Дмитрий Ольшанский (блог Комиссар Исчезает):
Кто такая Женя Беркович, и в чём суть претензий к ней, – это разные вещи.
Женя Беркович (чуть не написал Люся Штейн, до того они все одинаковые) – это русофобия, заукраинство, феминизм, глупость и злоба (она очень злобная) в одном тюбике.
Не знаю пишет ли что-нибудь Штейн, кроме одобрительных постов по поводу пыток и расстрелов русских солдат, но Беркович ещё пишет стихи.
Это такие пропагандистские фельетоны, очень бойкие, в традиции Демьяна Бедного и басен Сергея Михалкова, но строго в каноне нынешней либеральной политинформации: то у неё призрак ветерана является к внуку и требует им не гордиться и не носить его портрет на Бессмертный полк (подразумевается, что внук обидел Украинушку и потому недостоин), то у неё бог (с маленькой буквы, конечно) хотел бы родить дочку вместо Христа, и уж дочку-то он бы на крест не отдал.
В общем, это Швондер и Берлиоз, ничего нового, всё та же мерзость, хотя уже потерявшая, к счастью, возможность царить в России (поэтому злится, но рассчитывает свою гегемонию вернуть).
Тем не менее, претензии к ней государства нужно оценивать честно.
Спектакль, за который её приняли, старый, его играли аж на сцене ФСИН (то есть в тюрьме), посвящен джихадистам, а джихадистов, в отличие от азовцев-петлюровцев, у Беркович причин любить нет. Потому что они убивают (или хотели бы убивать) не только каких-то чужих русских, но и родных людей.
Спектакль тот – обычная докудрама, и авторы донесений в инстанции, как это часто с ними бывает, не нашли в себе умственных сил понять, где в тексте пьесы мысли и чувства героев, а где - автора и режиссера. Ну, гей Лимонов и педофил Набоков, дело известное. Недавно случайно смотрел что-то про артиста Моргунова - он в молодости играл предателя в экранизации Молодой Гвардии, и после этого его засыпали угрозами. Предатель же! Таково наивное сознание.
Всё это, однако, не делает Беркович (как и Штейн, как и всю эту шайку) хоть на копейку приятнее. Превращаясь в «мученицу», она станет только мерзее – и намного масштабнее в своей антирусской мерзости.
Но так у нас принято, когда речь идет об особо противных деятелях, – брать «не за то» и наказывать «с перебором», чтобы деятели максимально раздулись, а их группа поддержки получила как можно больше аргументов в свою пользу.
А всего-то и надо было, что убедить человека бросить плохую Россию и уехать домой.
Ставила бы она себе на родине доку-драму «Тарас Гестапенко – побратим и захисник», а нам бы и дела до нее не было. Вон, Штейн убежала отсюда – и слава Богу, будем надеяться, что навсегда.
А эту «Женю» теперь из каждого утюга здесь демонстрировать будут.
Нет, она не оправдывала терроризм (во всяком случае, тот, арабский).
Она просто плохой и бездарный, злобный, чужой человек.
Но за это не судят.
***
Ирина Павлова (блог Контражур Ирины Павловой):
Я с Беркович, слава Богу, не знакома. В глаза никогда не видела. Знаю, что она «поэтка и режиссерка».
Поэтка плохая, я читала.
Режиссерку не видела, но, судя по получению ЗМ – режиссерка тоже хреновая. Хороших там не награждают. Ну, или крайне редко.
Но.
Человек сделал спектакль 2 года назад.
Его смотрели тогда все, кому не лень.
Кроме плохой (или хорошей – кому как) режиссуры и классического наброса г*** на вентилятор (а этим занимались практически все в ту пору, а кто не занимался – тот и не ставил) ничего крамольного там не было.
Не поленилась, пиэсу прочла.
Произведение, мягко говоря, не впечатлило, – но у нас бездарных драматургов – каждый первый (даже не второй).
Кто-то в сети написал: «С таким же успехом можно сажать Достоевского за оправдание убийства ростовщиков в «Преступлении и наказании»».
Согласна полностью.
И я решительно против того, чтобы сажать режиссёрок и драмописок за то, во-первых, что они сделали тогда, когда все точно такое делали. И вообще против того, чтобы сажать.
Я была против посадки даже поганок-пусек.
И сейчас против.
Ну, допустим, я – Баба-яга.
И тем не менее.