Протоиерей Василий Гундертайло и наш спецкор Татьяна Щербакова
Недавно я вернулась из Донбасса, где побывала в православных приходах ЛНР. Сложилась поездка спонтанно, но даты оказались символическими. Так, границу в посёлке Изварино Ростовской области пересекли в Духов день, который в этом году совпал с праздником Луганской иконы Божией Матери — его отмечают здесь 13 июня.
«Стоп. Мины»
Багажник нашей легковушки доверху набит детскими книгами, тушёнкой и другими продуктами — это пожертвования коллег. Сначала едем в посёлок Станица Луганская, его освободили ещё в феврале. Путь пролегает по мосту через реку Северский Донец, по которой проходила линия соприкосновения. На противоположных берегах сохранились блокпосты обеих армий: покорёженный металл, ящики из-под снарядов, пулемётные доты.
— Быстрее! — машет нам военный на пропускном пункте перед мостом. — Что везёте? — Гуманитарную помощь в храмы. — Паспорт, документы на машину… Проезжайте!
Мост временный. Полоса одна, реверсивная. Едут по очереди — то с одного берега, то с другого, поэтому военные торопят водителей. Рядом зияет обломками взорванный мост.
Съезжаем на ухабистую дорогу. Вдоль обочины, заросшей кустами, стоят противотанковые ежи с табличками: «Стоп. Мины». Предупреждения до сих пор актуальны.
— Где есть такие таблички, там не ходите, — говорит нам женщина лет семидесяти.
Мы встретили её на просёлочной дороге. Говорит, что ездит из Луганска, а здесь у неё летний домик и огород.
Свято-Николаевский храм в Станице Луганской выглядит целым и невредимым. Но военные раны у него остались. В 2014 году, когда через посёлок прошла линия фронта, храм подвергся обстрелу.
— Взрывной волной выбило все окна, осколками изрешетило въездные ворота, пострадала сторожка, — рассказала нам прихожанка. Нужна срочная помощь Следующий пункт назначения — город Счастье.
В отличие от Станицы
Луганской он серьёзно пострадал. Руины, выбитые окна во многих домах, искорёженные балконы. Тяжёлое впечатление от вида бывшего детского магазина: среди битого кирпича возвышается лишь уцелевшее металлическое крыльцо с вывеской «Магазин для дiтей та пiдлiткiв».
Подъезжаем к Свято-Екатерининской церкви на Донецкой улице. В самом начале спецоперации старинный храм получил серьёзные повреждения.
— Снаряд попал в подкупольное пространство. Грохот был страшный. Вылетели стёкла во всех окнах, сорвало половину кровли, — говорит настоятель протоиерей Василий Гундертайло. — Слава Богу, люди не пострадали. Мы укрывались в подвале дома милосердия рядом с храмом, в пристройке. Ещё один снаряд попал в подсобный двор с поленницей, её разметало, но зато осколки разлетались с меньшей траекторией.
Сейчас окна затянули плёнкой, пробоины в крыше прикрыли от дождя, чтобы уберечь стены от грибка. Нужен срочный ремонт. Но только работу по восстановлению кровли храма оценивают почти в 500 тыс. рублей. У прихода нет денег и на покупку стройматериалов: нужно 200 кв. метров кровельного железа.
Отец Василий показывает стенды с фотолетописью храма. Он служит здесь около 30 лет. При нём старинную церковь XVIII века, где в советское время были и конюшня, и склад, восстановили, а потом реконструировали.
Кормить, утешать, отпевать
У отца Василия два взрослых сына, оба окончили Духовную семинарию, имеют светское образование.
— Младший сын со мной, а старший застрял на той стороне. Не успел выехать из Харьковской области, а теперь невозможно: автобусы, знаете, обстреливают, — переживает священник.
Сейчас через Счастье растёт поток беженцев из Рубежного, из Северодонецка, где до недавнего времени шли бои. Там уже три месяца нет ни газа, ни воды, ни света. Людей расселяют в гостиницах и общежитиях города.
— Был сегодня в милиции, в Пенсионном фонде, вижу, что много людей с той стороны хотят получить пропуск на Луганск, чтобы выехать к родственникам, — рассказывает отец Василий.
Почти каждый день в Свято-Екатерининский храм обращаются за продуктовой помощью и местные жители, и беженцы, с ними делятся продуктами.
— Острая необходимость — в детском питании. Мамы с малышами сейчас в самом тяжёлом положении, — делится священник.
В трапезной на столе несколько пачек муки, упаковки риса — это помощь российских военных. Заносим тушёнку, рыбные консервы, крупы.
Тем временем с нами прощается второй священник — иерей Андрей Адонин: он отправляется на отпевание. Оказалось, умерла пожилая женщина. Всё перенесла — обстрелы, трудности, — а теперь, когда всё стало налаживаться, тихо скончалась. «Все плачут в семье», — говорит отец Василий.
Выбор Донбасса — русский язык
Для поездки в ЛНР наша газета собрала несколько сотен детских книг, их пожертвовали москвичи. Нам хотелось передать книги в храмы и в школы на освобождённой территории, где может быть нехватка русскоязычной литературы. Огромные плакаты со словами «Выбор Донбасса — русский язык» на дорогах Луганщины подтвердили важность нашей задачи.
Одну коробку с книгами отдали в луганскую школу №5 им. Владимира Даля — составителя толкового словаря русского языка. Здесь волонтёры принимают книги со всей России для передачи в школы на освобождённых территориях.
Остальными книгами распорядится отец Василий. Часть в ближайшее время передаст в библиотеку городской школы, остальные станут подарком для ребят из воскресной школы и детям из семей беженцев, которые приходят в храм.
По словам настоятеля храма, никакого разделения среди прихожан нет.
— У нас Русская Церковь Московского Патриархата — была, есть и будет, — говорит он. — Все молят Бога, чтобы скорее всё закончилось и наступил мир. Люди устали от войн ы, хотят как можно быстрее вернуться к обычной жизни: трудиться, молиться, свободно передвигаться, ведь у многих дети, родные и здесь и там.
Свято-Екатерининский храм города Счастье примет любую помощь: продуктами, стройматериалами, денежными средствами. С предложениями о помощи и за подробной информацией можно обращаться по тел. +380-50924-5974 (матушка Анна)