Как три монаха наркоманов исцеляют

В селе Георгиевском под Кинешмой действует уникальный реабилитационный центр

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
560
Время на чтение 8 минут

Как три монаха наркоманов исцеляют

Отец Павел, отец Амвросий, отец Силуан и Сумрак, бессменный сторож прихода

На самом деле никакого села в селе Георгиевском нет. И не было никогда. Есть только Георгиевский храм, которому пошёл 207 год. Раньше рядом с храмом жили батюшки да «клирошане» — дьяконы, псаломщики, это два-три двора от силы. А сейчас прямо за церковной оградой — несколько добротных домов, построенных за последние 10-15 лет. В них живут игумен Силуан, иеромонах Амвросий, иеродиакон Павел. И 20 наркоманов. Деликатный отец Силуан в этом месте меня обязательно поправил бы: «Лучше так: 20 парней, попавших в сложную жизненную ситуацию». Ну, пусть будет так.

Поём Пасху в Стиберском

Я приехал в Георгиевское сразу после Пасхи, в среду Светлой седмицы. Отец Силуан сообщил, что после обеда их ждут в Стиберском. Местные попросили «попеть Пасху» у крохотной часовенки в центре почти обезлюдевшей деревни. Я тоже напросился. Начал накрапывать дождь, мы вооружились зонтиками и тронулись пешим порядком — два километра всего.

Пока шли, отец Силуан рассказал, что храм все двести с лишним лет не закрывался. Перед войной появилось у местной власти намерение разместить в храме склад или мастерскую. Но прихожане храм отстояли, однако литургии здесь не совершали почти до Победы. Жители окрестных деревень написали письмо Сталину с просьбой возобновить службы. Весной 45го из Кинешмы был прислан священник, и всё пошло старым порядком.

А чуть раньше, в 1913м году, в судьбе храма поучаствовал ещё один руководитель страны — император Николай Второй. Праздновали 300-летие дома Романовых, и царь с семейством, путешествуя по Волге, попросил капитана парохода прижаться к левому берегу, на котором стояла белокаменная Георгиевская церковь. Доплыли на шлюпках. Будущий страстотерпец подарил храму икону (её не уберегли, кто-то похитил в советские времена, остался только оклад) и комплект богослужебных одежд для клира. По отъезде царя, согласно чину, на главном куполе был установлен крест с царским вензелем, он и теперь там.

Несколько лет назад отцы-монахи установили перед храмом бюст императора и каменный поклонный крест в честь семьи Царственных страстотерпцев.

— В прошлом году на Преображение подошёл я к кресту, а на нём тёмные подтёки, — рассказал отец Силуан. — Провёл пальцем, попробовал на вкус — миро.

Камень замироточил. Обыкновенное чудо. Удивительная связь между святыми и живыми. Реальнее некуда.

В Стиберском отцы отслужили короткую утреню. Дождь закончился. Игумен Силуан окропил святой водой полтора десятка молившихся, а они, счастливые, стоя у дороги, старательно спели пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых…»

Из комы — к вере

Денис попал в Георгиевское, можно сказать, прямо из комы, она случилась от передозировки. Его привезли в реанимацию с лужайки московского бизнесцентра, в котором он работал. Ему сейчас 26 лет, употреблял наркотики с 13, в финале — героин. Все эти годы он успешно «шифровался»: не знали о его пристрастии ни в школе, ни дома, ни в армии, ни в институте, ни на работе. Или молчали?

Отец Дениса, человек решительный, приехал в реанимацию из другого города, взял сына за шкирку, определил на детоксикацию. Потом позвонил: «Поедешь в Георгиевскую православную реабилитацию». Денис ответил: «“Я ваше православие в гробу видал». «Тогда торчи дальше, пока не умрёшь», — предложил отец.

Но что-то щёлкнуло у Дениса внутри. Может, совесть, может, жалость к родителям.

Уже полгода он раз в неделю ходит к отцу Силуану на духовные беседы. Старается исповедоваться и причащаться каждую неделю. Его научили доить коров не для баловства, а по-настоящему, когда вставать нужно в полпятого утра в любое время года. А сейчас у него послушание на стройке. Радуется как ребёнок: «Прибил доску, и она держится — вау, круто!»

Я поинтересовался у него насчёт планов.

— Хочу остаться здесь дольше, чем на полтора положенных года, — ответил он. — Поговорил уже с отцом Силуаном, он не против. Чем дольше я здесь, тем выше гарантия, что не сорвусь в социуме.

Кто совершил такую перемену в человеке? Правильно, Господь. Больше никому такое не под силу.

