Источник: блог автора
Таких честных людей, как он, в кино очень мало.
Просто талантливых, как ни странно, всегда значительно больше, чем и талантливых, и честных...
24 ноября 2011 года я в кинотеатре «Художественный» вела вечер сербского кино.
Сербскую делегацию возглавлял Кустурица.
Я тогда со сцены поздравила его с днём рождения.
После показа был маленький банкет, на котором меня тоже попросили что-то сказать про гостей.
Я вспомнила, как впервые услышала его имя.
Был семинар молодых кинокритиков в Болшево в 1981 году, его вел Армен Медведев, только что вернувшийся из Венеции.
Он рассказывал нам о каком-то замечательном фильме, и о том, как получать за этот фильм «Золотого льва Святого Марка» выскочил тощий долговязый парень в военной форме, и со сцены сказал, что его на два дня отпустили из армии для получения этого приза...
Я рассказ Армена не записывала, понадеялась на память.
Но если название фильма я запомнила и дома рассказала про фильм «Ты помнишь Долли Белл», то имя парня вылетело из головы, и я, хмуря лоб, пыталась вспомнить: «У него такое странное имя, его зовут то ли Шах, то ли Падишах... В общем, какой-то восточный правитель»…
Я напомнила про этот сюжет Эмиру, он засмеялся и ответил: «На самом деле я тогда наврал. Меня отпустили не на 2, а на 3 дня. Но мне показалось, что 2 на публику произведут больший эффект. Сначала я вообще хотел сказать, что на один, но тогда пришлось бы сразу после церемонии уезжать, а мне очень хотелось попасть на банкет!».
С тех пор Куста сделал много очень хороших фильмов (и даже парочку средних, как мне кажется). Снялся в фильме «Вдова с острова Сен-Пьер», показав себя превосходным актёром.
Создал три кинофестиваля – все успешные.
Создал музыкальный ансамбль (средний, как мне кажется), с которым много выступает.
Мне очень нравится этот человек, я глубоко его уважаю.
Вот, буквально за всё: за ум, за талант, за обаяние, за честность и принципиальность, за то, что он, босниец по рождению, не предал свою разрушенную Родину, и во всех документах в графе «национальность» пишет «югослав».
За то, что принял православие и мужественно отстаивает интересы Сербской православной церкви, даже когда ему это невыгодно.
Я обожаю его прелестный фильм «Папа в командировке», посвящённый собственному детству и послевоенным годам в Югославии. Фильм принёс Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, плюс номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
Милош Форман, председатель жюри, вручая Кусте «Золотую пальмовую ветвь», назвал тогда Кустурицу «Главной надеждой европейского и мирового кино»..
Я очень люблю потрясающий фильм «Время цыган» («Дом для повешенных»).
Люблю за непередаваемое ощущение балканского колорита и балканского стиля, балканского юмора и балканской безбашенности…
Этот колорит был во всём: в том, как играли актёры, в изображении и во внимании к деталям В том, как постоянно перемешиваются любовь, кровь, и ирония...
Да, в конце концов, и в саундтреках Горана Бреговича, – с которым Куста потом рассорился, а тогда дружил.
За «Время цыган» Кустурица на Каннском кинофестивале получил приз за режиссуру.
Когда в 1992 году началась война в Боснии и Герцеговине, дом семьи Кустурицы в Сараево был разрушен, отец режиссёра, Мурат Кустурица, вскоре после этого умер от сердечного приступа. Семья нашла убежище в Черногории. Кустурица вернулся из США в Югославию и снял там фильм-притчу «Андерграунд» по сценарию югославского драматурга Душана Ковачевича.
Фильм вышел в 1995 году, и Кустурица в нём связал прошлое своей страны с эпизодами новейшей истории – началом войны на Балканах.
«Андерграунд» принёс ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Его новый фильм «Чёрная кошка, белый кот» был фаворитом Венецианского кинофестиваля в 1998 году, а Кустурица получил «Серебряного льва Святого Марка» за лучшую режиссуру.
Потом Куста заявил, что уходит из кино, но в 2004 году после шестилетнего перерыва снял трагикомедию «Жизнь как чудо», в которой снова обратился к теме войны на Балканах.
За «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен французской премии «Сезар».
В 2007 году он снял картину «Завет» или «Обещание».
В 2005 году Эмир Кустурица постоил деревню Дрвенград в горном районе Златибор в Сербии. По его словам, после потери родного города (имеется в виду Сараево, куда он отказывается возвращаться после распада Югославии) ему хотелось построить свою собственную деревню.
С 2008 года в Дрвенграде проводится Международный фестиваль кино и музыки «Кустендорф».
Кустурица стареет красиво и достойно.
Он живёт ту жизнь, какую сам себе выбрал, и никто не в силах заставить его изменить свои взгляды и свой образ жизни.
Он – по-настоящему свободный человек в мире тотальной несвободы.
Эмир Кустурица:
«...Никогда еще не было столько книг, никогда еще для человека не являлось доступным такое огромное количество написанных страниц и никогда еще не было меньше грамотных людей.
Сегодня кто только ни пишет, но мало кто читает.
На этой почве и вырос тот другой человек, которого я называю «селфи-человек», и который, подобно подсунутой нам вульгарной девице в кабаке, предстал нашему взору.
Он путает наши мысли, он нам мешает, но он не уберется, пока не случится мощный катарсис.
Человек-селфи вырос на свалке перепутанных понятий, на идее, что доступность информации есть то же самое, что и образование, во времена метастаз правящей идеологии денег и корыстолюбия, где единственно важной является та самая с беспокойством наблюдаемая морщина на лице.
… Я спрашиваю себя – а чем же измеряется эта реальность и с чем сопоставляется, если не с упомянутыми главами книг, которые мы помним?
Если человек не способен сравнить существующий мир с несуществующим, если он не умеет создать собственную картину мира – а сделать это может только грамотный человек, – в таком случае этот другой живет жизнью, в которой всё превратилось в реалити-шоу.
«Жить для себя» – выражение, венчающее неоязыческую цивилизацию, цель которой – доказать нам самим, что мы – ничтожества, негодяи, проходимцы и воры, и что нас надо постоянно наказывать....».