Решение правительства РФ о прекращении безвизовых поездок японских граждан на российские Курильские острова говорит о том, что Москва серьёзно пересматривает свою политику в отношении Японии в ответ на японские санкции. Японской стороной отменен режим наибольшего благоприятствования в торговле, введено эмбарго практически на всю номенклатуру экспортировавшихся в Россию товаров, высланы из Японии российские дипломаты, подвергнуты «рестрикциям» высшие руководители РФ, включая президента страны.
Формально Япония присоединилась к политике санкций в «наказание» за СВО ВС РФ на Украине. А по существу японский кабинет во главе с премьером-русофобом Кисидой мстит Москве и лично Путину за неуступчивость в вопросе о Курилах, за отказ согласиться на беспардонные требования Токио «вернуть» Японии всю южную часть Курильской гряды.
О том, что Москва не потерпит ущемлений интересов нашей страны, было заявлено ещё в марте Министерством иностранных дел России: «Российская сторона в нынешних условиях не намерена продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны». МИД подчеркнул, что «вся ответственность за ущерб российско-японскому взаимодействию» лежит на Токио, который сознательно выбрал «антироссийский курс вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства».
Тогда же было объявлено, что Россия прекращает безвизовые поездки японских граждан на южные Курильские острова, выходит из диалога о налаживании там совместной хозяйственной деятельности и блокирует продление статуса Японии как партнера Организации черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.
Это было серьёзное предупреждение, но на Токио оно действия не возымело. Япония продолжала расширять список санкционных ограничений в отношении нашей страны.
И Москва перешла от слов к делу. «Принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 года и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 года», – указано в заявлении, опубликованном 5 сентября МИД России.
Указано также, что «с учетом очевидного недружественного характера введенных Японией односторонних ограничений против России… российская сторона выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах».
Напомним, как появилось необычное в международной практике решение о допуске японцев на суверенную территорию России без оформления въездных виз.
Инициатива «безвизового посещения» японцами Курильских островов принадлежала М. Горбачёву. Во время своего визита в Японию в апреле 1991 года он не решился уступить японцам русские острова сразу, но впервые после Великой Отечественной войны признал существование «территориального вопроса» с Японией. Горбачёв пошел на шаг, который подверг сомнению принадлежность южных Курил нашей стране: он согласился разрешить бывшим жителям островов въезжать без оформления виз на советскую территорию для посещения могил родственников. Тем самым южные Курилы выводились из состава советских территорий, на которых иностранцы могли находиться только при наличии в их паспортах выданных МИД СССР или его зарубежными учреждениями въездных виз.
В Японии это решение восприняли с энтузиазмом как готовность Горбачёва решить с Японией «территориальный вопрос». Москва пошла на серьезную уступку: не признавая принадлежность Курил Советскому Союзу, японское правительство могло теперь не требовать от своих граждан оформлять въездные визы в иностранное государство, позволяя им въезжать в нашу страну, как к себе домой.
Сначала японские власти осторожно разрешали посещать Курилы без надлежащих документов, не склоняя бывших японских жителей островов к пропаганде в пользу «возврата северных территорий». Затем они осмелели и стали включать в состав «безвизовых групп» людей, не имевших отношения к посещению могил. На Курилы зачастили японские депутаты, чиновники, журналисты, разведчики, которые занимались «промыванием мозгов» русским на Курилах, убеждая, что стоит тем согласиться с переходом островов к Японии, как наступит счастье. Однажды возглавлявший одну из таких «безвизовых групп» депутат японского парламента, выпивши, стал призывать своих соотечественников «отбить острова войной», чем вызвал дипломатический скандал.
И вот японской вольнице на наших Курилах пришел конец. Нет, Москва не будет запрещать японцам посещать могилы своих предков, но для этого им потребуется теперь оформлять российские визы. И как будет терпеть это японский МИД, не подрывая постулат о «суверенитете Японии» на южнокурильские острова?
По заведенной в Токио традиции МИД Японии после решения правительства РФ стал слать в Москву «протесты», а премьер Кисида договорился до того, что Япония ни в чем не виновата, что ответственность за падение уровня отношений двух стран несет Россия, «вторгшаяся на Украину».
Пользуясь случаем, ещё раз выражу мнение: нашему министерству иностранных дел давно пора игнорировать бесконечные японские «протесты» и демарши, рассчитанные, прежде всего, на внутреннюю японскую аудиторию.
Москве следовало бы, как и в случае с безвизом, официально оформить отказ от переговоров с японским правительством о «мирном договоре», который давно стал анахронизмом. Все вопросы, составляющие содержание мирных договоров, разрешены в Советско-японской совместной декларации 1956 года, 1-я статья которой гласит: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения».
Фото: Царьград