Народы Российской Федерации и стран ближнего зарубежья в количественном плане после православных русских представлены прежде всего тюркоязычными этническими общностями. Меньшая их часть являются православными христианами, а большинство исповедует т.н. традиционный ислам суннитского толка. Если не рассматривать религиозную составляющую, то русских и представителей тюркоязычных этнических общностей на этих территориях будет сопоставимое количество. Но в религиозном плане, православных большинство за счет православного тюркского фактора, православные тюрки являются паствой Русской Православной Церкви.
Государственные системы Турции, США и стран Запада активно используют тюркский национальный и исламский религиозный факторы в своих интересах, в том числе против интересов исторической России, внося центробежные тенденции в интеграционные проекты, реализуемые Российской Федерацией. Турками и западниками ведётся активная обработка представителей тюркоязычных общностей.
В 2009 году в Москве мученически погиб за Христа иерей Даниил Сысоев. Он был застрелен террористом в храме на Кантемировской, который строил сам и мыслил создать на базе прихода православный тюркский миссионерский Центр. Имея татарскую кровь, отец Даниил начал реализовывать этот проект с создания татарской православной общины. Он трепетно относился к каждому слову Священного Писания и считал, что татарские корни – это задание от Бога, что он должен нести весть о Христе на тюркском направлении и шире – на восточном, через татар. Кровь мучеников – семя Церкви. После убийства отца Даниила Сысоева Русская Православная Церковь в новейшее время начала медленно, но планомерно поворачивать «свой корабль» на Восток.
Прошло почти 15 лет как убили основателя Московской татарской православно-христианской общины. Община не прекратила работу, начатую её духовником и первым руководителем. Крупная победа произошла 29 августа 2020 года – в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа, была принята судьбоносная для всего татарского народа Стратегия развития татар, в которой православие признано исторически традиционной религией татар наряду с исламом, а татарский народ по факту двухконфессиональным, что соответствует действительности, как у осетин. Таким образом по отношению к татарам
впервые за 7 веков со времён хана Узбека была восстановлена историческая и религиозная справедливость.
Сегодня в России мы наблюдаем «православную тюркскую весну» («возрождение православной татарской мирной реконкисты») и начало мирной духовной экспансии Русского мира на территории стран ближнего зарубежья, Турции, Ирана и Китая. Внимательный наблюдатель не мог не заметить, как Русская Православная Церковь взяла свой курс на «православный пантюркизм», при этом сохраняя добрососедские отношения с исламским миром. В 2024 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась подготовка к Съезду православных тюрков – 26 января 2024 года было проведено первое заседание рабочей группы оргкомитета Съезда под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, Патриаршего наместника Московской митрополии, руководителя Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья. До этого знаменательного события о необходимости православного Курултая православных татар и тюрков, а также других народов Союз православных татар и Московская татарская православно-христианская община заявляли публично на протяжении последних лет и нами было проделано много работы в этом направлении.
Исторические основания христианского тюркского объединения бесспорны! В традиционной (добольшевицкой) терминологии совершенно справедливо тюркоязычных подданных Российской Империи называли татарами, они говорили на не сильно различающихся друг от друга диалектах и говорах и имели две близкие литературные формы языка: татарский язык Улуса Джучи — Золотой Орды, и джагатайский язык Улуса Джагатая. Кроме того, часть российских подданных татар пользовалась османским литературным языком. Но татарами их справедливо называть и считать не только из-за наличия единого литературного языка, но также из-за их происхождения от средневековый татар, которые в свою очередь были прежде всего объединением аристократии – людей военно-служилых сословий и состояний: казаков, тарханов, мурз, беков, улусбеков, темников, карачибеков, беклярибеков, огланов, калг, султанов, ханов и др. Они были многочисленны, собраны из разных племён и родов, как бы «склеивали», «спаивали» государство. Многие имели непосредственное отношение к чингизидам — к правящему роду Чингисхана и его потомков. В татарскую аристократию была гармонично вписана аристократия русских княжеств, начиная от великих и удельных князей, старшей (бояр) и младшей дружины, и заканчивая простыми русскими воинами. Это во многом заслуга князя Ярослава, святого благоверного князя Александра Невского, хана Батыя и его сына христианина хана Сартака, который по некоторым данным был священником. Также велика роль и заслуга в этом хана Менгу-Тимура и его зятя святого благоверного князя Феодора Чер(м)ного. Не всем аристократиям была уготована такая гармоничная интеграция. Так правящие и военные классы Волжско-Камской Булгарии были уничтожены татарами, а оставшееся население стало податными людьми, их прямые потомки по языку — современные чуваши. На татарских курултаях участвовала русская аристократия, так как она была гармонично вписана в татарскую аристократию и не просто политически, а состояла с последней в близком родстве, то есть это была единая аристократическая система.
