Косово. Действенный рецепт возвращения

Сербские заметки

Новости Косово 
0
404
Время на чтение 8 минут

Вране. Никольский монастырь.Источник: Православие.ру

 

Вране. Никольский монастырь.

Аще забуду тебе, Косово, о мой Иерусалим, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, Метохия моя, аще не предложу тебе яко в начале веселия моего.

Епископ Афанасий (Евтич)

Вавилонский плен – явление повторяющееся, оно не однократное: в этом можно убедиться на примере Косово и Метохии. Сербы давно уже не чувствуют себя хозяевами на собственной земле, а визиты к ним в Косово для русских стали практически невозможными. О причинах пленения, унижения народов – что во время оно еврейского, что в нынешнее время сербского – много говорили, даже кричали пророки, святители, преподобные, мученики: наши беды – прямое следствие наших же грехов, нашего преступного забвения Бога. И противоядие ничуть не изменилось, сохраняя с давних времен свою актуальность и злободневность: измени свою жизнь, стань настоящим христианином, поставь Христа во главе твоей жизни – все остальное встанет на свои места. Проще говоря, требуется деятельное покаяние. Говорить-то проще – а вот как делать.

 

Ответ у сербов есть: сознавая свое недостоинство, помогать ближнему, работать на совесть и молиться. «Лекарство старое, но действенное – не портится! Проверено веками», – говорят мои собеседники Никола Васич и Стефан Миркович, сотрудники благотворительной организации «Косовское Поморавье», специально приехавшие в приграничный городок Вране на юге страны – теперь наши «косовские беседы» проходят либо здесь, либо в монастырях поблизости. Собеседникам я передал помощь от наших читателей, ребята поделились свежими новостями.

Самая свежая и радостная новость была поведана заикающимся от волнения Николой: у них в семье пополнение. Мария Васич, его супруга, родила довольную жизнью и радостную Надежду.

«Представь – я стал отцом! И боязно, и радостно. В руки сначала страшно было взять младенца, а сейчас ничего, обвыкся немного. Мария чувствует себя хорошо, сейчас уже все дома. Как понимаешь, имя выбрано неслучайно – Надежда. Очень нам нужно надеяться на Христа».

Восторг вызвали вологодские валенки, привезенные в подарок юной сербке от переживающего за братский народ мастера Николая Алфеевича Сайкина: «Ну, теперь нам никакой мороз не страшен, будь уверен».

Была и новость не из приятных: у Александра Евтича из Косовской Каменицы в начале января, перед самым Рождеством Христовым, сгорел хлев и корм для скота. Никола говорит:

«Для него это стало большим ударом: 30-летний крестьянин годами жил исключительно за счет овцеводства. С болью, стесняясь, он обратился к нашей организации и ко всем, кто может помочь, с просьбой пособить ему с ремонтом. Затраты на восстановление, по нашим оценкам, составят около 3000 евро, и эта помощь будет большой поддержкой для Александра. Повторяю: крестьянин живет овцеводством, сельское хозяйство – его основное занятие. На наш взгляд, очень достойное: парень не просиживает штаны по кафанам за болтовней и ракией, а вкалывает с утра до вечера. Так что мы очень хотим ему помочь и призываем к этому наших друзей. Даст Бог, получится».

Спрашиваю, как сейчас обстоят дела с передвижением сербов по родному краю, не чинятся ли «дорогими албанскими соседями» и их американскими хозяевами препятствия.

«Вообще-то, – отвечают, подумав, – ездить можно относительно спокойно, соблюдая меры предосторожности. Это ж Косово, пойми: куда попало не сунешься. Не везде тебя встретят с распростертыми объятиями. Недавно вот навещали сербов на юге края, в Метохии. Хочешь, расскажем?»

Разумеется, хочу. Вот что ребята поведали.

Стефан Миркович и Никола ВасичСтефан Миркович и Никола Васич

Сербский «дауншифтинг»

– Неподалеку от села Исток живет больше всего сербов, которые вернулись в Косово и Метохию: во время войны в 1999-м и погромов 2004-го люди оставили свои дома. Кто-то уходил с войском, кто-то бежал после, когда началась тирания новых хозяев. Сейчас потихоньку возвращаются, несмотря на трудности. Вернуться в свой дом в оккупированный край – тут требуются какие-то неземная воля, сила и храбрость. Но, как говорят эти люди, того стоит: чувствуют, что возвращается их молодость, что жизнь вновь, после стольких лет скитаний, обретает смысл.

