Фото: pxhere.com
Выражение «англичанка гадит» употребительно уже полтора века. Но там всё-таки владычица морей и просвещённые мореплаватели.
Теперь выясняется, что не менее увлечённо может гадить и простая балтийская килька.
До 12 февраля эстонское правительство намерено обсудить меры по расширению своих территориальных вод, добавив к ним так называемую «прилежащую зону».
После чего, по замыслу Таллина, собственно нейтральных вод в части Финского залива между Эстонией (с юга) и Финляндией (с севера) не останется.
Уже сейчас полоса нейтральных вод довольно узкая, а эстонская инициатива предполагает, что её не будет совсем.
Автор идеи, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, указывает, что «введение прилежащей зоны даёт возможность проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря Эстонии. Это оказало бы положительное влияние на безопасность Эстонии, на защиту окружающей среды, а также археологических и исторических объектов, найденных в море».
Какие там на дне Финского залива есть археологические объекты и что с ними сейчас происходит, непонятно.
Но известно, что ещё летом прошлого года эстонцы вслух мечтали о том, чтобы Балтийское море стало внутренним озером НАТО.
Тогда как военный, так и торговый флот России оказался бы запертым в восточной части Финского залива, и выход русских кораблей в открытое море зависел бы от доброй воли эстонского правительства.
А известно, сколь она добрая.
И даже если килькой будет явлен максимальный уровень доброты, то есть военные корабли России будут ходить через залив беспрепятственно, есть ещё торговый флот. В частности, паромы, обеспечивающие связь Калининграда с Большой землёй.
И не нужно даже блокировать эту паромную переправу. Достаточно производить досмотр русских кораблей «для предотвращения нарушений таможенного, налогового, иммиграционного, санитарного и экологического законодательства», делая это в присущей эстонцам неспешной манере.
Сейчас переход из Петербурга в Балтийск (Пиллау) занимает около двух с половиной суток. Посредством методического осмотра это время может быть увеличено до пяти суток.
То есть за единицу времени количество доставляемых в Калининградскую область грузов уменьшится вдвое. Или же придётся удвоить количество паромов.
Можно, конечно, вовсе игнорировать эстонские новации и ходить по морю, как ходили. Эстонский военный флот крайне ничтожен.
Но возможны диверсии, и вернее было бы вооружать торговые суда и проходить через прилежащую зону в сопровождении тральщиков.
Опять дополнительные расходы и увеличение времени перехода.
Сейчас Калининградская область вполне справляется со снабжением. Даже и не заметишь, что находишься в угрожаемом анклаве. Но если сильно постараться и как следует нагадить, можно устроить некоторые трудности.
И это мы ещё не берём в расчёт возможность более серьёзных провокаций и привлечение к защите маленькой Эстонии флотов НАТО.
Вообще-то использование географических уязвимостей анклава (или полуанклава) есть первое, что приходит на ум враждебному стратегу.
Вспомним Крым после 2014 года — товарная, транспортная, энергетическая, водная блокада со стороны Украины. Преодоление всего этого заняло не один год.
Однако есть и разница.
Не признавая возвращение Крыма в Россию, Киев строил (и сейчас строит) свои претензии на том, что полуостров до 2014 года был под украинской державой, затем вдруг стал под российской, и это нехорошо. Нельзя сказать, что зацепки вовсе не было.
Тогда как морская блокада Калининградской области, планируемая сейчас Эстонией, — это уже чистый образец неспровоцированного враждебного действия. Область никогда не принадлежала Эстонии, и её пребывание в составе РФ никоим образом не затрагивает эстонских интересов.
В отличие от мифологии про древних укров здесь даже нет мифологии про древних эстов. Только простое желание нагадить даже без попыток подвести под гадость хоть какое-то основание.
Что делать — будем проводить вооружённые конвои на Калининград. А какая же ещё может быть реакция на то, как килька гадит?
Максим Соколов