Архиерей Русской православной церкви, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф (Королёв) рассказал читателям районки о том, как нравственное воспитание детей, укрепление семейных уз и стремление к христианской любви могут стать путеводными звездами во время войны.
Владыка, узнав о цели предстоящей беседы – укрепить дух воинов и мирян, встретил нас радушно. И мы сразу приступили к диалогу, к которому вскоре присоединились и другие священнослужители. Но о них чуть позже…
«Будем меняться к лучшему…»
— Владыка, сейчас в российских медиа активно обсуждается вопрос гражданской осознанности, так как до сих пор находятся люди, осуждающие спецоперацию или попросту равнодушные к ней. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в Козельске, по сравнению с другими городами — райцентрами и мегаполисами.
— Отмечу сразу, что в Козельском районе, по сравнению со столицей, равнодушных к происходящим сейчас историческим событиям — сущие единицы. В мегаполисах другая ситуация — люди часто охвачены духом материализма, среди их ценностей доминируют деньги. В регионах люди проще, спокойнее и добрее. В Козельске, например, в основном, живут патриоты, которые любят свою Родину и поддерживают традиционные ценности. Это видно по настроениям прошедшей волны частичной мобилизации — многие наши солдаты из учебных частей не просто охотно откликнулись на присланные повестки, но и женились перед отправкой на фронт. Мужчины начали создавать семьи, и это говорит о более сознательном отношении к браку, повышению уровня ответственности за семью, готовности поддерживать традиционный институт брака, оставаться патриотом своей страны, быть русским, быть православным.
— Владыка, а как институт семьи может спасти традиционные ценности? Послужить на благо православия?
– Наш Президент в ноябре нынешнего года подписал указ по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Уверен, поступательное развитие и всецелая поддержка такой политики — залог успеха. Эти меры приведут к демографическому восстановлению. И надо начинать с семейных ценностей и запрета ЛГБТ. Хотя, конечно, это процесс сложный и долгий, ведь рождаемость за последние тридцать лет упала. Но надежда появилась отвоевать всё то, что было захвачено либералами. Указ надо было ещё раньше подписать, но его в феврале заблокировали так называемые «деятели культуры».
Либеральные западные ценности агрессивно внедрялись в сознание россиян через СМИ, кино, литературу и другие источники. Вообразите, за 30 лет мы настолько ослабли генетически, что умудрились вырастить поколение равнодушных и зацикленных на себе потребителей, лишенных любви к семье, к Родине, к вере, к ближнему своему. Вот теперь и расхлебываем…
Москвичи, приезжая ко мне в монастырь, начинали жаловаться. А я их спрашивал: «Что вы ропщете? Вы приезжаете на дорогих машинах, живете в теплых домах, едите сыто, путешествуете куда захотите, но при этом у вас плохое правительство — во всём всегда виновато. Господь ведь пошлёт войну, потом страдать всем миром будем».
Совсем немного времени прошло, и вот началась эта духовная встряска.
— Владыка, а как русскому человеку поступать в текущей ситуации? Что делать?
— Мы понимаем, что сейчас на фронте решается судьба нашего Отечества. Но она решается и здесь, в тылу. Все мы сейчас находимся в духовном ополчении. Прежде всего, от нас требуется молитва. И мы все, как можем, стараемся молиться за наших воинов. Кто может, оказывает материальную и гуманитарную помощь. Бог поможет нам, если мы будем каяться и меняться к лучшему. Прикладывать усилия — нравственные, духовные. Возвращаясь к теме создания семей, хочу привести недавний пример венчания девушки-волонтера и солдата-разведчика, который вскоре отправится на передовую. Многие священники развивают институт семьи и как «бойцы невидимого фронта» стараются работать на опережение — вдохновлять паству на то, чтобы создавались семьи и рождались дети.
«Духовная встряска»
— Владыка, что Вы думаете об оставлении Херсона? Как это восприняла Ваша паства?
— Это большой удар по сердцу! Но мы все ободряем друг друга, нам дальше отступать некуда. А что касается духовной встряски, происходящей в нашем обществе, то созидать мир нам ещё долго придётся. Если изнутри нас не разложат (как во время Первой мировой войны), то мы победим. Но будем верить в возрождение России. Нравственное очищение уже пошло, а нам всем надо молиться, чтобы меньше жертв было.
Потеряв 30 лет, мы не заслужили быстрой победы — это было бы чудо, которое вряд ли бы было нами оценено по достоинству. Нам сегодня нужны как воздух и вода: очищение, защита ценностей, уроки патриотизма в школах. Разумеется, форму подачи ценностей нужно дорабатывать и это займет еще какое-то время. И сейчас бывает в школах проскальзывает какая-то либеральная ересь. Например, случай в учебном заведении Малоярославца, где провели ЛГБТ-урок. А это уголовное дело – пропаганда среди несовершеннолетних.
Быстро очиститься не получается — весь мир ополчился против нас. Происходящее в Европе в последнее время уже не безбожие, а реальный сатанизм.
Подобное может начаться и в России, если перестать работать над своей идентичностью — достаточно вспомнить, что прозападные книги о ЛГБТ еще в этом году спокойно можно было приобрести на сайтах крупных российских книжных магазинов. Миллионы тиражей раскупили, а это прямая пропаганда нетрадиционных ценностей среди детей.
Нравственное разрушение хуже, чем наркотики. Живем в страшные и тяжелые духовные времена. Уберечь от этого детей очень сложно.
— Владыка, на ком ответственность за разложение молодого поколения? Кто должен оберегать детей? Родители?
— К сожалению, не все родители сейчас занимаются воспитанием детей, а школа долгое время отстранялась от участия в нравственном образовании. Сейчас в школах стали внедрять программы высокой морали, надеемся, они дадут свои положительные результаты. У меня имеется опыт организации православной гимназии, я понимаю, что образовательный процесс должен включать в себя и весомую долю нравственного воспитания.
Помощь фронту
Когда мы коснулись военной темы, владыка Иосиф пригласил присоединиться к разговору насельника Оптиной пустыни, иеромонаха Максима, который вплотную занимается помощью передовой.
— В августе мы отправили на фронт большую машину с медикаментами, предварительно связавшись с военными врачами одного из госпиталей, — начал свой рассказ отец Максим. – Медики работают там, начиная с февраля. На момент поездки наша армия несла большие потери, было много тяжелораненых ребят, без одежды. Поэтому, помимо медикаментов, благодаря пожертвованиям прихожан, мы закупили и привезли ребятам нижнее бельё.
Приехали в распределительный госпиталь, состоявший из надувных палаток. Рядом располагалась вертолетная площадка, с которой раненых доставляли в другие больницы: кого в Ростов, кого в Питер, кого в Москву.
Надо заметить, что врачи там оказались людьми очень хорошими и интересными. Так, одна из врачей, акушер по специализации, приехав в госпиталь, быстро переквалифицировалась. Парни-то без конечностей поступали. Она же и рассказала, что к ним приезжает много помощников, привозя с собой много гуманитарки.
Знаем, что козельчане помогают мобилизованным землякам адресно. Мы тоже многим так оказывали помощь — по звонку московских владык. Географический разброс у нас большой. И помощь такая же обширная. Саратовским мобилизованным ребятам доставили всё необходимое для строительства блиндажей. Всё делаем на пожертвования прихожан, никто из них не против. Мы никого не бросаем.