Что может монашеская семья

Первого наркозависимого они взяли на перевоспитание в 98-м. Отца Силуана тогда только рукоположили в иеродиакона. А настоятелем храма был игумен Мефодий (Кондратьев). Ныне он епископ Каменский и Камышловский, кафедра у него в Каменске-Уральском. А ещё владыка руководит сейчас Координационным центром по противодействию наркомании, он в составе отдела по благотворительности Московской патриархии.

Они размышляли, чем наполнить жизнь обычного сельского прихода, чья паства к тому же постепенно убывает по причине умирания деревень. И попробовали заняться реабилитацией наркозависимых.

— Ездили в Польшу, в Германию, в Италию и в Америку, изучали тамошний опыт работы церковных организаций с наркоманами, — рассказал отец Силуан. — Немцы-протестанты пробовали даже в обычные семьи определять наркозависимых для «перековки». Мы тогда ещё подумали: а ведь наш приход — та же семья, только монашеская. И мы тоже готовы взять в семью человека, который хочет исцелиться. Будем наставлять его, постепенно воцерковлять, чтобы привести в итоге к покаянию.

Первые дома для реабилитантов построили на немецкие деньги. Церковные деятели из Ганновера, города-побратима Иванова, прониклись высокой целью георгиевских монахов. Отец Силуан признался, правда, что вопрос обеспеченности жильём актуален по-прежнему.

— Мы ведь денег с воспитанников принципиально не берём, — сказал настоятель. — Тогда это будут уже не братские отношения, как сейчас, а продажа услуг. — А кто же за всё это платит? — поинтересовался я. — Живём за счёт пожертвований, гранты президентские выигрываем, — объяснил игумен.

Рустик, столярных дел мастер

Весенние сумерки неожиданно быстро накрыли Георгиевское. На ночлег меня определили в один из двухэтажных домиков с электричеством, с тёплой водой, с туалетом и даже с Интернетом. Про Интернет выяснилось, когда пришёл Рустик.

— Давайте телефон, сейчас будет вам вай-фай, я же его сам в доме оборудовал, — уверенно сказал он, и тут же как горох из мешка посыпались мне сообщения, посланные через WhatsApp.

Рустик не воспитанник, он сотрудник центра.

— Я уже 11 лет как завязал с наркотиками, — сообщил он. — Из колонии вышел в 16-м году, два года походил с браслетом — и сюда. Приятель здесь проходил реабилитацию, он сказал, что отец Силуан ищет человека, который в «столярке» понимает. Мне почти 50, помирать скоро. Хочется успеть что-то доброе сделать.

Рустик скромничал. Многое уже сделано. Цех построен, станки закуплены, недавно запустили котельную, чтобы древесину сушить.

— Мне здесь нравится, — сказал Рустик. — Отец Силуан — классный настоятель, настоящий мужик, проповедник отличный. Я хожу на литургию в храм по воскресеньям, а наши воспитанники — каждый день, и утром и вечером на службе.

— Так вы крещёный? А с каким именем?

— После питерской психбольницы, где меня лечили от наркомании, я сразу в Александро-Невскую лавру зашёл покреститься, — объяснил он. — По жизни меня Рустам зовут, батюшка долго искал, но нашёл в святцах имя Рустик.

Я уже дома отыскал в Сети: действительно, есть такой святой, только зовут его РустИк, с ударением на последний слог. Рустик Парижский. В III веке в Галлии проповедовал язычникам слово Божие, многих обратил к вере, но потом был схвачен и обезглавлен.

Прозорливый ксёндз

Игумен Силуан родом из Бреста, крещён был в детстве католиком. Звали его тогда Олег Роубо. Они с армейским другом начали ещё в воинской части задумываться о смысле жизни. Когда разъехались по домам, друг начал присылать Олегу замечательные книжки, например «Душеполезные поучения» аввы Дорофея.

— Я решил, что надо воцерковляться. Стал ходить в костёл, — вспоминает отец Силуан. — Но по тому, как основательно я готовился к каждой исповеди, ксёндз понял про меня что-то важное. «Да ты, парень, похоже, православный», — сказал он однажды.

Армейский друг тем временем сообщил, что подумывает о монашестве и отправляется к старцу в Сергиев Посад. Олег тоже решил спросить старца, что делать дальше. Старец и благословил его поехать в Георгиевское, к отцу Мефодию. И проверить, насколько искренне его желание монашествовать. Через три года Олега постригли с именем Силуан.

— Была в моей жизни ещё одна мистическая деталь, — говорит отец Силуан. — Помню, как ехал на поезде к месту воинской службы, в Ташкент, и когда состав начал громыхать по мосту через Волгу, у меня дух перехватило и сердце замерло. Потом только я понял, что это было: вот она, Волга, и я живу здесь уже почти тридцать лет.

