В течение прошлой недели лектор ЦЗМ «Покров», к.с.н. Константин Александрович Шестаков провел ряд лекций-бесед в учебных заведениях г. Ишима на тему «Россия – священная наша держава». Лекции читались в рамках проекта «Семья и Отечество», реализуемого центром «Покров» при поддержке «Фонда президентских грантов». Всего было проведено 13 лекций для аудитории 5-ти среднеобразовательных школ, лицея, многопрофильного техникума и медицинского колледжа. Количество слушателей составило более 1000 человек. Напомним, что данный проект направлен на формирование осознанного патриотизма, выработку национального самосознания и гражданской ответственности в подростково-юношеской и молодежной среде.
Форма лекции-беседы подразумевает диалог с аудиторией. Лектор по ходу изложения материала задаёт вопросы, ребята высказывают свою позицию, делятся своим мнением, пониманием тех проблем, которые касаются обсуждаемой темы. Лектор в свою очередь даёт свои комментарии, затем переходит к следующему фрагменту лекции. Именно благодаря такой форме работы разговор с ишимскими старшеклассниками и студентами получился живой, интересный, продуктивный и нередко переходящий в дискуссию.
Лекция «Россия – священная наша держава» начинается с обсуждения вопроса о значении поднятия государственного флага и торжественного исполнения гимна России. Данное новшество введено во всех школах России в прошлом году и является важным элементом патриотического воспитания. Обращается внимание, что в других странах мира подобная традиция существует давно, в частности в школах США. Отмечается, что граждане этой страны в большинстве своём патриотично настроены. Ребята высказывают своё отношение к церемонии поднятия флага и гимну России. Лектор комментирует точку зрения учащихся. Далее по ходу лекции разговор переходит в обсуждение следующих вопросов: что значит лозунг «Своих не бросаем!»? Кто такие соотечественники? Должны ли мы защищать русских, живущих за границей? Почему русский народ один из самых разделённых в мире? Что такое Отчизна, государство, власть, Родина? Кто я – гражданин мира или патриот своего Отечества? Что такое информационная война? Кто такие агенты влияния? Как происходит манипуляция сознанием? Можем ли мы быть равнодушными к тому, что происходит на Украине? Как нам относиться к специальной военной операции? Какова роль каждого из нас в данной ситуации?
В зависимости от того, какие вопросы задают слушатели, какие тезисы заинтересовали их, лектор либо углубляется в какие-то исторические факты, как например это было в СОШ №7, где К.А.Шестаков успел рассказать о Переяславской раде, памятнике Богдану Хмельницкому в Киеве, либо апеллирует к классикам русской литературы, в частности, к патриотическим высказываниям А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского, известных политических деятелей. В ходе изложения материала вспоминаются также героические страницы Великой Отечественной войны. Красной нитью в лекции проходит мысль о необходимости консолидации всего нашего общества.
Конечно, большое внимание было уделено событиям на Украине и специальной военной операции. Константин Александрович рассказывал о том, какие страдания выпали на долю жителей Донбасса, которых сейчас защищает наша армия, о том, какое количество детей погибло.В память о них был создан мемориальный комплекс в Донецке – Аллея ангелов. При этом лектор обращал внимание на то, что среди мобилизованных и призывников есть те, кто бежит от мобилизации, предпочитая покинуть страну, по сути, предавая Родину. Лектор приводил контрастные примеры, в частности, подвиг воина Евгения Родионова и недавнего кумира подростков – одиозного Моргенштерна, сбежавшего из страны, пропагандирующего наркотики и низменные страсти.
Нельзя сказать, что каждая лекция-беседа, проведённая К.А.Шестаковым, повторяла предыдущую. Различия между ними были обусловлены тем, как реагировали слушатели, отвечая на те или иные вопросы, также дисциплиной в классе, и от того, как ребята отзывались на тему СВО. Среди учащихся были и те, которые в этом вопросе демонстрировали свою оппозиционность. Поэтому лектору приходилось проявлять особую гибкость, улавливать настрой аудитории, иногда даже переходить на отвлечённые темы, но которые так или иначе связаны с темой патриотизма.
В некоторых лекциях попутно затрагивались вопросы семейных ценностей, демографии, разводов, недопустимости матерной брани, абортов.
– Очень важно говорить детям правду, – считает Константин Александрович, – они проникаются доверием к лектору, начинают всерьёз воспринимать тему, вникать в суть вопроса, задумываться. Ошибка нашей официальной пропаганды в том, что она обходит вниманием некоторые актуальные проблемы российского общества, а молодёжь видит это, что и вызывает недоверие. Неумелая пропаганда отталкивает, поэтому подрастающее поколение попадает в сферу информационного влияния оппозиционеров, работающих на разрушение России. А они подсказывают простые решения, например, уехать из России или устроить переворот, поддержав наиболее радикально настроенных оппозиционеров. А настоящее решение проблем нашего общества возможно только созидательным, честным трудом, воспитанием сильной личности, свободной, с высокими моральными принципами, любящей свою Родину и свой народ.
Разговор с ребятами получился живой, непростой, но интересный и плодотворный. Лекция-беседа «Россия – священная наша держава» не оставила равнодушным никого, чему свидетельство аплодисменты лектору и многочисленные вопросы, звучавшие в аудитории. Кто-то из ребят изменил свою точку зрения на понимание идеи патриотизма и на отношение к специальной военной операции. Один из учащихся, позиционировавший себя вначале, условно говоря, сторонником Навального, в конце лекции стал задумываться и, возможно, даже поменял своё мнение о происходящих в России событиях, поблагодарил лектора и пожал ему руку.
В конце каждой встречи К.А.Шестаков призывал ребят соблюдать здоровый образ жизни, быть порядочными, совестливыми, профессионалами своего дела, обладающими чувством национальной гордости, искренне любить Отечество и свой народ, то есть стать настоящими патриотами. «Лишь тот достоин жизни и свободы - кто каждый день идет за них на бой» - эта цитата Гёте неоднократно звучала на лекциях Константина Александровича. При этом объяснялось то, что бой для слушателей - это учеба, труд, формирование нравственных ценностей и сохранение своего здоровья для будущих свершений и побед. А это уже будет немалым вкладом в нашу Победу. Ведь мирная жизнь порой тоже созидается силой оружия. Поэтому к выполнению своего гражданского долга по защите интересов Родины надо серьёзно готовиться.
Татьяна Николаева