На днях Ивановская митрополия сообщила, что схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), настоятель Никольского храма в селе Чихачёве Ивановской области, освобождён от должности настоятеля прихода и запрещён в священнослужении до рассмотрения его дела в епархиальном суде. Причина: многочисленные пастырские и канонические нарушения в обустройстве приходской жизни, а также нарушения норм Устава РПЦ и священнической присяги. Это может стать и завершением уже многолетней истории, а может и началом её нового витка. Такое уже бывало после запретов в служении.

Славу создавали в соцсетях

Отец Иоанникий много лет известен как старец и пророк. Ореол вокруг него много лет создавался в Интернете. В соцсетях есть несколько активных паломнических страниц, с помощью которых его сторонники организовывали поездки к нему людей из разных городов России, игнорируя неоднократные заявления Ивановской митрополии о том, что правящий архиерей не благословляет паломнические поездки в Чихачёво.

Доверчивых пользователей вводили в заблуждение, называя сельский храм обителью или скитом. Постоянный интерес подогревался восторженными комментариями, как он «видит людей насквозь», «пророчествует», а бесов изгоняет целыми десятками. Однако эта «обитель» всё более напоминала секту. Впереди — церковный суд. Но, к сожалению, есть много примеров, когда запрещение служения и лишение сана, наоборот, подогревают интерес людей к таким персонам.

С ящиком на шее

В Интернете действуют люди, выдающие себя за священников, хотя таковыми никогда не были либо уже лишены сана. Они активно ведут блоги и YouTube-каналы, выманивая деньги у доверчивых пользователей. Об этом шла речь на недавней международной конференции «Мошенничество в сети Интернет: вызовы и угрозы христианскому присутствию в виртуальном пространстве».

— Я неоднократно сталкивался с тем, что люди дезориентированы, слушают самых разных самозванцев, и это всё сопровождается сбором пожертвований, в том числе на строительство общин, деревень «для спасения от антихриста» и так далее, — говорил на этой конференции глава сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела РПЦ иерей Георгий Максимов. — Полезно сделать некий список, в котором будет отмечено, что эти лица лишь выдают себя за священнослужителей.

В качестве примера был назван YouTube-канал, который ведёт некий Баканин, замешанный в скандальных историях. Его запретили в богослужебной и пастырской деятельности, однако он самочинно организовал строительство храма в своём частном владении и ведёт активную «пастырскую» деятельность.

На строительство личного храма он одно время собирал средства, побираясь на улицах Москвы в монашеском облачении и с ящиком на шее. В связи с этим в Шуйской епархии поясняли, что пожертвования на строительство храмов и обителей, которые собирает бывший священнослужитель и его помощники, поступают только на его личный счёт и расходуются им по его собственному разумению и без контроля со стороны священноначалия.

Борода и иконы вызывают доверие

Но куда успешнее дела у команды Баканина идут в Интернете. Прибыль приносят десятки тысяч подписчиков канала и сотни тысяч просмотров, а под каждым роликом размещены номера банковских карт для пожертвований на строительство храма и дома милосердия. Содержание видеороликов с хайповыми названиями «Самый страшный родительский грех», «Почему врачи не могут вылечить ребёнка» и т.п. невозможно пересказать. Это бессвязный поток нелепостей и довольно опасных мифов типа «таблетки — синтетика — делают из нас биороботов», «прививки никакие не нужны: будешь верить, никакая зараза не пристанет», «не давайте дотрагиваться до ребёнка: он будет болеть» и т.п. Но доверчивые пользователи, судя по восторженным комментариям, воспринимают это как православную проповедь, ведь произносит её человек в монашеском облачении с длинной бородой и с десятками икон за спиной.

От печки до ереси

Протоиерей Георгий Максимов указал ещё несколько псевдоправославных YouTube-каналов с десятками тысяч подписчиков. Среди их авторов, например, и недоучившийся семинарист Сергей Кирсанов, и лишённый священнического сана Михаил Махов, и бывший диакон Александр Липин, именующий себя священником РПЦЗ, и другие лжепастыри. Содержание роликов самое разное — от рекламы печки до еретических поучений и прямых оскорблений государства. У этих каналов десятки тысяч подписчиков, многие из которых верят, что здесь правду-матку режут крутые православные батюшки.

Как с этим бороться? Нужен широкий выход в интернет-пространство канонических священников, говорили участники конференции. Не обойтись и без взаимодействия с правоохранительными органами.

— Важно обсуждать эту тему, — заявил на конференции глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. — Важно составлять списки мошеннических ресурсов, потому что деятельность мошенников разрушает доверие к Церкви.