Орда была развитым государством со свободой выбора вероисповедания, выборной конституционной монархией, разделением ветвей власти, сочетанием аристократии с демократией, рыночной экономикой, мощной профессиональной армией. Конституция Орды — Яса Чингисхана, базировалась на христианских принципах, а среди чиновников преобладали тюрки христиане: кераиты, уйгуры, найманы, кыпчаки и другие.
Средневековые татары Улу Улуса (Улуса Джучи), ныне более известного как Золотая Орда, были военизированной общностью, состоящей из разных родов и племён, в том числе и славян, владели государственным старотатарским (на основе кыпчакского) и церковнославянским языками, по образу жизни отличались от податного чувашского (булгарского), славянского, финно-угорского, северокавказского и иного населения, при этом именно ордынская аристократия постепенно распространяла на податное население татарский и церковно-славянский языки. Православная Церковь в начальный период существования Улу Улуса была в особом положении и обладала максимальными льготами. Так было до исламизации (по сути до государственного переворота), осуществлённого ханом Узбеком и его партией. Яса Чингисхана была заменена на шариат, насильно насаждался матуридитский ханафитский ислам суфийского тариката ясавия. Узбек объявил Орду и её улусы, в том числе автономные, такие как Московия, с преобладающим христианским населением, частью халифата. С тех пор монархия в Улу Улусе стала исламская наследственная, аристократия подверглась «чисткам» и репрессиям по религиозному признаку. Был введён особый налог с христиан — харадж (выход). Чингизиды были отстранены от управления улусами, вместо них поставлены наместники мусульмане из рода кият-борджигин. Татары христиане и просто недовольные стали выезжать на служение московским, рязанским и литовским князьям. А поскольку аристократия была единой, то этот выход татар на Русь нельзя воспринимать как вливание чужеродных элементов в русскую элиту, нет, это было сосредоточение единой татарско-русской элиты христианского вероисповедания в одном из автономных христианских улусов (уделов). После правления и реформ Узбека Золотая Орда начала разлагаться и в итоге распалась на несколько частей, каждая из которых (за редким исключением) уже копировала государственную систему всего Улу Улуса и претендовала на преемство от него. В итоге всего этого сложного процесса именно православная христианская Московия «поглотила» и «переварила» все «осколки» и всё наследие Золотой Орды, став Российской Империей. Это превращение мы называем «православной татарской реконкистой». Православные ордынские татарско-русские «конкистадоры» освободили Поволжье, Урал, Сибирь, Новороссию, Крым, Кавказ, Малороссию, Белоруссию, Казахстан, Среднюю и Центральную Азию и другие территории. Таким образом единство и преемственность татарской и русской элиты Золотой Орды, Московии и Российской Империи неоспоримо. Об этом говорят нам генеалогии русских казачьих, дворянских, боярских, княжеских и царских родов.
Именно татарско-русским единством объясняется тот факт, что во время Смутного времени татары вместе с русскими, мордвой и другими народами освобождали Москву от поляков и не помышляли даже ни о какой независимости от русских, так как это было абсурдно само по себе — как это быть независимыми самим от себя?
