Русское служение. В одном из своих трудов Владыка Иоанн говорит: «Родиться русским есть дар определенного служения... Русское служение - одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское - заключается в том, чтобы до конца времён стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры. Доколе мы помним об этом - жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам - нашим и Божиим!»
Примером, высоким образцом такого самоотверженного, героического русского служения являются жизнь, слова, многообразные деяния и труды самого Владыки Иоанна. Воистину пастырь добрый, молитвенник, духовник, обладающий даром старческого рассуждения и провидения; богослов, черпающий мудрость не только в Писаниях, но и в своем личном молитвенном и духовном опыте; духовный писатель, раскрывающий с точки зрения Божественной истины суть самых сложных, спорных событий многовековой русской истории и насущных вопросов нашего противоречивого времени; церковный историк и литератор; общественный деятель, обращавшийся ко всем слоям общества честно и прямо, не взирая на лица; истинный, верный сын нашего земного Отечества, мужественный, безкомпромиссный и стойкий воин Христов. Все свои дары и таланты, полученные от Господа - Владыка Иоанн принес на алтарь Православной веры и Отечества.
Более всего многим нашим соотечественникам - верующим и неверующим - приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) запомнился как просветитель и общественный деятель - борец за истину, за правду, за интересы русского народа, за наши многовековые отеческие традиции, за нашу соборную державность, за Русь Святую. Владыка говорил слово истины, увещевания, предупреждения и кроткого пастырского назидания везде, где это было возможно. Его статьи печатали не только православно-патриотические периодические издания, но и такие газеты как «Советская Россия», «Народная правда», «День», «Завтра» и другие. Он обращался к интеллигенции, к правителям, чиновникам и представителям власти всех рангов, к воинам армии и флота, к казакам, к деятелям искусства, к врачам, к деятелям патриотической печати, к мирянам и монашествующим - ко всему русскому народу. Воистину Господь поставил митрополита Иоанна на стезю Своего особого, редкого избранничества - на стезю духовного водительства, соделав его всенародным проповедником, духовным вождём. Все, кому дороги судьбы Православия и России, воспринимали и воспринимают его слово как чистый, неподкупный, истинный голос русского Православия, как колокол, как набат.
Господь по милости Своей не оставляет Свою избранницу Россию и в наши дни, напоминающие - по напряжению и драматизму, по чрезвычайному объединению и массированному наступлению сил мирового зла - времена последние. Он дарует и духовных воинов, и молитвенников, и делателей слова. И как же поддерживают, просвещают, утешают, вразумляют, ведут за собой, указывая путь, слова приснопамятного Владыки! Многое из сказанного им уже сбылось, многое осуществляется на наших глазах. Митрополит Иоанн неоднократно, вслед на нашими русскими святыми, предупреждал, - если не вернется народ к Вере Православной - погибнет Русь. «Молю вас: одумайтесь!»; «Остановим смуту!»; «Без веры и Родины жизни нет...» «Будь верен до смерти...»; «Битва за Россию»; «В единстве - сила!» - вот только некоторые названия трудов митрополита Иоанна (Снычева).
«Плач по Руси Великой». Многие из его бесед, статей, проповедей, интервью - это и напоминание о многовековом пути России, и скорбь по Руси Святой. Одна из его статей так и называется - «Плач по Руси Великой»: «Какая же дикая орда, какой свирепый враг прошел сегодня по просторам нашей Родины черным смерчем разрушения и развала?.. Как же не скорбеть, не печалиться, глядя на этот позор, памятуя прежнее могущество и красоту Родины нашей?..» - писал Владыка в начале 90-х годов прошедшего века, когда в который раз рухнула, отказавшись от Бога, могущественная Русская Держава, рассыпавшись на осколки и попав под западное влияние и «опеку».
С горечью и печалью говорил он о падении нравов, об отступлении от веры, об утрате духовного стержня и истинного понятия смысла земной жизни народа, бросившегося к ярким приманкам западной варварской «цивилизации»: «Сегодня естественную религиозную жажду русской души хотят направить в русло тёмных сатанинских культов, разрушающих индивидуальную психику и соборное самосознание. Не преуспев в попытках уничтожить Россию силой, нас цинично, расчетливо и подло толкают на путь духовного самоубийства. При этом не имеет значения, в какие красочные “обертки” облекают смертельный яд богоборчества. Будь то беснование рок-музыки - для молодежи и подростков, или обожествление “успеха в жизни” - для взрослого населения...»
