Всему миру известен американский изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин, который мог бы считаться русским и быть российским гражданином, если бы не революция. Только в этом случае он был бы скорее соавтором или ассистентом. Воспитаннику Санкт-Петербургского практического технологического института Императора Николая I, офицеру связи и служащему Офицерской электротехнической школы повезло: он спасся от расправы революционной толпы, занимался оснащением Белой армии беспроводной радиосвязью в Омске, а когда правительство А.В. Колчака пало, В.К. Зворыкин не стал возвращаться из командировки в США, а принял решение заняться наукой в более комфортных условиях. Он добился мирового признания. Изобретатель телевидения, системы ночного видения, эндоскопа, авиабомб с системой теленаведения и радиозонда был желанным гостем в разных странах, включая и бывшую Родину, тем более что в конце 30-х годов СССР заключил договор с Радиокорпорацией Америки (RCA), на которую тот работал. В результате первая передающая станция на Шаболовке начала вещание и запустилось производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Он же был поражен тем, что никто в Стране Советов не слышал имя профессора Б.Л. Розинга – его научного руководителя, без которого ничего бы не было. Когда же на приеме Зворыкин предложил выпить за ученого, нависла гробовая тишина. Позже он узнал, что учителя давно нет в живых, и судьба его незавидна.
20 апреля исполнилось 90 лет со дня кончины Бориса Львовича Розинга – реального изобретателя телевидения. Он родился 23 апреля (5 мая) 1869 года в Санкт-Петербурге в семье статского советника. Его дворянский род восходил к первой волне технических специалистов из Нидерландов, приглашенных на российскую службу еще Петром I. Окончив Введенскую гимназию в Петербурге с золотой медалью, в 1887 году он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского императорского университета, который окончил в 1891 году с дипломом первой степени. Получив звание кандидата за исследование магнитного гистерезиса, Борис Львович начал работать на кафедре физики Петербургского технологического института Николая I, где были прекрасные лаборатории для его исследований. Также он преподавал в Константиновском артиллерийском училище и был деканом электромеханического факультета открытых в 1906 году Петербургских женских политехнических курсов – Женского политехнического института.
Розинг горел идеей передачи изображения на расстояние. Он первым разработал способ записи и воспроизведения изображения с помощью построчной передачи и электронно-лучевой трубки, созданной на основе трубки Брауна и трубки А. Петровского, в приемном приборе. В июле 1907 года молодой ученый подал заявки сразу в три страны, чтобы закрепить в мире свой новаторский «Способ электрической передачи изображений на расстояние». С 1908 по 1910 год его заслуги поочередно признают Англия, Германия и Россия. Рождение телевидения состоялось 9 мая 1911 года в Петербурге, когда на миниатюрном экране своей электронно-лучевой трубки, которая станет основой всех телевизоров, Б.Л. Розинг показал членам Русского технического общества первую в мире телевизионную передачу. Она была примитивна, но ее принцип лег в основу современного телевещания. Свое детище изобретатель называл электрическим телескопом.
В течение пяти лет – до 1912 года – в качестве помощника лаборанта в этих опытах участвовал второкурсник Владимир Зворыкин, который продолжил учебу в Париже, а потом оказался в армии и больше не встречался с учителем. Прославившийся мгновенно Розинг, удостоенный золотой медали РТО и премии К.Ф. Сименса, отвергал выгодные предложения из-за рубежа, говоря, что, как русский человек, он свои мозги не продает. Он занимался совершенствованием своего изобретения и преподавал в Петербурге. Февраль 1917 года побудил его отправить семью из бурлящего Петрограда на благополучную Кубань, но сам пытался работать до наступления 1918 года. Воссоединившись с родными в Екатеринодаре, он не рискнул вернуться, а уже летом 1918 года вместе с математиком Н.А. Шапошниковым, член-корреспондентом Императорской академии наук Ф.А. Щербиной, бывшим начальником Морского инженерного училища А.И. Пароменским он основал Кубанский политехнический институт (ныне – Кубанский государственный технологический университет).
С красными на зажиточную Кубань пришли аресты и расстрелы, затем обнищание и голод, эшелоны беженцев и отсутствие перспектив. После первого ареста обвиненного в работе на белых Розинга отпустили, и он разводил огород, пока его родные продавали последние вещи за муку, ходили в платьях из простыней и сандалиях на деревянной подошве, что теперь в Краснодаре стало уже нормой. Все это время он разрабатывал теорию и готовил научные доклады: «Преобразование основных уравнений электромагнитного поля в новую форму», «Построение теории света и световых квантов на основе общего решения уравнений электромагнитного поля Лоренца» и др. Тогда же написал свой итоговый труд: «Электрическая телескопия (Видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения», который вышел в 1923 году в Петрограде.
В 1922 году Розинги смогли вернуться в Петроград, в родном Технологическом институте его восстановили только в 1924 году. Понимая, что потерял очень много времени, Борис Львович все же привел в порядок лабораторию и возобновил работу. До 1928 года ему удалось продемонстрировать эффективность своего метода передачи изображения, улучшить его яркость и четкость, но он отстаивал идею, что только полностью электронная система выведет аппарат на новый уровень. Опережая время, он видел потенциал электроники, которая только начала развиваться.
В 1930 году Розинг был арестован ОГПУ за поддержку белогвардейского элемента: он пожертвовал в кассу помощи бывшему коллеге по Константиновскому училищу, бывшему офицеру, вынужденному побираться. В феврале 1931 года профессор был сослан без права работать, но он пытался трудиться на лесопильном заводе в Лименде (ныне – Котлас). Из-за заступничества международного и отечественного научного сообщества в 1932 году его перевели в Архангельск и выделили место лаборанта кафедры физики в лесотехническом институте – без права преподавания и питания. Его подкармливали сотрудники и лично заведующий кафедрой. Даже здесь ученый редактировал статьи, вел разработку фотоэлектрического прибора для ориентировки невидящих, машинки для записи и воспроизведения звука, кардиографа для местной больницы, но трудные условия и лишение его главного дела жизни сказалось на здоровье ученого. В один день у него нарушилась речь и онемела одна сторона, а 20 апреля 1933 года его не стало. За два дня до смерти Борис Львович ехал в трамвае с едой, которой с ним поделились в институте, однако при резком повороте просыпал ее, испачкав пассажирку. Хотя профессор просил прощения и пытался вытереть ее пальто носовым платком, та закатила возмутительный скандал. Придя домой, он лег на кровать и, повернувшись к стене, проговорил: «Господи, Господи, за что?» Больше не вставая, он скончался от кровоизлияния в мозг.
Независимо от того, какую роль телевидение стало играть впоследствии и какое воздействие стало оказывать на общество, для ХХ века оно стало передовым средством массовой информации, обучения, проводником культуры или пропаганды, которое повлияло на все народы и страны планеты. Но мало кто помнит, что у его истоков стоял русский ученый Борис Розинг.
Филипп ЛЕБЕДЬ