О продолжающейся фальсификации белорусской истории

0
895
Время на чтение 8 минут

Источник: Вместе с Россией
 

Накануне 100-летия со дня образования СССР, в составе которого Белоруссия обрела свою союзную государственность, как никогда актуально обратиться к исторической памяти белорусского народа. Дело в том, что разрушение СССР привело к сильнейшей деформации белорусского исторического самосознания, что нашло свое отражение в официальной исторической политике, которая стала пропагандировать сегодняшнее состояние государственного бытия Белоруссии в качестве обретения независимости и суверенитета. Все это закономерно привело к фальсификации белорусской истории, к подмене исторической памяти нашего народа «белорусизаторскими» поделкамиr конца XIX - начала XX веков, которые, стараясь развести белорусов и русских по разные стороны исторического и цивилизационного развития, занялись удревнением белорусского этноса и белорусской государственности. Сами эти «белорусизаторские» поделки представляли собой плагиат фальсификаторских концепций польско-шляхетских интеллектуалов конца XVIII – XIX веков – Яна Потоцкого, Тадеуша Чацкого, Франциска Духинского и других польских русофобов. 

К сожалению, следует констатировать, что на такой фальсифицированной концептуальной основе сегодня базируется официальная историческая наука и официальная историческая политика в Белоруссии, которые, сами того не сознавая, не укрепляют, а разрушают историческую память белорусского народа и белорусскую государственность. И хотя 9 августа 2020 года и последовавшие за ним события объективно открыли возможность восстановления исторической памяти и возвращения нашего народа в свою общерусскую союзную историю, тем не менее эта возможность еще не превратилась в действительность и исторические фальсификации продолжают господствовать в белорусской исторической науке и исторической политике.

Рассмотрим ключевые моменты этих исторических фальсификаций.

Первая фальсификация. Официальная историческая политика заявляет, что «в древности у белорусского народа было много имен – кривичи, дреговичи, радимичи». Очевидно, что в этом заявлении неправомерно отождествляются разные исторические понятия – племя и этнос. Этнос как явление историческое возникает гораздо позже по сравнению с племенем. Кривичи, дреговичи, радимичи – это восточнославянские племена и в этом отношении они ничем не отличаются от других восточнославянских племен – полян, древлян, вятичей, словен. Важно понимать, что племенной этап – это еще не история народа, а его предыстория. Племена еще не знают государственности, письменности, этничности. Племена еще находятся вне цивилизации. Поэтому заявление, что кривичи, дреговичи, радимичи – это белорусы представляет собой полнейшую ахинею. Единственным оправданием этой ахинеи, является только то, что кривичи, дреговичи, радимичи жительствовали на территории современной Белоруссии. Но это жалкое оправдание и жалкое обоснование, ибо никакой Белоруссии во время расселения восточнославянских племен еще не было. Поэтому говорить о белорусских кривичах или дреговичах точно так же абсурдно, как говорить о великорусских кривичах или украинских древлянах.

