1. По последним данным переписи населения, в России татар стало меньше на 600 тыс человек. Одно из ключевых падений зарегистрировано в Москве. Численность татар в столице составила 84 373 человек, что на 64 тыс меньше по сравнению с 2010 г. (- 43 %). Как такое может быть?
1. Это результат того, что не учитывают в национальной политике православный татарский фактор. По нашему наблюдению в Москве православных татар значительно больше, чем татар мусульман от общего числа татар. Эти татары не вовлечены в жизнь московской татарской общины, в силу того, что жизнь этих организаций, в подавляющем большинстве, не ориентирована на православную часть татарского народа. В частности, в подавляющем большинстве случаев, членов Союза православных татар не приглашают на общетатарские мероприятия. А на мероприятия, которые проводят православные татары, не приходят татары мусульмане не смотря на то, что мы их всегда приглашаем. Приятным исключением являются члены Национального конгресса татар и тюркских народов во главе с его президентом Ямалеевым Рустэмом Файзовичем, который объявил о создании землячеств кряшен и православных татар по всей России. Ранее в этом вопросе был активен Фарисов Фарит Фарисович, за что мы ему благодарны. Были и другие известные представители татар мусульман на наших мероприятиях, но, это скорее исключение, чем правило. Они действовали вопреки тем установкам, которые им дали региональные чиновники, ответственные за национальную и религиозную политику. Эти установки оторваны от действительности. Они ориентированы лишь на поддержку татар мусульман. Ситуация такова, что когда приходит православный татарин в татарскую организацию, там уделяется значительное внимание исламским обычаям, традициям, проблематике, но он не чувствует себя своим, он понимает, что эти мероприятия не для него. Так, в этих условиях, ему проще не афишировать, что он татарин, ему проще знать, что он татарин и жить в обычном московском ритме. Православные татары не видят, что в татарских организациях Москвы для них есть место.
Приведем пример: московский Сабантуй. Мы ежегодно посещаем это мероприятие. Мы видим, что большинство посещающих Сабантуй татар с крестами. Они надевают тюбетейки и на них виден крест, который они не скрывают. Им не хочется, что бы их ассоциировали с мусульманами, потому что они не мусульмане. Каждый год на этом мероприятии стоят несколько мусульманских палаток с агитацией, представляющих официальные исламские религиозные структуры. Встречаются даже кришнаитские палатки, а для православных татар с 2019 года ничего нет, несмотря на то, что мы настойчиво просили. Что бы хоть как-то сгладить перекос, раньше общественные организации православных татар (даже не религиозные, как у мусульман) ставили палатку на Сабантуе с научными текстами о православных татарах, православной литературой на татарском языке, с православными татарскими шамаилями и иконами, с национальными костюмами и тд. Всегда палатка вызывала неподдельный живой интерес и было много народа. Но православный татарский фактор перестали учитывать, православным татарам нет места в Москве на общетатарских площадках. Православные татары, которых в Москве большинство, и татары мусульмане московского региона, живут в параллельных мирах.
Почему так происходит? Потому что татарстанские чиновники, ответственные за национальное и религиозное развитие татар, особенно за пределами республики Татарстан, «выросли» и «закостенели» в реалиях Татарстана 90-х годов при «параде суверенитетов». Они привыкли, что в условиях Татарстана проще быть татарином. Они не привыкли к тому, что татарину за пределами Татарстана, не так легко быть татарином. Они привыкли к тому, что большинство татар исповедуют ислам, а православная часть татар находится в тяжёлом положении и, под определенным прессингом со стороны татарского мусульманского большинства. В Москве такого прессинга нет и нет татарского мусульманского большинства.
Поэтому в Москве человеку, которому не дают реализацию своего самоощущения, то есть не дают чувствовать себя православным татарином на общетатарских площадках, проще, чем в Татарстане. Ему проще просто жить, не афишируя свою национальную идентичность и он не будет чувствовать никакого дискомфорта в московском ритме жизни.
Возьмём два случая: один случай — это когда в одном регионе или населенном пункте доминируют татары мусульмане. И другой случай (в ином регионе или населенном пункте) — доминируют православные татары. Допустим, приехали люди из мест, где преобладают татары мусульмане, в тот пункт, в котором преобладают православные татары. И начинают здесь вести себя с такими же установками, как буд-то здесь живут только татары мусульмане, хотя они в меньшинстве. Совершенно не учитывают религиозную картину, где большинство исповедует Православное Христианство. Разве такая религиозная и национальная политика способна увеличить количество татар при переписи населения? Нет, конечно!
