Отношения между Россией и Беларусью являются стратегическими, потому что в основе их лежит обмен стратегическими ресурсами. Белорусский геополитический ресурс обменивается на российский энерго-сырьевой.
Эти исторически сложившиеся глубоко переплетённые отношения могут осуществляться в союзном формате, а могут – в формате двусторонних договоров. Первый вариант предполагает абсолютную доверительность и непрозрачность. Он исходит из безусловного понимания сторонами приоритета синергетического эффекта от взаимодействия над возможными ущемлениями индивидуальных интересов. Сфера совместной обороны, например, вообще не знает других форматов, кроме союзного. Второй вариант охватывает только лишь те отношения, которые можно чётко измерить и оговорить в правовых актах.
Изначально стороны выбрали союзный формат, как наиболее соответствующий с точки зрения здравого смысла сложившимся глубоким отношениям.
Фактическое наполнение этих отношений в целом выглядит так:
1. Стороны имеют общий рынок сбыта товаров и услуг, не облагаемый взаимными пошлинами;
2. Граждане пересекают границу без виз по внутренним паспортам;
3. Беларусь предоставляет Российской Федерации в бесплатную аренду две военно-технические базы, с которых осуществляется слежение за ракетными пусками и перемещением подводных лодок в северной Атлантике;
4. Белорусская сторона осуществляет охрану своего участка совместной границы с Евросоюзом и Украиной и содержит систему ПВО, являющуюся важнейшим элементом Единой системы ПВО с РФ. Она рассчитана на защиту, как Беларуси, так и европейской части России с западного направления;
5. Российская сторона поставляет в Беларусь объёмы газа и нефти, обеспечивающие полные потребности её промышленности и энергетики, по ценам существенно ниже сложившихся в европейских странах. В союзном договоре прописаны равнодоходные цены на нефть и газ для субъектов хозяйствования обеих стран;
6. Белорусская сторона транзитирует нефть по крупнейшему в мире нефтепроводу в западном направлении практически по себестоимости.
Всё это было оформлено в договоре о Союзном государстве и документах ЕАЭС и ОДКБ.
По сути, стороны обмениваются недостающими у них ресурсами. Беларусь монетизировала свой геополитический ресурс в форму нефтегазовых скидок. Россия рассчитывается неликвидной частью своих энерго-сырьевых ресурсов за жизненно важные услуги. В Беларусь поставляются те объёмы газа и нефти, которые выше пропускной способности польских трубопроводов. Кроме белорусов их продать никому невозможно. Налицо обоюдная объективная выгода.
Михаил Малаш, политический аналитик