Владыка сокрушался: «Горько, ох как горько писать эти слова: славная история Отечества нашего искажена и забыта, её духовный смысл извращен и оболган! Очнитесь, русские люди!.. Молю вас - молю коленопреклоненно, усердно и искренне: одумайтесь! Все, в ком не заглох ещё голос совести, кто ещё способен сочувствовать Руси, скорбям народа русского: одумайтесь! Прекратите самоубийственные политические игрища! Мы превратили наших стариков - отцов и матерей наших, вынесших на себе неимоверную тяжесть русской истории последних десятилетий, - в голодных, нищих побирушек, грошовой пенсии которых не хватает даже на то, чтобы похоронить их по-божески! Мы изуродовали души наших детей отравой потребительства и грязного разврата, растлили целое поколение молодежи, лишив их радостей полноценной духовной жизни, низведя до скотского уровня тупого, биологического прозябания! Мы промотали великое державное наследие, купленное безмерной ценой героизма и самоотверженности народа, миллионов и миллионов простых русских людей, павших в боях на безкрайних просторах многострадальной России...»
При этом митрополит Иоанн говорит, что не нужно оправдывать себя неудержимым напором зла или бездействием власти: «Кто не чувствует за собой греха - заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все... Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвергаем целительное “иго и бремя” евангельских заповедей, оскорбляя святыню ложью и пренебрежением - далеко отстоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть как-то вразумить тех, кто ещё способен ко вразумлению».
В то же время, Владыка неоднократно предупреждал, что у Церкви много попутчиков и лжеучителей, лукаво и лицемерно пытающихся действовать под маской Православия. Он с горечью говорил: «В нашем осуетившемся сознании понятия о духовных сокровищах Церкви почти не сохранились. Искореженный “менталитет” русского человека конца ХХ века замусорен и поврежден - стыдно сказать - “идеалами” общества потребления, “общественными ценностями”, парламентским жаргоном, неестественными ужимками “звезд голубого экрана”! Опошлено и изгажено всё, что можно. Высокие духовные состояния стали жертвой бездарной имитации безсовестных притворщиков, скрывающих за наигранной экзальтацией пустоту души и скудость ума. Дерзкое пустозвонство притворяется мудростью, похоть - любовью, трусость - кротостью и смирением. Показное нестяжательство скрывает бездну сребролюбия, покаяние превращается в ширму для лицемерия и безпринципности! Тем более необходимо разоблачить эту ложь, вернув людям истинное понимание христианских добродетелей и совершенств».
Как же это напоминает реалии нашего сегодняшнего времени, когда под видом добра предлагают явное зло; под видом искусства, зовущего к свету, - навязывают антиискусство, опускающее как будто в бездны ада. Те, для кого это стало, как теперь говорят, «трендом», превращают Православие в «гламур» и лишают Креста, понятия о покаянии и спасении. А под маской «радетелей за народ» скрываются порой делатели своего личного успеха или госдумовской карьеры. Ну, а в последнее время русский народ с недоумением наблюдает за невиданным действом - в общественные и государственные институты власти двинулись представители шоу-бизнеса, рок и рэп музыки, субкультур - любители и активные пропагандисты западных «ценностей».
«Глубина падения нашего такова, - сокрушался Владыка, - что мы чуть ли не полностью утратили “образ здравых словес”, то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие благонамеренные люди просто не знают, не чувствуют - куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались...»
Он говорил: «Серьезно осложняет дело утеря большей частью общества религиозно-нравственного самосознания... Необходима идеология русского возрождения... Это невозможно без личного религиозного, церковного опыта. Поэтому воцерковление народного самосознания - непременное условие нашего возрождения».
Владыка умел прямо и честно, но кротко и смиренно указать на раны и язвы современного общества. Не раз он говорил, что веру не насадишь насильно сверху, указом или приказом, что вера - есть дело духа человеческого и человеческого сердца. Раскрывая и оплакивая человеческие, общественные и государственные пороки и ошибки, он никогда никого не оскорбил и не унизил грубостью или высокомерием, взглядом сверху, горделивой назидательностью или фарисейством. «Наша проповедь не обличающая, но призывающая, - указывал он. В своем ответе сельскому батюшке в статье «Мужайтесь: Я победил мир...» - он так и сказал: «Пастырь поставлен Богом не судить, а врачевать». Никогда не отделял он себя от народа, не противопоставлял себя людям, пусть даже и грешным, и, говоря о сегодняшних недостатках, падениях и ранах народных, употреблял чаще всего слово «мы».
