Нам нужна идеология

Владимир Путин 
0
727
Время на чтение 3 минуты

Источник: газета "Литературная Россия", №1 (3012) 22-28 января 2022

Слово «идеология» до недавнего времени было непопулярным. Приходилось сталкиваться с идеофобией — боязнью идеологичности как таковой, недоверием к ней. Но сегодня ситуация меняется. Востребованность идеологического мышления растет — и понятие реабилитируется. Запрос общества на идеологию разный в разное время, он переживает фазы сна и бодрствования. В периоды спокойного общественного развития идеология спит. В условиях «переходного периода» или социальной ломки она пробуждается и громко заявляет о себе. Обществу в таких случаях нужно «сосредоточиться» и переоценить свое место в истории. Россия входит в эпоху больших перемен, востребованность идеологии вне всякого сомнения возрастет. Перемены невозможны без поддержки социального большинства, а идеология дает этому образ будущего, то есть — общую историческую перспективу.

Когда говорят об идеологии, начинают с таких очевидно необходимых понятий как суверенитет, государственность, патриотизм, социальная справедливость, крепкая семья. Этот ряд можно продолжать и уточнять. Все это необходимо, но это не идеология, а условия для нее.

Идеология тесно связана с идентичностью.

Идентичность — это ответ общества на вопрос «Кто мы такие?»

Идеология — это ответ на вопрос «Зачем мы существуем, каковы наши цели?»

По понятной причине эти два вопроса не ходят порознь. Но в одни исторические периоды ответы на них спрятаны глубоко в массовом сознании, а в другие — превращаются в манифест.

Современный рыночный либерализм утверждает идеологию количества, а не качества, идеологию релятивистской относительности, «цен, а не ценностей». В самой либеральной парадигме идеология тоже есть, но она всегда недопроявлена, не манифестирована, как бы «стерта». Именно поэтому яркость и монументальность как консервативных, так и левых идей либерализм считает чрезмерными, избыточными.

Что же нужно России? России нужна идеология Традиции. Традиция с большой буквы — это не набор этнокультурных особенностей и исторических догм. Традиция — это интегральное понятие. Традиция — это динамика, а не статика. Это рост культурного опыта народа, его непрерывность. Традиция — это механизм передачи цивилизационного опыта: исторического, национального, религиозного, социального, культурного, политического, научного, военного от поколения к поколению.

Какая же идеология органична для нас сегодня?

Если пользоваться языком политической публицистики, ее можно назвать «нравственный консерватизм». Или «социальный традиционализм», если переходить на язык политической философии. Владимир Путин называет ее «разумным консерватизмом». Православные и мусульмане, республиканцы и монархисты, консерваторы и социалисты, атеисты и агностики — разделяют общий императив: нравственный закон важнее всех остальных. Ценности важнее цен.

Идеология не может быть сконструирована, спущена сверху, навязана или взята напрокат в якобы «цивилизованных странах», как это произошло в 1991 году, когда мы в обмен на суверенитет импортировали либерально-рыночную постмодернистскую идеологию.

Идеология растет из глубины опыта народа. Таков традиционалистский взгляд на идеологию.

Социальный традиционализм — не крайняя, а умеренная, центристская позиция между двумя видами фундаментализма: консервативным и модернистским. Фундаменталисты модерна все еще настаивают на универсализме своих идей, на существовании «правильной и неправильной стороны истории». И тем самым требуют принесения в жертву какой-то части нашего культурно-исторического опыта.

Рост традиционалистского сознания в России происходит потому, что модернистский комплекс идей стал тормозом нашего исторического развития. Модерн стремительно деградирует — и морально, и интеллектуально. Последний научно-технический рывок был основан на прорывах и открытиях 1970-х годов. Но эта тенденция угасает, накопленный ресурс идет в развитие не реальных, а виртуальных технологий, не в освоение природы, а в создание изощренных систем коммуникаций в рамках «информационного» и «цифрового» общества. Сегодня мы не постигаем тайны мироздания, а совершаем технологические манипуляции с собственными фантазиями, представлениями и виртуальными мирами.

Традиционализм же, напротив, динамично развивается. Но не одномерно и слепо, как некогда модернистский Прогресс, а многосторонне и главное — ко благу. Поскольку динамика Традиции подчиняется нравственному критерию.

Традиционализм, о котором я говорю, должен иметь предикат — «социальный». В нем этика справедливости стоит на первом месте.

Для социального традиционализма нет лишних людей, у человечества в целом нет лишних народов, а в истории нет «лишних» времен. Вспомните попытку Троцкого лишить Россию имперского периода, а Ельцина — советского периода русской истории. Идеология социал-традиционализма предполагает «семью» в качестве горизонтальной социальной связи. Общество состоит из семей, а не из индивидуумов. А также сильное государство, справедливое распределение общественных благ, традиционные ценности. Такова социальная модель социал-традиционализма.

В России социал-традиционализм опирается на понятие русского мира, которое ввел в общественно-смысловое пространство Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В последние годы укрепилось самосознание русских как единого, хотя и временно разделенного народа.

Современной российской идеологии необходим критерий, который не сводится к согласованию сиюминутных интересов и желаний. И такой критерий один — нравственный.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Владимир Путин
«Сегодня есть всё для того, чтобы сесть и договариваться»
Владимир Путин обсудил с Александром Лукашенко ситуацию на украинском направлении
12.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
«Русская история пасхальна»
Русская мысль стремится выстроить отношения в обществе на основе справедливости, сделать справедливость универсальным принципом, которым определяется истинность и эффективность всех форм общественной и государственной жизни
11.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам
А в Татарстане отменили занятия даже в федеральных вузах
10.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Куда уехал цирк. Верочка Полозкова приехала в Белград
Новый комментарий от Сергей
12.04.2024 06:51
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45