Элита в России продолжала оставаться единой русско-татарской, подавляющее большинство которой исповедовали православное Христианство. Ситуация изменилась при европоцентричных реформах Петра, который начал войну против всего азиатского — русского и татарского. В татарско-русскую аристократию стала вливаться европейская, отодвигая влияние первой, своей. Именно тогда представители православной татарской и русской элиты начали массово подделывать свои генеалогии, выводя предков от шведов, немцев, шотландцев и т.д. Служилых татар мусульман Пётр лишил аристократического, дворянского и казачьего статуса, и, соответственно, земельных владений. Это было не справедливо и вызвало только обратный эффект: лишённые статуса, привилегий, вотчин и поместий обиженные татары мусульмане стали исламизироваться. После того, как Екатерина II вернула татарским мурзам и князьям, подтвердившим свое дворянское происхождение, дворянский статус, но не вернула вотчины и поместья и не назначила никакого денежного довольствия или компенсации, они уже были исламизированы и находились под влиянием османов. Бывшим служилым татарам казачьего сословия, жившим в центральных губерниях, например, нижегородским татарам, их статус уже не возвращали. Кроме того, Екатерина создала Оренбургское духовное магометанское собрание с центром в Уфе — централизованную мусульманскую структуру, которая проповедовала некрещеным обедневшим восстановленным в статусе татарам аристократам и не сумевшим подтвердить и невосстановленным в статусе бывшим служилым татарам, а также податному тюркоязычному населению России ту же самую турецкую версию ислама. Из-за отсутствия социальных перегородок между бедными аристократами, бывшими служилыми татарами и отатаренным по языку ассимилированным податным населением (булгарами-чувашами, марийцами, удмуртами, мордвой и др.), которые сами себя называли «мөсөлмәннәр», на основе турецкой версии ислама произошло их сближение. Также на основе Христианства произошло сближение православных служилых татар (в основном лишённых статуса служилых из-за того, что они уже проживали во внутренних губерниях, за исключением нагайбаков, которых заново поверстали в казачество) с православным отатаренным податным населением на основе единства веры во Христа, языка и территории проживания. Они именовали себя «керәшеннәр». Где действовала система обучения и Богослужения на татарском языке Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева, православные татары сохранили язык и приобрели особое крещенское, крещено-татарское самосознание (кряшены, крещёные татары). Там, где системы Ильминского-Тимофеева не было, татарский язык был утрачен, но сохранилось православное татарское самосознание (бардаковские татары Рязанской области, например).
В Российской Федерации проживает по разным оценкам около 15 — 20 миллионов т.н. этнических мусульман, большинство из которых тюркоязычны (даже ираноязычные таджики хорошо понимают узбекский язык). Значительная часть из т.н. «этнических мусульман» на постсоветском пространстве приняла Православие и является паствой Русской Православной Церкви.
В связи с вышеизложенным, очевидно, что для миссии Церкви и Государства Российского нужны такие идеология и геостратегия, которые учитывают тюркский фактор, при этом не противоречат идеологии «Москва – Третий Рим» и не нарушают добрососедские отношения с исламским миром, ведь значительная часть Русского мира представлена мусульманами. Идеология и геостратегия должны искусно сочетать православный пантюркизм, православный панславизм и православный византизм. Они должны быть на основе общей славяно-тюркской истории, имеющей общих героев, общее государство, общую элиту, общее прошлое, общую память. И такие идеология и геостратегия есть.
Для Церкви это – проповедь Христа в соответствии с Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в которой изложены основные апостольские принципы православной миссии. Важнейшими из них являются принципы церковной рецепции культур и использования разных языков. Для интеграции в лоне Русской Православной Церкви русскоязычных и тюркоязычных граждан восточной культуры должны быть использованы минимум две традиции: обычная русская и более восточная (тюркская, татарская).
Для Государства Российского ответ напрашивается сам собой — государству, для успешного решения задач интеграции на постсоветском пространстве, наряду с православным византизмом, нужна идеология православного ордынства. Концепции «Москва – Третий Рим» и «Москва – Третий Сарай» не противоречат друг другу, а сочетаются, это две части одной концепции «Москва – Третий Рим и Сарай Исы Аль-Масиха (то есть Дворец Иисуса Христа)». Все положительное наследие средневековых татар, включая свободу вероисповедания при особой роли Православия, Россия должна объявить своим.