Пути возрождения. Русская идеология. Владыка Иоанн призывал к воцерковлению, покаянию, очищению и предупреждал, что без личного благочестия, неравнодушия и жертвенности каждого невозможно восстановление силы и мощи Отечества. Он звал к объединению всех здоровых сил общества для трудов во благо России, и предупреждал, что никакой патриотизм без веры Православной не приведет к восстановлению былого величия нашей Родины. Он говорил: «Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения... То, что хотят “возродить” люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность, надо все же ясно понимать - такой путь ведет в тупик. Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России - гибель».
Многократно в своих трудах и обращениях он возвращался к проблемам государственного строительства, державной соборности. Не было аспектов, которых бы не коснулся митрополит Иоанн, рассматривая вопросы устроения Государства Российского. Идеология и мировоззрение, хозяйство и экономика, государственное устройство, внутренняя политика, политика внешняя, военное строительство, демографическая политика, межнациональное единство, средства державного строительства, информационная политика, право, вопросы власти и политического строя в стране - все эти направления рассмотрены Владыкой Иоанном. Основополагающее значение придавал он духовным вопросам государственного устроения.
«Что же касается наличия идеологической платформы, пригодной для возрождения России, - говорил митрополит Иоанн, - то она, конечно, есть, И что особенно важно - её не надо специально и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским духовным опытом, который русский народ накопил за время своего духовного бытия...»
«Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания... - писал митрополит Иоанн в своем труде «Творением добра и правды». - Никакой религиозно-нравственной, идеологически-мировоззренческой альтернативы у России нет...»
«Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не партии какой-то, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. “Не лги!», “Не воруй!”, “Не блуди!”, “Не скупись!”, “Не завидуй”, “Не злобься”, “Не гордись” - вот что должно определять нашу жизнь. Это хорошо понимали русские люди уже много веков назад... Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божии. В евангельских заповедях Сам Господь явил людям Свою святую волю, и потому-то иного источника власти христианство не знает впредь». Митрополит Иоанн указывает, что именно эту власть воплощал в своем лице Помазанник Божий - Русский Православный Царь.
В то же время Владыка указывал, что как не может быть и речи ни о какой принудительной «христианизации», ибо Господь ждет от каждого человека свободного и осознанного выбора, так не должно быть и речи о насаждении монархии сверху, введением Самодержавия каким-либо указом или приказом. Монархия возможна в России, если народ сам осознает необходимость именно такого правления. «Если кто-либо действительно решит поиграть с этими вопросами, то я больше чем уверен, что результат для него будет совершенно непредсказуем», - предупреждал митрополит Иоанн.
В статье «Родиться русским есть дар служения» Владыка Иоанн указывает: «На протяжении долгих столетий основные зиждительные начала определялись знаменитым лозунгом “Православие, Самодержавие, Народность”. Формально он был предложен графом Уваровым в начале XIX века, но реально определял всю русскую жизнь с эпохи царствования Иоанна Третьего, с того момента, как оформилось централизованное Русское Православное Государство». И этот лозунг, по слову Владыки, не есть плод какого-то произвольного человеческого измышления, а констатация объективного факта - того, что гармонично устроенное общество должно содержать в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный, национальный. Элемент духовный - это Святое Православие. Элемент государственно-организующий - Самодержавность. И последний элемент - Народность. Он предполагает наличие конкретного соборного носителя религиозно-нравственных идеалов. А это - народ русский, которому Господь вверил служение хранителя и защитника святынь православной веры.
Судьба Церкви Христовой в современном мире. Владыка Иоанн неоднократно указывал и на то, что Россия, преемственно являющаяся хранительницей Православной веры, будет испытывать со стороны сил мирового зла, прежде всего, давление на духовность, навязывание народу безверия и попытки погрузить его в духовную немощь. На этом пути «все силы зла, вся бездна ада, - горя безумной ненавистью к Богу и завистью к спасаемому человечеству, - прилагают неимоверные усилия, дабы уничтожить ненавистное им Православие, исказить, обезсилить его, развратить православный народ и сокрушить национальную государственность, являющуюся “оградой церковной”».
Он предупреждал, что для этого недоброжелатели России и Православной веры будут использовать разнообразные приемы дискредитации Церкви, дискредитации догматического и нравственного вероучения, канонического строения Русской Церкви и её организационного устройства. А также будут делать всё, чтобы ослабить и исказить основы церковной жизни изнутри «путем подмены понятий, выхолощивания их смыслового содержания, выдвижения ложных целей».