Едешь, смотришь по сторонам: разрушенные пустые дома, стены, испещренные пулями и осколками, запущенные поля – такой своеобразный «привет» из совсем недавнего времени. Понимаешь: ты приехал туда, где война и не думала кончаться. Разросшиеся хаотично кусты, закрывающие пустые окна в когда-то богатом селе Жач… Это, наверное, как будто ты в ветхозаветное время окунулся, когда в разрушенный Иерусалим пришли первые отпущенные царем вавилонским пленники.

Приехали в Исток ранним утром, устали здорово. Вот бы кофейку, да просто отдохнуть. А нас уже ждет Петко Милетич – замахал руками, кричит: «Давайте сюда, я все приготовил!» Едем по убитой дороге к его дому. Петко один воспитывает дочь Тамару и сына Лазаря, оба учатся в гимназии. Чем зарабатывают на жизнь? Обрабатывают землю, развели скот, птицу – как еще в наших краях на плаву продержаться. Работы ведь для сербов нет. Но держатся, и держатся серьезно: работают на совесть.

То, что производят, продают на рынке в Косовской Митровице, когда выпадает возможность проехать туда безопасно. Все-таки почти полторы сотни километров – туда-обратно все триста. Но на родной земле сидят крепко: здесь жили деды и прадеды, а на чужбине, по словам Петко, «делать особо нечего – как дерево без корней». Причем сам он родился в Белграде, а дом и земля в Метохии – его бабушки:

 

«Но, понимаешь, я спать не мог, когда жил в этой суетливой столице, понимая, что настоящая-то моя родина – в Косово и Метохии. Вот тут мы дома. А Белград – а, так себе. Не могу быть столичным жителем – хочу в родную деревню».

Такой вот «дауншифтинг» по-сербски.

Для детей, конечно, все здесь внове, все интересно. Хорошо, что отец человек рукастый, работящий, дом и хозяйство держит как следует, так что не голодают, не жалуются.

«Я останусь здесь в любом случае. Хочу, чтобы ребята по-настоящему полюбили родную землю, стали здесь хозяевами. Разумеется, я делаю все для того, чтобы у них было все необходимое, и в быту, и в учебе. Когда вырастут, решат сами, оставаться ли им здесь или нет».

Тамара собирается учиться на психолога в Приштинском университете (сейчас он находится в Косовской Митровице), а Лазарь больше внимания уделяет программированию. По столичной жизни не тоскуют: там суета, а здесь – красота. Да и сверстники из Белграда, говорят, завидуют: уважают столь серьезный и самоотверженный выбор.

Едем в Осояне, это село было дотла сожжено во время войны, все сербы были изгнаны. Но сербы – народ настырный: через 2 года вернулись, начали восстанавливать дома, хозяйство. Все смотрели на них как на безумцев: спят в хлеву, а днем настойчиво, упорно возводят стены, кроют крыши, вставляют окна, красят. Между прочим, иноки из сохранившихся обителей и владыки считали это возвращение евангельским чудом. Сейчас в Осояне действует средняя школа, там 40 учеников, есть еще два отделения в других селах, есть и гимназия имени Святого Саввы Сербского, там, слава Богу, учеников тоже хватает, все из этой местности.

Тут же, в Осояне, и Никольский храм, тот самый, который был сначала заминирован, а потом разрушен во время войны. Сразу после возвращения сербов церковь была восстановлена, и сейчас в ней идут службы. Настоятель, отец Далибор Коич, встретил нас с радостью. Во дворе церкви стоит памятник всем погибшим и пропавшим без вести жителям общины Исток – список имен огромный и, увы, далеко не полный.

Памятник погибшим соотечественникам, община ИстокПамятник погибшим соотечественникам, община Исток

Село витязей

Есть в этом краю село, которое, как настоящий витязь, преодолело все нападения и попытки изгнать сербов: Црколез. Лежит в низине у Мокрой горы. Про жителей Црколеза со времен войны остался даже анекдот: солдат КФОРа спрашивает албанца, что за люди живут в Црколезе – на них нападают со всех сторон, а они обороняются, будто в селе целая сербская дивизия, а не горстка местных. Тот отвечает: «Я тут всю жизнь живу, этих сербов хорошо знаю. Если бы они были нормальными, давно бы сбежали». Такие вот «ненормальные» сербы. Что, конечно, радует. Радует и самоирония местных, и их готовность защищать свои святыни, и их честность, достоинство витязей: чужого не возьмут никогда. Потому албанцы их и уважают, и побаиваются, уж признаемся.