О роли жён в лечении наркоманов

Заговорили с отцом Силуаном о том, какой процент реабилитантов в итоге встаёт на трезвый путь. Точные подсчёты сложно сделать — разлетаются братья по домам, кто-то звонит, некоторые регулярно приезжают с жёнами и с детьми в Георгиевское. Но принято считать, что больше половины братьев становятся трезвенниками. Остальные, уехавшие отсюда через неделю-месяц, гордые, решившие, что могут справиться сами со своей зависимостью, скорее всего, уже в могилах. Вот в чём горькая правда.

— Эдик прошёл у нас курс, настроен был на трезвость, — рассказал отец Силуан. — Он с женой и ребёнком поближе к нам перебрался, в Иваново. Оба работали, ребёнка в садик устроили. Потом решили вернуться на родину. Жена сообщила нам: что-то неладное творится. Мы его взяли на повторную реабилитацию. Снова выправился. Но жена ему как-то в сердцах сказала: «Всё, я с тобой больше жить не буду, мой ресурс кончился». А он эти неосторожные слова воспринял как нож в спину. Хотя как можно жену винить? Она ведь, как декабристка, всюду за ним следовала. Он тут начал выпивать, уходил в выходные в деревню, находил алкоголь. Я с ним и добрые беседы вёл, и строгие. По осени отпросился он домой, под Владимир, картошку выкопать. Нашли его мёртвым в доме — видимо, алкоголь смешал с наркотиками, сердце не выдержало.

Для работы с созависимыми, то есть с родственниками, отцы-монахи недавно привлекли специального психолога. Ирина Николаевна в режиме онлайн-конференций связывается с жёнами и матерями, отвечает на вопросы, советует, учит правильно разговаривать с реабилитантами. Она и с самими ребятами регулярно занимается в Георгиевском.

Отцы и братья

— У каждого из нас — у отца Амвросия, отца Павла и у меня — на попечении по несколько человек, объединённых в группы, — объясняет игумен Силуан. — Мы не психологи и на группах речь ведём о том, как ребятам из безобразия вернуться в образ Божий. У Господа ведь есть Своя задумка относительно каждого из нас. И понять Его задумку нельзя иначе, чем через смирение, послушание и покаянный труд.

Отцы подсказывают братьям путь к спасению не только словами и молитвами, но и делами. Отец Амвросий освоил сырное производство (как летний сезон начнётся, будут излишки дачникам предлагать), а ещё он просфоры печёт. Отец Павел — по снабжению главный, он если не на службе в храме, то за рулём «буханки». Игумен Силуан — пасечник по совместительству, когда-то давно придумал собственную конструкцию улья, с подогревом и стеклянной задней стенкой, чтобы зимой видеть, не голодают ли пчёлы.

Утром после литургии намечен был крестный ход.

— Выходят! — крикнул я Ярославу наверх, на колокольню.

Он в Георгиевском два года, уже не реабилитант, а начальник коровника и звонарь.

Тут же радостный пасхальный звон залил новые домики, коровник, двор, перетёк в березняк на берегу, заполнил заросшую камышом щучью протоку с мостиком, а потом вырвался на широкий волжский простор.

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Как устроиться на реабилитацию, а также пожертвовать Центру, можно узнать на сайте георгиевское.рф

Михаил ПЕТРОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Петров
Как быть, если прихожан разделила политика
Линия фронта может пройти и сквозь церковные стены
19.05.2023
Молодежь должна активнее участвовать в развитии России
Время перемен – это шанс для инициативных и ответственных людей
20.05.2022
Новая жизнь Нового Иерусалима
Уникальный проект патриарха Никона снова привлекает паломников
04.02.2015
История о том, как поселковый кинотеатр превратился в храм
В поселке Мирный под Самарой произошло чудо
26.11.2013
Все статьи Михаил Петров
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Это сродни игромании на деньги»
То, что зависимость от компьютерных игр, телефонов сродни наркотической зависимости, признают врачи во всём мире
18.07.2024
Оперировал до ста лет
О том, как потомки продолжают дело академика Федора Углова
16.07.2024
10 советов педагога Макаренко
Того, по книгам которого создавались ВСЕ центры реабилитации зависимых мира, но уникальные педагогические труды которого в России забыли …
08.07.2024
Богатый дореволюционный опыт трезвости должен быть востребован сегодня, как никогда
Состоялся круглый стол, посвященный истории православного трезвеннического движения
04.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
24.07.2024 19:02
О действии Промысла Божия в русской истории
Новый комментарий от Алекс
24.07.2024 17:58
Слово о победоносном Суворове
Новый комментарий от Человек
24.07.2024 16:22
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
24.07.2024 15:48
Русская история едина
Новый комментарий от р.Б.Алексий
24.07.2024 15:26
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.07.2024 15:20
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Апографъ
24.07.2024 13:53