2. Есть и ассимиляционные моменты, но не думаете ли Вы, что это больше похоже на то, что татар посчитали не всех? Тем более, что в Москве число тех, кто не указал национальность, выросло на аж 340 % или 2,95 млн чел. Надо иметь ввиду тот факт, что немало татар переезжают в Москву.
2. При всех переписях есть погрешности. Посчитать всех очень сложно. Насчёт ассимиляционных моментов: нужно учитывать, что в Москве распространены межнациональные браки, в которых на 90% дети православные христиане. Может даже этот процент и выше. Поэтому у детей от смешанных браков есть альтернатива: либо он будет считать себя православным татарином, либо православным русским, либо просто будет считать себя православным человеком, который не будет указывать свою национальность при переписи. Но мусульманином он никак не будет себя считать, потому что он сделал свой выбор! Часто бывает так, у татарских общественных деятелей мусульман жены и дети христиане. Некоторые татарские общественные деятели являются тайными христианами. Уже на уровне семей заложено их нежелание участвовать в татарской общественной жизни Москвы из-за неправильной религиозной и национальной политики татарстанских должностных лиц, отвечающих за нее. Вытеснение православных татар из татарской жизни Москвы и других регионов, приводит к сокращению численности татар. Татары сами «выписывают» татар из татар. Поэтому не надо искать здесь каких-то козней со стороны.
3. Вы раньше говорили, что в Москве много татар исповедует православие. Во время переписи кем себя по национальности записали члены “Союз православных татар”?
3. Да, я говорила и говорю о том, что больше половины московских татар исповедуют Православие. Члены Союза православных татар — это те православные татары, которые занимают активную позицию и они записались татарами. Тем более, что была принята Стратегия татарского народа, в которой была признана двухконфессиональность татарского народа, а Православие признано традиционной религией татар наряду с исламом ханафитской обрядово-правовой школы. Это способствовало тому, что больше православных татар записались татарами. Не все проживающие в Москве татары являются членами нашей организаци. Когда мы говорим про членов нашей общины, то мы можем быть убеждены в том, что они записали себя татарами. А с остальными православными татарами сложилась ситуация, о которой мы уже говорили, что при переписи населения им проще записываться, не указывая свою национальную принадлежность. Особенно это касается людей, состоящих или рожденных в смешанных браках. И виноваты в этом те татары мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из татарской общественной жизни, в данном случае города Москвы, а вообще во всех крупных городах. Везде, где проживают татары, всегда есть какой-то процент православных татар, даже в этнически однородных или почти однородных районах таких как Азнакаевский и Актанышский районы Республики Татарстан. Поэтому чем больше татары мусульмане выдавливают православных татар из общественной жизни, тем меньше будет татар при переписи.
4. Как Вы считаете, сколько татар проживает сегодня в Москве и сколько среди них православных татар?
4. Настоящая численность татар, проживающих в Москве намного выше, чем те цифры, которые мы имеем в переписи. На один из Сабантуев, к примеру, собралось около 350 тысяч человек. Понятно, что не все из них были татарами, но, как минимум имели какое-то отношение к татарскому народу. Теперь представьте себе, если на один Сабантуй собирается 350 тысяч человек, то, естественно проживающих в Москве татар намного больше. Мы считаем, что в Москве проживает количество татар, сопоставимое с количеством татар, проживающих в Татарстане. Это наше наблюдение. Разница в том, что в Москве подавляющее большинство татар является православными татарами, а не мусульманами. В Татарстане, если брать из всего числа татар, там большинство считают себя мусульманами, хотя практикующих мусульман процент незначительный. В Москве наоборот, меньшая часть от общего числа татар — мусульмане. Именно эту меньшую часть татар в Москве видят общественники, потому что только на нее ориентированы и не видят «под носом» православное татарское большинство. Имеются ввиду те общественники мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из общественной жизни татар. Но есть редкие исключения, например Ямалеев Рустэм Файзович, и некоторые другие.
5. В процентном соотношении численность татар от общего числа населения Москвы сократилась в два раза. В 2010 году татары составляли 1,3 %, сейчас — 0,65 %. Как и на сколько это может повлиять на общественно-политическую роль татар в Москве?