Спокойно и на совесть трудясь на родной земле, разводя скот, жители села и мысли не допускают, чтобы продать хоть метр земли: «Не было бы земли, не было бы и нас, – говорят. – Наше дело – работать и не унывать». Здесь тоже есть школа, учатся в ней 11 ребят. В здании школы находится амбулатория. «Нам многого не надо – все есть, жаловаться нечего», – говорят спокойно, смотрят прямо, живут основательно.

 

Сельский храм Святого Иоанна Предтечи построен еще в XIV веке, в 1355-м году его воздвиг воевода Радослав, в монашестве принявший имя Иоанн. Храм стал метохом святогорской обители Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Согласно преданию, у входа в церковь веками растет саженец дерева из Печки Патриаршей, одной из главных святынь Косово и Метохии. «Наш храм нас хранит до тех пор, пока мы его храним», – сказал паренек около церкви. Обратили внимание: здесь, в Црколезе, большинство жителей молодые, а это внушает надежду.

Любовь и согласие – в ответ на воровство и грабежи

Последнее село на юге края, куда мы приехали в этот день, называется Любожда. Сюда в 2017-м году вернулись 13 семей, и своим примером убеждают: без любви и согласия никогда ничего достичь не удастся.

Как и подавляющее большинство косовских сербов, жители занимаются сельским хозяйством. Главная проблема, даже беда, по их словам, – это кражи и уничтожение имущества. Бывает, по работе отлучаются из дома или едут, например, к врачу – всегда нужно иметь в виду, что «дорогие соседи» могут либо что-нибудь украсть либо испортить. Технику крадут с особым удовольствием.

«Что ж, мы привыкли уже, стали осторожнее. С другой стороны, если у тебя ничего, кроме рук, нет, им и красть больше нечего», – шутит один из жителей. Печальные у него шутки, но он улыбается.

Что такое взаимопомощь, в Любожде хорошо знают и ценят, друг друга всегда поддержат, так что никто, похоже, не унывает.

Жители, вернувшиеся в свои домаЖители, вернувшиеся в свои дома

Каждый вечер все село собирается у кого-то дома – всегда есть повод для доброй встречи. Да, вспоминают былые времена и испытания, но не «зацикливаются» на них – больше говорят о том, как обустроить село как следует, что нужно сделать, скажем, завтра или на неделе, чтобы такая-то улица выглядела лучше. Не только говорят, конечно: помимо домовладений, обновили и очистили несколько храмов, кладбищ, а еще занялись собиранием местного фольклора, легенд, историй – как новых, так и из глубины веков.

Здесь находится один из древнейших храмов Сербии, как и древнее кладбище, за которыми тщательно ухаживают местные жители. Средневековый монастырь Богородицы Хвостанской известен как Хвостанская Студеница или Малая Студеница – от него остался только фундамент. Здесь же была базилика VI века. Когда в 1219-м году Сербская Церковь стала автокефальной, в монастыре была резиденция семи Предстоятелей Церкви. Но, разумеется, есть в Любожде и действующий храм – духовная жизнь состоит не только из печальных развалин.

***

Метохия – это монастырская собственность, земля святых обителей. Из-за этой своей принадлежности святыне страдала и продолжает страдать как сама земля, так и населяющий ее народ. Непросто быть сербом и православным на своей земле – часто плата за твою верность Христу и Отечеству очень высока, иногда и жизнь. Но, как говорят наши собеседники, с которыми мы общались во время последней поездки по краю, «как мы можем отречься от правды?» Правда здесь одна, хоть и не выбита золотыми буквами на памятниках, в эпитафиях: без Христа «не можете творити ничесоже». Только с Богом сербы могут преодолеть все беды и горести. И с Россией, конечно: спаси вас Господь за помощь, братья!

Никола торопился к семье. Мы со Стефаном понимающе переглянулись: отцовский долг! Договорились встретиться вновь, если Бог даст. Ребята умчались в Косово и Метохию – граница совсем рядом. Я шел по городу и вспоминал их слова: «Без Бога, без покаяния, без труда мы ничего не достигнем». Полностью с ними согласен.

Степан Игнашев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Новости Косово
Звенеть кимвалом или все-таки покаяться?
Заметки из Косово и Метохии
05.10.2024
Займись собой, не грози Небу
Заметки из Косово и Метохии
17.09.2024
Пагубная многовекторность: почему власти Сербии раз за разом проигрывают в Косово
Север отторгнутого края становится по факту албанским
17.09.2024
«Это вызов всем христианам»
Святейший Патриарх Кирилл осудил кощунственную акцию косовских албанцев на развалинах древней Ульпианы
16.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55