На наш взгляд, также полезно на государственном и церковном уровне переименовать всех тюрок, ориентированных на Русский мир и являющихся его частью, в татары. Начать можно с того, чтобы тюркскую группу алтайской языковой семьи переименовать в татарскую группу. Существует монгольская группа, куда входят монголы, буряты, калмыки и другие халхасоязычные народы, почему же не может существовать татарская языковая группа? Ведь на тюркских языках слова «турки» и «тюрки» – это одно и тоже, звучит и переводится одинаково. Зачем Русскому миру такая «бомба замедленного действия»? Ведь, как отмечалось выше, Турцией и странами Запада активно используют тюркский национальный и исламский религиозный факторы, в том числе против интересов исторической России. А татары – это один из брендов России, нет татар без России и нет России без татар. Но самое главное — развивать православную татарскую традицию, православную татарскую культуру, татарские языки в Богослужении Русской Православной Церкви.
Начало манифестации православного ордынства положено – в упомянутой выше Стратегии развития татарского народа, принятой в 2020 году, православное Христианство признано исторически традиционным для татар. Не будем «раскрывать всех карт» в этом докладе, ведь дальше будет интереснее, остановимся лишь на том, что всё многонациональное православное население Русского мира – это православные ордынцы, а всё население Русского мира – это русские ордынцы. Так нас называют враги, так оно и есть, и не будем этого стесняться, а «поднимем это на щит». Русский мир (Орда) стремится к мирной бескровной экспансии на все пространство Великого Монгольского Улуса и даже шире – туда, «куда ступали копыта татарских коней». Но «ордынские кони не остановились». Православное ордынство станет идеологией и геостратегией таких интеграционных проектов как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, «Интеграция интеграций». Ордынские кони Русского мира выйдут не только на просторы Евразии, но, пользуясь терминологией сэра Хелфорда Джона Маккиндера и Николаса Джона Спикмэна, также на просторы т.н. «Внешнего полумесяца», прежде всего – в страны Латинской Америки.
Предполагаемым духовным центром идеологии и геостратегии православного ордынства, а также ЕАЭС (Белоруссия, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения) и других интеграционных проектов (ШОС, БРИКС и др.) станет первая столица Золотой Орды – город Болгар. Там будет два кластера – православный христианский и исламский (последний уже есть). Это не только увеличит туристический и паломнический потоки в Болгар и поднимет имидж Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, но и объединит людей и государства.
Воплощением идеологии православного ордынства для нас является Алина Кабаева. В 2016 году мы пытались предложить Алине Маратовне возглавить Татарскую национально-культурную автономию города Москвы и православное татарское направление в её работе. Сегодня мы предлагаем ей более грандиозное служение – возглавить духовный центр православного ордынства в Болгаре. «Болгар — предков маяк — первая столица Золотой Орды» – лозунг духовного центра интеграционных проектов, в которых принимает активнейшее участие Российская Федерация. В Золотой Орде была полная веротерпимость при особой роли православного Христианства и Православной Церкви, а христиане, мусульмане и представители других традиционных религий были вместе. Возьмём этот положительный опыт прошлого в настоящее и будущее.
Председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Теплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна
18, 20 и 23 февраля 2024 года прошли молебны на татарском языке в Оренбуржье, Татарстане и Москве
18 февраля 2024 года в р.ц. Плешаново в Бузулукской епархии Оренбургской области прошел очередной молебен об обращении заблудших на татарском и церковно-славянском языках, а 20 февраля молебен об умножении любви на татарском и славянском языках прошел в Храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Азнакаево республики Татарстан.
23 февраля 2024 года в Храме апостола Фомы на Кантемировской состоялся молебен на татарском и славянском языках
2. "Московия"? Серьёзно?
1. Забористая штука