5. Сложно ответить на этот вопрос, потому что общественно-политическая роль татар в Москве не всегда зависит от их численности, тем более, что реальная численность татар вряд ли изменилась, изменились только результаты переписи. Этот факт, конечно, теоретически, может быть использован, как аргумент разными общественно-политическая силами. Скорее реальная роль татар в Москве больше зависит от позиций, занимаемых татарами. Официальная численность татар может быть небольшой, а занимаемые позиции значительными. Уменьшение численности татар в Москве при переписи может заставить сделать соответствующие выводы в руководстве Татарстана и ослабить общественно-политическую роль некоторых республиканских чиновников
6. Во время переписи уменьшилось и количество тех, кто записывался кряшенами. Чем это может быть обусловлено?
6. Количество тех, кто записался кряшенами не сильно уменьшилось, всего на 4844 человека. Это может быть обусловлено тем, что наконец-то происходят положительные сдвиги в отношении православной части татарского народа. Во многом благодаря принятой Стратегии развития татар, где наконец-то православное Христианство признали традиционной религией татар наряду с ханафизмом, а татарский народ, соответственно, двухконфессиональным. Та часть, которая записывала себя ранее кряшенами, желая подчеркнуть принадлежность к православной вере (ведь перепись идёт по национальному признаку, а не по религиозному) после стратегии смелее, без смущения стали записываться татарами. Православные татары не хотят, что бы при подсчёте численности татар их «записывали» в мусульмане. Православных татар это не устраивает. Поэтому, чтобы не было преувеличенного количества мусульман за счёт православных татар, многие люди записывались кряшенами. Судьбоносный манифест в корне меняет ситуацию по переписи!
Мы также знаем, что реальное количество кряшен не соответствует той цифре, которая была указана при переписи. Реальное количество этнических кряшен — свыше 800 тысяч человек. Об этом говорят даже приблизительные подсчёты. Давайте посмотрим количество кряшен в Апастовском и Кайбицком районах Татарстана по переписи. Мы знаем, что там проживает значительная группа кряшен — молькеевские кряшены. Посмотреть на цифры и это вызовет смех, насколько они занижены. По переписи кряшен там почти нет! Всякий, кто знает местные реалии, понимает, что количество кряшен сильно уменьшено искусственным образом, возможно в 30 раз. Мы все прекрасно понимаем, что кряшены учитываются как субэтнос татар и большинство кряшен просто не конкретизировали субэтническую принадлежность, а некоторые записываются русскими. Как правило, кряшенами записываются те, кто активно добиваются признания себя отдельным этносом. Так можно сказать, что кряшенами записали себя те, кто добиваются статуса отдельного народа. Посмотрите на эти цифры, ведь это серьезный показатель! Кстати говоря, для признания кряшен отдельным этносом их количество может и не быть значительным, так как есть такое понятие как коренные малочисленные народы России. Они потому и называются малочисленными, что их представителей небольшое количество, что даёт возможность получения определенного пакета финансирования из государственного бюджета на поддержку культуры и этно-религиозных программ этого народа, если его признают отдельным народом. Зачастую кряшены подчёркивают, что их не надо путать с православными татарами, потому что они иначе видят свое развитие. Те, кто хотят и считают себя православными татарами, видят свое развитие со всеми татарами в рамках двухконфессионального народа. И, естественно, те, кто видят для себя такое развитие, видят его равноправным и без всяких программ исламизации с поддержкой православного татарского фактора. С признанием их религиозно-национальной идентичности и мироощущения, с признанием того, что у православных татар должна быть поддержка их программ развития со стороны татарского мусульманского большинства. Сегодня кроме принятой стратегии других подвижек в этом направлении нет. Православные татары и татары мусульмане живут в параллельных мирах. А кряшены, которые не приемлют по отношению к себе названия православные татары, видят свое развитие как отдельный народ — кряшены, исповедующие Православие, которым не по пути с двухконфессиональным татарским народом, даже если двухконфессиональность будет широко объявлена, даже, если все татары примут Православие. Естественно, если татарский народ официально признается двухконфессиональным народом, как оно и есть на самом деле, то у кряшен есть выбор. Если татарский народ не признается двухконфессиональным, то выбора у кряшен не остаётся.