, которые затем привезли в Кызыл в наш монастырь. Здесь кедры должны были высохнуть, затем их нужно было ошкурить. Потом необходимо было сделать для каждой статуи древо жизни.
Чтобы правильно наполнить статуи в храме, нужны опытные тантрические монахи. Так, тантрический монах из расположенного в Индии тибетского монастыря Гьюдмед, ныне работающий в Бурятии, рассказал нам, какое количество мантр нужно напечатать, как их свернуть в свитки, где их можно взять. Служитель из Калмыкии предоставил нам все электронные версии 28 мантр, чтобы мы их напечатали. Нам помогали все.
Нужна была еще масса ингредиентов. Например, благовония: молотый артыш (высокогорный можжевельник). Из тибетских монастырей Индии нужно было привезти особые горшочки – сосуды богатства, а также цаца (скульптурные, обычно глиняные подношения). Кроме того, нужно было определенным образом обработать статуи внутри перед их наполнением. Наши волонтеры скрутили вручную пять тонн мантр, причем каждый свиток надо было одеть в ткань. А дальше надо было, чтобы монахи освятили все, чем будут наполнены статуи в храме.
– Волонтеры – это кто были, и что еще они делали?
– Это верующие люди, из разных социальных групп. Они даже сами сделали машину для перемалывания артыша, купленного на подаяния. Намололи, сколько было необходимо для заполнения статуй, несколько мешков. И еще нужно было засыпать внутрь статуй рис в большом количестве. Много всего на разных этапах. Каждый этап работы запечатлен в цикле документальных фильмов Романа Сухоставского, посвященных обители Тубтен Шедруб Линг.
3.
2.
1.