Совершенно прав видный украинский историк Петр Толочко, который раскрывая ненаучность взглядов «украинизаторских» псевдоисториков о происхождении украинского народа, писал: «Если бы мы попытались представить этническую картину восточнославянского мира накануне образования у них государства как сложившуюся основу трех нынешних народов – украинского, русского и белорусского, как это имеет место в некоторых (особенно украинских) исследованиях, ничего реалистичного у нас бы не получилось» [1, c. 24].  И дальше Петр Толочко делает обоснованный вывод, который показывает всю несостоятельность рассуждений «украинизаторов» и «белорусизаторов» о восточнославянском этногенезе: «Вообще, не будь в жизни восточных славян общего исторического этапа, представленного единым государством, исследователям пришлось бы говорить об «украинских» и «русских» северянах, «украинских» и «белорусских» дреговичах, древлянах и волынянах, «белорусских» и «русских» кривичах. Но такой этап у них был, причем длительный, почти 400-летний, и, разумеется, без учета этнокультурной и этнополитической интеграции восточных славян в условиях существования государства с центром в Киеве их последующее этнокультурное развитие останется непонятым» [1, c. 25]. Вот почему ничего научного в утверждении исторической политики о «белорусских кривичах» не содержится. Это лишь перепев фальсификаций «белорусизатора» Вацлава Ластовского в 1920-е годы. В самом деле, все источники того времени (летописные, законодательные «Русская Правда», религиозно-церковные  Крещение Руси, «Слово о Законе и Благодати», архитектурные Софийские Соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, литературно-художественные «Слово о полку Игоревом», языковые – единый устный и письменный язык) не просто говорят о единой древнерусской народности, а говорят  именно  о едином русском народе, единой Русской земле, едином Русском государстве, единой княжеской династии Рюриковичей. Поэтому говорить о «белорусских кривичах», игнорируя факт трансформации восточнославянских племен в единую древнерусскую народность и существование единого древнерусского союзного государства на протяжении четырех столетий с центром в Киеве (X-XIII века) – значит быть не историком, а именно фальсификатором. 

Таким образом, утверждение исторической политики о «белорусских кривичах, дреговичах и радимичах» ничего общего не имеет с белорусской исторической наукой.

Вторая фальсификация. Историческая политика в Белоруссии утверждает, что «именно на основе белорусского этноса было создано Великое княжество Литовское, что для своего времени это было уникальное государственное объединение». Данное утверждение представляет собой заурядную литературную графоманию, лишенную реального исторического содержания, поскольку во время образования Великого княжества Литовского (вторая половина XIII – начало XIV века) еще никакого белорусского этноса не было. Фальсификация квазиисториков, которые говорят о формировании Великого княжества Литовского на основе белорусского этноса заключается в подмене древнерусского народа несуществующими еще белорусами. Утратив свою государственность и находясь в неблагоприятных политических условиях, древнерусская народность на территории современной Белоруссии и Украины вынуждена была остановиться в своем развитии, замкнуться в тесных рамках своего быта и архаизироваться.

Эту этническую специфику формирования белорусского этноса на основе древнерусской народности уловил  белорусский этнограф, подполковник Генерального штаба Российской империи Павел Бобровский, который в своих этнографических материалах о Гродненской губернии (1863), характеризуя белорусский язык, выводил его «из древнерусского языка, который из-за сложной исторической судьбы народа здесь как бы застыл, а поэтому сохранился неизменным» [2, c. 97]. Территориальные же характеристики Белой Руси и Украины с течением времени были перенесены на коренное население этих земель в качестве этнических признаков. Так возникли белорусы и украинцы, которые и сегодня в наибольшей степени сохранили этнические признаки древнерусской народности. На эти исторические обстоятельства, обусловившие архаизацию древнерусской народности в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, указал академик Николай Михайлович Никольский, который писал, что «с XIV века древнерусское население, которое жило на современной территории Белоруссии, подпало под иноземное господство, сначала под власть Литовского княжества, а затем, с половины XVI века, под  власть Польского королевства» [3, c. 12].

Самое смешное во всей этой фальсификации о белорусском этносе как основе формирования ВКЛ заключается в том, что если следовать такой логике, то надо признать, что нынешние украинцы были еще более, чем белорусы, основным этносом ВКЛ. В таком случае логично назвать ВКЛ украинским государством, а язык этого государства украинским языком, что, кстати, и делают «украинизаторы», называя литературный язык ВКЛ украинским языком. Тогда рушится вся фальсификаторская концепция официальной исторической политики в Белоруссии. Вот к какой глупости приводит отсутствие элементарной логики у фальсификаторов белорусской истории.

