Источник: E-news
Неожиданно для многих Грузия, после начала спецоперации России на Украине дистанцировалась от данного события. Тбилиси не только отказался от военной поддержки Украины, но и отказался поддерживать антироссийские экономические санкции. Будет ли Грузия занимать принципиальную позицию по поддержке одной из сторон конфликта?
Вот что на этот вопрос ответил председатель правящей партии Грузии Ираклий Кобахидзе: «Есть попытка непосредственного втягивания Грузии в военный конфликт, чего мы, конечно, не можем и не позволим, в интересах народа. Я говорю это и столько, сколько нужно стране.
Мы, Грузия, не будем ввязываться в военный конфликт. Была прямая попытка, в части организации отправки добровольцев в Украину, чтобы нас втянули в военный конфликт, этого не добились, за этим последовал отзыв посла, и это печальный шаг. Украина находится в тяжелейшем положении. Мы все уважаем и, естественно, критиковать украинское правительство в этой ситуации некорректно, но мы должны зафиксировать, что это решение неприемлемо и неоправданно, учитывая все, что сделала Грузия в последние дни.
Когда делается такой шаг в такое время, это выражение того, что они хотят втянуть Грузию в войну. Уточняю, что о координации Зеленского и «Национального движения» речи не идет. Мы не дураки, чтобы говорить такие глупости. Я уточнил, что об этом речи не идет», — цитирует Кобахидзе интернет-портал.
Таким образом, Грузия выбрала нейтралитет и на это есть ряд веских причин.
Во-первых, Грузия хорошо помнит последствия конфликта 2008 года в Южной Осетии. Тогда Грузия под руководством Саакашвили вторглась в Цхинвал и открыла огонь по российским миротворцам. Саакашвили действовал при негласной поддержке США и НАТО, веря, что в случае конфликта с Россией, западные партнеры выступят на стороне Грузии. Однако этого не произошло. За неделю российские войска не только вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, но и заняли значительную часть территории Грузии вынудив подписать капитуляцию. НАТО же в конфликт не вмешивалось и стало ясно, что североатлантический альянс готов использовать страны бывшего СССР против России, но защищать их в случае симметричного ответа не будет. Фактически это поставило крест и на политической карьере Саакашвили и его соратников.
Грузинский бизнес также потерпел серьезные убытки, с 2008 года по 2013 в Россию из Грузии перестали экспортироваться вина, минеральные воды и иные товары, составляющие основу грузинской экономики. В нынешних реалиях и курса Российской Федерации на импортозамещение, в случае введения антироссийских санкций Грузией, Россия снова введет запрет на импорт товаров из Грузии, что приведет к банкротству многих предприятий и экономическому кризису в стране, а США и Европа помогать Грузии не станут, события 2008 года это четко показали.
Во-вторых, в ходе конфликта 2008 года потери составили: 170 человек убитыми и пропавшими без вести, количество раненых достигло 1964 человека. Население хорошо помнит, как по всей стране был траур по погибшим, почти в каждой семье были пострадавшие от конфликта. Население Грузии не желает и не готово пережить подобные события снова, особенно из-за очередного желания США и Европы. Никто из грузинских граждан не желает умирать за украинских националистов.
Возможно данные события послужат фактором сближения России и Грузии, позволят вывести двусторонние отношения на новый уровень партнерства и взаимопонимания.
Евгений Протонов