Но и тогда митрополит Иоанн указывал: «Пусть не смущают нас видимые нестроения в церковной жизни. Это - дела человеческие, а спасительная сила Церкви есть сила Божия, не зависящая от наших с вами достоинств и недостатков... Церковь на протяжении веков была главной хранительницей нравственной чистоты. Свидетели тому - безчисленные святые подвижники, просиявшие на Руси благодатными дарованиями и праведностью жития». Владыка напоминает, что «земная, современная, человеческая часть Русской Церкви, состоящая из грешных и несовершенных людей: мирян, священников, архиереев, - живет и действует в неразрывной связи с Церковью Небесной... Верен Бог - доколе мы стоим в Православии, доколе блюдется у нас полнота и чистота Истины - при всех недостатках и нестроениях наших “Господь посреди нас” и Он, Премилосердый, не попустит окончательной погибели верных...»
Митрополит Иоанн (Снычев) не раз предупреждал: «С точки зрения внешних опасностей главная угроза таится в стремлении мощных международных сил создать единую мировую псевдорелигию, растворив в ней истины Православия... Такое развитие событий таит в себе угрозу не только для России - это угроза всему человечеству, ибо в случае осуществления дьявольского плана спасительная искра христианства в большинстве стран будет погашена окончательно. Короче говоря, если называть вещи своими именами - наибольшую опасность для Православной Церкви представляет бешено ведущаяся сегодня подготовка в пришествию антихриста», - говорил он.
А ныне мы видим, что враг человеческого спасения многократно усилил свой натиск. Сегодня это уже не только дискредитация Церкви, но и прямые гонения на неё. Вспомнить хотя бы веерные акции протеста в разных городах России против возведения православных храмов. А чего стоят всевозможные спектакли, выставки, теле и интернет-шоу, песенки и видеоклипы с издевательствами и насмешками уже не только над чувствами верующих людей, но и над Самим Господом нашим Иисусом Христом!
Владыка Иоанн, предполагал уже в те, 90-е годы XX века, что последняя страшная брань, которую поведет народ Божий - православные христиане против богоборцев и лжеучителей, предтеч антихристовых и ревнителей «тайны беззакония», принадлежащих по духу своему к царству тьмы, приближается к своей кульминации. А сегодня в веке XXI мы видим уже, казалось бы, невозможные, невиданные вещи: яростное стремление богоборцев к расколу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, к противопоставлению и разъединению Поместных Православных Церквей, объединяющих православных всего мира.
Владыка в своих трудах снова и снова напоминает нам: «Сегодня нам как никогда важно понять, что всё происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в ... многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития... Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России...»
«Но не будем унывать, - говорит Владыка Иоанн, - вспомним обетования Божии: “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её” (Мф. 16: 18)».
«Я верю, что Господь помилует Россию...». Митрополит Иоанн никогда не был ни «ура-патриотом», ни представителем «розового православия», ни сторонником толстовского непротивления злу, ни поборником соглашательства и духовных компромиссов. Некоторые из его статей называются «Смирение не есть безволие», «Обличать зло!» «Любовь не должна быть слепой...»; «Церковь не может поддерживать беззаконие». Он отдавал себе отчет и в том, какие огромные силы брошены на борьбу с Православием и Россией: «По всем человеческим меркам, по всем рациональным расчетам здесь давно должна быть духовная пустыня, где всё должно быть выжжено и уничтожено. Нас душили, травили, умерщвляли почти целое столетие! Думаю, что те закулисные архитекторы, которые планировали для России эти страшные сценарии, считали, что восстановить жизнеспособность русского народа не удастся уже никогда. Во всяком случае - в течение достаточно долгого времени, которого им хватит, чтобы запустить здесь новые механизмы уничтожения, которые будут на новом уровне пережигать, перемалывать возрождающиеся духовные энергии народа».
Новые механизмы духовного и физического уничтожения мы видим сегодня наяву: со «свободного» Запада так и хлещут волны содомогоморрского извращенчества, феминизма, всестороннего разврата, наркомании, жестокости, пропаганды потребительства, богоборчества, кощунства, космополитизма.
В Россию открыто шагнули из так называемых «цивилизованных стран» тенденции к разрушению семьи, к отрицанию Богом данного биологического пола, здравых истинных понятий о воспитании детей и смысле жизни. В последнее время они требуют себе законодательного подкрепления.
Интернет и новейшие технические средства предоставили новые широкие возможности для одурачивания и дебилизации наших сограждан... Все это предвидел и предсказывал митрополит Иоанн.