Что касается разговоров о том, что белорусский язык был государственным языком Великого княжества Литовского и на этом основании ВКЛ аттестуется в качестве белорусского феномена, то это есть не что иное, как попытка фальсификаторов белорусской истории выдать желаемое за действительное. «Язык статутов и современный белорусский язык, - справедливо указывал видный литовский историк Станислав Лазутка, - это два разных языка, более того, что первый значительно ближе к современному русскому, чем белорусскому» [4, c. 30]. И далее литовский историк Станислав Лазутка заключает: «Таким образом, остается наиболее приемлемым, хотя в известной мере тоже условным, название этого языка – старобелорусский, по крайней мере оно оправдано этнологически, как название языка, пришедшего с территории современной Беларуси, хотя в то время еще не было ни Беларуси, ни белорусского языка» [4, c. 65]. Отсюда вытекает совершенно правильный вывод – это был древнерусский язык, на основе которого шло формирование трех братских языков: великорусского, белорусского и украинского. Это в своеобразной форме признается выдающимся белорусским филологом и этнографом Е.Ф. Карским. Он пишет: «Белорусский язык окончательно победил язык литовский, сделавшись не только разговорным языком у русских (выделено мною – Л.К.), но и официальным языком у литовцев. Даже простой литовский народ заимствовал из него много слов, некоторые суффиксы и даже фонетические особенности [5, c. 123-124]. Понятно, что так называемый белорусский язык у русских (предков нынешних белорусов и украинцев) был именно древнерусским языком, то есть языком некогда единого древнерусского государства с центром в Киеве.

Третья обобщающая фальсификация официальной исторической науки и исторической политики в Белоруссии сводится к утверждению того, что Великое княжество Литовское является первым белорусским государством. Эта ключевая фальсификация белорусской истории основана на смешении двух разных понятий и явлений, а именно: отождествлении государственности на территории современной Белоруссии во время ВКЛ с белорусской государственностью. В этом плане фальсификаторы белорусской истории напоминают нерадивых учеников, которые при изучении стран мира путают Швецию со Швейцарией, а Австрию с Австралией. Что, кстати, опять доходчиво объяснил литовский историк Станислав Лазутка фальсификаторам по поводу их бредней о Великом княжестве Литовском как белорусском государстве. Cтанислав Лазутка отмечал, что Великое княжество Литовское – это государство «не «Русско-Литовское» или «Белорусско-Литовское» или как там еще, а именно Литовское, как это убедительно показал крупный советский русский историк Владимир Терентьевич Пашуто» [4, c. 68].

Следует отметить, что в ВКЛ очень быстро установилось господство антирусской политической номенклатуры, которая ничего общего не имела с белорусской ментальностью. Классическим примером угнетенного положения западнорусского народа (белорусов) в государственной системе Великого княжества Литовского является эпизод из жизни князя Константина Ивановича Острожского, знаменитого победителя московских войск под Оршей в 1514 году Польский король Сигизмунд I назначил Константина Ивановича Острожского великим литовским гетманом. Это звание давало право русскому князю, который вел свою родословную от древнерусского князя Ярослава Мудрого, на место в составе литовской Рады. Но литовцы-католики категорически были против принятия в Раду Константина Ивановича Острожского на том основании, что он схизматик, т.е. православный. С большим трудом в виде исключения Сигизмунд I уговорил Раду допустить в ее состав знаменитого полководца. Этот факт красноречиво опровергает выдумки псевдоисториков о существовании белорусского правительства и белорусского государства в период Великого княжества Литовского.

Заключение. В свете предстоящего празднования 100-летия со дня образования СССР со всей наглядностью видна вся абсурдность продолжающейся фальсификации белорусской истории как неотъемлемой части истории общерусской, то есть союзной истории. Союзность является не только общерусским цивилизационным признаком белорусской государственности, но и всей нашей отечественной истории, начиная от эпохи Древнерусского государства и кончая сегодняшним Союзным государством России и Белоруссии. Историческая память белорусского народа как раз и предполагает очищение нашей истории от многочисленных фальсификаций и возрождение Союзного государства под брендом СССР-2 как основы подлинной независимости белорусского государства.

