«Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине… — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным». Владимир Путин
Елена Александровна Толстикова по специальности – учитель русского языка и литературы, педагог по призванию. В настоящее время – советник по воспитательной работе Тюменского колледжа экономика, управления и права. «Я люблю работать со студентами, – признается Елена Александровна, – это то самое, что мне нужно, что соответствует моему характеру, моим интересам».
В нашем разговоре мы затрагиваем тему воспитательной работы в колледже, и прежде всего патриотического направления, в каких формах оно осуществляется, как воспринимают студенты акции и лекции патриотического содержания. С начала учебного года ведущий лектор ЦЗМ «Покров» К.А.Шестаков провел в этом учебном заведении в рамках проекта «Семья и Отечество» 12 лекций на тему «Россия – священная наша держава».
Приоритет воспитания
Елена Александровна, должность советника по воспитательной работе новая в системе среднего профессионального образования. Расскажите, об основных направлениях вашей деятельности.
– Прежде я хотела бы обратить внимание на то, что программа по воспитанию детей и молодёжи является в настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса, чего раньше, к сожалению, не было. Приоритет воспитания определен Президентом страны. Им подписан федеральный закон в 2020 году об укреплении воспитательной составляющей в образовании. Воспитание должно проводиться на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, в интересах человека, семьи и государства, формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества. Я думаю, что многие педагоги и родители давно ждали таких изменений в нашей системе образования. Что касается меня, то я работаю в одной связке с заместителем директора колледжа по воспитательной работе Натальей Николаевной Дедовой. Наша непосредственная обязанность – это реализация программы воспитания в колледже, составленной на основе федеральной рабочей программы воспитания, а также взаимодействие с общественными организациями. В реализуемую программу входят и духовно-нравственное направление, и эстетическое, экологическое, трудовое, гражданское и, конечно, патриотическое – одно из самых основных. Наш колледж старается работать по всем этим направлениям.
В своей работе мы придерживаемся всероссийского календаря, отмечаем памятные даты, связанные с героическим прошлым нашей истории. Буквально недавно, 8 сентября, вспоминали блокадный Ленинград. Студенты подготовили материал об этом трагическом периоде нашей страны, читали стихи, демонстрировали иллюстрации, фотографии, почтили память жертв блокады минутой молчания. В День Победы, 9 Мая, студенты выходят на демонстрацию, а потом в колледже проходит большой праздничный концерт. Впереди 4 ноября – День единства, тоже готовим праздничные мероприятия к этой дате. В рамках уроков «Разговоры о важном» уделяем особое внимание укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся. При колледже организован волонтёрский отряд, называется он «Неравнодушные», ребята на регулярной основе собирают и отправляют посылки в зону СВО и мирным жителям Донбасса.
В последнее время появилось очень много молодёжных организаций и объединений международного уровня, всероссийского и городского, которые реализуют разные проекты. Например, глобальный проект был запущен в 2022 году – это Российское движение детей и молодежи «Движение первых», всероссийский конкурс «Большая перемена», в котором может принять участие каждый студент и школьник. По мере своих возможностей мы также стараемся включаться в реализацию этих интересных проектов.
Лекция «Россия – священная наша держава» – весомый противовес пропаганде безнравственности
Как ваши студенты воспринимают акции патриотической направленности?
– Все по-разному, и студенты все разные. Есть очень активные, они не безразличны к тому, что происходит, охотно участвуют в мероприятиях, есть равнодушные. Но есть и те, кто в штыки воспринимает наши мероприятия, начинает спорить. Кто-то считает, что им навязывают чужое мнение, а у них есть своё. Тема ведь очень не простая.
Вы присутствовали на лекции Константина Александровича Шестакова. Как Вы её оцениваете?
– Я считаю, Константину Александровичу можно аплодировать стоя, в том числе и вашему центру, потому что вы ведёте очень важную просветительскую работу среди молодежи. Константин Александрович покоряет своей эрудицией, лекции содержательные, с обилием интересных фактов, жизненных примеров. Вопросы, которые освещаются, рассматриваются с разных сторон – и с точки зрения истории, и социологии, с точки зрения жизненных обстоятельств и личного примера. Он говорит именно то, что более всего сейчас надо услышать нашим ребятам. Перед каждой лекцией я студентам говорила: «Как вам повезло, что вы сейчас будете слушать Константина Александровича». Я присутствовала на трёх его лекциях от начала и до конца. Потом слушала фрагментами, и понимаю, что это все разные лекции, хотя тема одна. Он не повторяется. Разная аудитория, разные вопросы, преподаватель чувствует настрой студентов, знает, каким языком с ними говорить, какие слова подобрать. Меня лично очень подкупало ещё и то, что в этих лекциях я услышала многое того, чего раньше не знала, не читала в учебниках, не слышала по телевизору, нам не рассказывали об этом в школе, в вузе. Константин Александрович даёт уникальную информацию.
