Единственный и очевидный. Экзистенциальный, если хотите.
Литература, подлинное, это то, что выхватывает человека из потока жизни и ставит перед самим собой.
К примеру. Читаешь "Преступление и наказание", письмо матери Раскольникова... и тебя выхватывает из времени.
И ты вспоминаешь свою, ещё молодую, моложе тебя нынешнего, мать, отец, ещё живой, мы идём каким-то неубиваемым маем, цветёт черёмуха, журчит маленькая среднерусская речка, в кустах, у поверхности воды, темнеют, серебрятся голавли, выходной...
И отваливается всё, что было "важно": нужные звонки, количество просмотров твоего Телеграм-канала, вести с полей сражений...
Это важнее твоих ежедневных дежурных сообщений: "Я жив..."
Потому что только благодаря этому, литературе, ты на секунду ощущаешь: жив...
Есть, конечно, у литературы, у поэзии во всяком случае, ещё и пророческое измерение. Этого никто не отменял.
Но это нельзя вынести в такое обязательное качество литературы, как первое, экзистенциальное её свойство.
Потому что первое обязательно для всех, второе только для самого поэта.
К примеру, большая война уже грохотала вовсю в моих стихах (книга "Война") ещё в 2020 году.
За несколько месяцев до СВО я снял короткометражный фильм с известными актёрами "Победа обязательно будет", про тяжёлую смертельную битву, ждущую нас.
В это время государственные пропагандоны кормили нас лёгкой спецоперацией, походом на Варшаву, вторым Крымом...
С ними и их зарплатными боссами всё понятно: ни они сами, ни их дети, ни их знакомые, ни даже знакомые их знакомых никогда не попадут на войну. Даже на пушечный выстрел.
С государством тоже всё понятно: оно как амёба - ткнули англосаксы иголкой, съежилось, отвечает.
Планирование и пророчества - это не про них. Даже у Гитлера с его паранойей на метафизике и спиритизме не получилось.
Даже в Российской империи со старцами и пророчествами - не прошло.
Господь сказал: "Без чести пророк в отечестве своём".
И это уже не изменится.
Поэтому оставим пророческое измерение литературы самим поэтам.
А вот, то что литература (да и любое подлинное искусство: кино, театр, живопись) может выдернуть человека из этого жуткого потока и поставить перед самим собой, хотя бы на секунду - это, пожалуй, самое важное, что нам осталось.
О добре и зле (в продолжение "Литературы сегодня").
Возвращаясь к сказанному.
Есть такое распространённое заблуждение, что литература может кого-то изменить. Сделать лучше. Добрее.
Мы тащим с собой это убеждение из Русского XIX века.
Но есть факты. Ленин читал Толстого. И Тургенева. Лейба Троцкий читал (и даже лично знал) Есенина.
Гитлер читал Гёте. И Шиллера.
Основатель ГУЛАГа Нафталий Френкель читал Достоевского.
Эсесовский палач доктор Менгеле проходил в школе Гофмана.
Стали ли они лучше?
Ответ очевиден.
Но. Совершенно не исключено, что маленький Ульянов мог рыдать над судьбой Муму. А юный Шикльгрубер над страданиями бедного Вертера.
А Бронштейн над "Отговорила роща золотая" или "Песнью о собаке".
Пусть не рыдать, но остановиться на секунду. Увидеть своего внутреннего Христа.
Только на секунду.
Что потом - это другое. Это выбор. И то, что эти палачи и убийцы выбрали Антихриста - это не дело литературы
Но литература показала им в них самих Человека.
Великая, подлинная литература. Показала.
То, что я писал выше об "искусстве вообще" нуждается в уточнении.
Конечно, поставить человека перед самим собой может только "литературное" искусство (кино, театр, возможно опера).
Остальное воздействует на чувства, потрясает воображение.
Но внутренний Человек только от Слова.
4. Ответ на 3, Сергей:
И лингвистическая экспертиза (а без неё не могут законно "судить" за высказывание) это скажет сразу.
Примите ироническую улыбку. Вам проще всего спросить самого автора, и если он честный человек (это очевидное условие), то автор подтвердит, что и Ленина и Гитлера считает злодеями.
Это же написано в его статье.
3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II:
И лингвистическая экспертиза (а без неё не могут законно "судить" за высказывание) это скажет сразу.
2. Современная литература.
Таковы современные писатели в своей аналитике.
Других у меня для вас нет, как говорил товарищ Сталин.
Да и этих надо судить по недавно принятым законам за приравнивание Ленина к Гитлеру и коммунизма к фашизму.
1.
Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков
(Архетипы русской культуры). Учебное пособие. Красноярск, 2006.
https://elibrary.ru/download/elibrary_19844955_700152..
Заходите. Не пугайтесь страшного названия книги. Кто-то ведь помнит поиски структуралиста-семиотика Ю.М. Лотмана. Они не увенчались успехом. А ученый он замечательный. С почтением относился и отношусь к его трудам. Ошибки же в научных поисках неизбежны. Здесь вас ждет увлекательная, очень-очень непростая интеллектуальная работа (наскоком не берется) - то, что искал Юрий Михайлович, представлено в данном учебнике. Речь идет об универсальных структурах, объединяющих русскую литературу, культуру, сам духовный строй в единое матричное пространство.
Кое-какие произведения, конечно, же надо перечитать или же просто прочитать. Все они доступны. Опять же адресуюсь, прежде всего, к учителям (делитесь с ними; думается, если разберутся, то не смогут учить, как раньше, как привыкли), потом к студентам. Потом ко всем, кто полагает, что в жизни главное - найти Истину и Путь. Кстати, представителям властных структур очень советую почитать на досуге... Вдумчиво.
Маленькое предупреждение: то, что изложено в книге, как всякая объективность, не зависит от точки зрения автора. Выясняется, что есть некий интегральный взгляд на мир и человека. Автор ему подчинен. В общем, разбирайтесь. Удачи.
Сегодня текст учебника увеличился в разы, многое дополнилось, кое-что уточнилось. Но его нормальное издание - дело туманное. Реальность России - кричалки о стране возможностей, но при этом вечная всепроникающая бюрократия, сон и застой, нищий университет, нищая наука... и т.п. вечное.