Источники

1.История Украины. VI-XXI в. / П.П.Толочко, А.А.Олейников [и др.]; под общ. ред. П.П.Толочко. 2 изд., испр. и доп. – К.; М.: «Киевская Русь», Кучково поле, 2018.
2.Беларусы: У 8 т. Т. 3. Гiсторыя этналагiчнага вывучэння / В.К.Бандарчык. – Мiнск, 1999.
3.Никольский, Н.М. Происхождение и история свадебной обрядности. – Минск, 1956.
4.Лазутка, С, Валиконите, И, Гудавичюс, Э. Первый Литовский Статут (1529 г.). -  Вильнюс, 2004.
5.Карский, Е.Ф. Белорусы. – Варшава, 1903. – Т. 1.
 

Лев Криштапович, доктор философских наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. По основной теме

Дело в том, что наши бывшие республики не могут обосновать свою самостоятельность, не отмежевавшись от России. Просто как дважды два...
Константин В. / 25.08.2022, 20:06

4. Ответ на 2, Русский Сталинист:

И что примечательно, профессор Грушевский свободно публиковал свои псевдоисторические труды в дореволюционной Российской Империи, и никто ему в этом не чинил препятствий. Так что корни украинства надо искать не после Октября 17-го, а задолго до него, ибо УНР, Петлюра и Скоропадский не были результатом "большевистской украинизации", поскольку существовали ещё до её начала.


Верно. В связи с этим хочу повторить то, о чем, если не ошибаюсь, уже писал на форуме. Иван Франко также исподволь занимался украинизацией древней истории. Будучи специалистом по древнерусской литературе, и неплохим, он в то же время искусственно делил эту литературу на южную и северно-восточную, хотя в представлении современников никаких границ не существовало. К сожалению, русская (великорусская) интеллигенция не придавала этому никакого значения, а то и заигрывала с "самостийниками". Аргументированная полемика академика Истрина с Франко осталась гласом вопиющего в пустыне.
Константин В. / 25.08.2022, 20:05

3.

Так куда же смотрит наша власть, не предпринимая ничего для развенчания вредных и опасных теорий относительно истории Белоруссии? Повторится то же самое, что произошло с украинцами? Мозги белорусам вывернут наизнанку, а мы будем дожидаться украинского результата?
Необходимо создать и для белорусов, и для украинцев ресурсы в интернете, где будут выступать специалисты - историки, филологи, политики, объясняющие все тонкости взаимоотношений трёх ветвей русского народа. С возможностью для слушающих и смотрящих задавать вопросы и получать ответы.
Человек / 25.08.2022, 18:35

2. На 1 комментарий

И что примечательно, профессор Грушевский свободно публиковал свои псевдоисторические труды в дореволюционной Российской Империи, и никто ему в этом не чинил препятствий. Так что корни украинства надо искать не после Октября 17-го, а задолго до него, ибо УНР, Петлюра и Скоропадский не были результатом "большевистской украинизации", поскольку существовали ещё до её начала.

1. Профессор Грушевский называл древних антов украинцами.

Когда украинцев и белорусов видят в полянах, кривичах и северянах - еще полбеды. Вот профессор Грушесвкий ничтоже сумняшеся атрибутировал украинцами антов, исторические упоминание о которых исчезли за 3 века до появления киевской Руси. О современных украинских толкиенистах, атрибутирующих Трипольскую культуру как протоукраинскую скромно промолчу.
Алексей Строев / 25.08.2022, 13:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Евстафьевич Криштапович
Союзное государство как идеал государственности России и Белоруссии
К 25-летию подписания Договора об образовании Союзного государства России и Белоруссии
20.12.2024
Берегитесь закваски фарисейской
Размышления о форуме российских и белорусских историков «История для будущего. Россия и Беларусь»
21.10.2023
Россия – это наше всё
(К XV Ассамблеи Русского мира)
12.10.2023
Все статьи Лев Евстафьевич Криштапович
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21