А как студенты отнеслись к его лекции?
– Сначала был вздох, недоверие, мол, опять нас будут воспитывать. Но Константин Александрович опытный лектор, профессионал, он знает, как многое зависит от начала лекции, от умения заинтересовать ребят уже с первых слов, от того, как быстро установится живой контакт с аудиторией. Он очень хорошо знает молодёжную аудиторию – что их волнует, что интересует, чем они живут, их психологию. Не могу категорично сказать, что равнодушных точно не было, но то, что их было очень мало – это факт. Сначала Константин Александрович прочитал лекции по патриотической тематике, потом по теме семейных ценностей, могу сказать, что после ряда занятий ребята уже ждали его. Там был диалог. Студенты спрашивают, получают ответы, сами приводят много примеров, факты из истории, из своих наблюдений. В какие бы аудитории я ни заходила, могу сделать вывод, что на все вопросы ребята получили ответы. Особенно отмечу, на переменах они подходят к нему и продолжают задавать вопросы, общаться. Лакмусовая бумажка, насколько интересна студентам лекция – это тишина в аудитории. Когда подходишь к двери и слышишь, что тихо, ни шороха, и звучит только голос лектора – это показатель, что он завоевал внимание слушателей. А ведь словом держать студенческую аудиторию очень сложно.
Я считаю, что такие просветительские лекции сейчас особенно необходимы, поскольку источников информации слишком много, а их содержание в плане качества различается многократно, информационное поле мы сегодня не в силах ограничить. И что там слушают, видят, читают наши ребята, мы часто не знаем. Я полностью согласна, что эти лекции – весомый противовес пропаганде безнравственности, которая ведётся сегодня против наших детей.
«Капля камень точит»
Насколько сложно работать с современной молодежью?
– Прежде всего, я бы сказала, что с современной молодёжью работать очень интересно. Они зажигают, они заряжают энергией, среди них много заинтересованных, активных, инициативных, неравнодушных. И я не соглашусь с утверждением, что это дети, которые, кроме смартфонов, ничем не интересуются. Они все очень разные. Одни занимаются музыкой, вокалом, играют на фортепиано, гитаре, скрипке, танцуют, рисуют, играют в актёрских студиях. Другие ребята занимаются спортом, участвуют в волонтёрском движении, в поисковых работах. Но есть и особая категория. Опять-таки, мы знаем, что изначально всё идет из семьи. Если родители направили своих детей в нужное русло, можно за них не беспокоиться. Есть и сложные дети. Когда начинаешь разбираться, то видишь, что это в основном ребята из неблагополучных семей. К ним у нас пристальное внимание, больше с ними разговариваем, объясняем, поддерживаем. Самое главное – не быть к ним равнодушным. Если только они почувствуют, что ты не заинтересован, что ты их не слышишь, обрываешь их ответы, то они закрываются, не идут на контакт. Честь, долг, совесть – это те слова, которые они искаженно понимают. Их ли это вина – нельзя сказать однозначно. Но в любом случае, это рефлексирующие ребята. У меня были разные студенты. И в пирсингах, и в татуировках, но когда ты ближе с ними знакомишься, общаешься, то понимаешь что это всё напускное, защитная реакция. К этим детям требуется особое отношение, более тёплое, мягкое. Да, работать сложно, но очень интересно.
Что касается патриотического воспитания детей, все эти программы, которые мы сейчас реализуем, крайне необходимы, они расширяют кругозор, воспитывают лучшие нравственные качества в человеке – ответственность, долг перед Родиной, уважение к защитникам Отечества. Чтобы вырастить ребенка патриотом, надо в свое время подобрать важные слова и сказать их. Поэтому так необходима просветительская работа, начиная самого детского сада, и надо продолжать её в школах, ссузах, вузах. Объяснять на примерах, показывать фильмы, проводить военно-патриотические мероприятия, концерты. Моя любимая поговорка «капля камень точит». Она абсолютно верна. Вот эти слова, которые слышат сегодня наши юноши и девушки о Родине – это маленькое зернышко, брошенное в почву, но оно обязательно даст всходы и прорастёт. Я верю, что у нас вырастет поколение настоящих патриотов. У всех у нас одно Отечество – Россия.
Татьяна Симонова
2. Ответ на 1, prot:
Так вот кто тут криптодарвинист и считает человека обезьяной.
1. Благие намерения.