И в то же время Владыка Иоанн говорил: «Но разумно и благотворно... не впадать в уныние и безотрадное отчаяние, что без сомнения есть смертный грех!.. Ободритесь - Бог правит миром! Неисповедимыми путями всемогущий Промысл Его устрояет спасение человеческое, проводя нас через беды и скорби, попуская падения и немощи - дабы мы осознали глубину своего растления, возжаждали спасения и выздоровления духовного и добровольно устремились к Нему...»
Даже указывая на трудности и искушения нашего времени, Владыка Иоанн никогда не давал повода к унынию и безнадежности. Он напоминал, что беды и напасти куют Россию. В статье «Державное строительство» он произнес такие слова: «Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предназначенным ей всемогущим Промыслом Божиим. От нашего произволения зависит сегодня, станет этот путь дорогой к преображению России и русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти духовной и физической погибели».
Раскрывая язвы, раны и пороки современного общества, он всё же верил, что «живо русское сердце» и «всё же есть надежда, есть упование, есть все основания рассчитывать на возрождение Отчизны», ибо Своей земной жизнью Господь как бы прообразовал судьбу избранницы Своей - Святой Руси, исторический путь русского народа, народа-богоносца.
Как не припомнить здесь, что многие наши русские святые указывали на этот вечный путь России - умение подняться, воскреснуть, возродиться, казалось бы после смертельных поражений и падений, омывшись в скорбях покаянием и вернувшись к Богу. Не потому ли в одном из своих Пасхальных слов Владыка твердо произнес: «Сын Божий умер на Кресте. И Россия ныне мертва, истратив, как кажется, все свои силы на борьбу с торжествующим злом. Но на третий день, во исполнение пророчеств, в посрамление унылым и маловерам, Воскрес Господь, явив тем победу Божию над лукавыми происками сатанинскими. Так - верую всей душой - воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, её хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо и Господь не оставит нас Своей милостью!»
Не раз напоминал он: «Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении». Будем ли мы с Богом, или отречемся, соучаствуя в «тайне беззакония»! От этого выбора, напоминал Владыка, зависит и судьба Государства Российского и личное спасение каждого его гражданина.
Как и все подвижники Православия, Владыка неустанно подчеркивал: Бог не спасает человека без участия в этом самого человека. Чтобы подняться духовно - нужен подвиг, чтобы произошло чудо Божие и Господь послал Свою силу для спасения души человеческой, народа, Государства - нужна не просто вера или снисхождение к вере - нужна сильная, пламенная, действующая вера. «Нужна сила веры», - говорил он.
Имеем ли мы сегодня такую силу веры, когда она необходима, как воздух? Строители «нового дивного мира», где не будет места государственным границам, истиной нравственности, семье, национальности, естественному биологическому полу человека, данному ему Самим Господом, и даже самой Вере в Творца и следованию Его святым Заповедям, - продвинулись сегодня как никогда далеко. Воистину, мир, как говорил Владыка - во мгле, над бездной, на краю гибели.
Но и теперь, «сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени» до нас доносятся ободряющие слова владыки Иоанна: «Несмотря на всю тяготу нашего нынешнего положения, Россия уцелела и имеет ещё пока время и возможность “обратившись, взыскать Господа Бога своего”, вернув себе таким образом мощь и славу Святой Руси!..»
В слове к деятелям патриотической печати России «Ищи Царствия Небесного...» Владыка Иоанн произнес: «Господь всемогущий и милосердный, видя наше желание встать на путь исправления и справедливости, силен помиловать Россию и даровать нам все потребное для спасения и воссоздания Родины. Да будет так! Аминь».
«Я верю, что Господь помилует Россию!», - неоднократно говорил митрополит Иоанн (Снычев). Сам Владыка, как человек, оставлял впечатление света. Тогда думалось, что это ощущение света - от его кроткого смиренного облика, от его седин, от его белоснежного клобука. И только сегодня начинаешь понимать, что же это был за свет...
Мы живем среди беды великой,
Мы стоим у бездны на краю.
Помолись о всех о нас, Владыка,
Ты теперь, конечно же, в Раю.
Помолись о немощных, усталых,
О заблудших, грешных и больных,
Страждущих средь бедствий небывалых, -
Помолись в просторах неземных.
Слова свет и свет святого лика,
И Небес светлеет высота -
Молится за нашу Русь Владыка
В горнем Царстве Господа Христа.
Кудряшова Лариса Пахомьевна, русский православный поэт и публицист