Крестославие и крестоборчество

0
7
Время на чтение 5 минут

Источник: Парламентская Газета

В Генпрокуратуру РФ по инициативе депутата Государственной Думы Петра Толстого было направлено депутатское обращение в связи с изданием Конституции РФ с изображением храма Василия Блаженного без крестов.

Таких примеров сегодня много: это и Петропавловский собор без креста на логотипе 80-летия снятия блокады Ленинграда, и туристические проспекты, и учебные пособия, и рекламные брошюры и даже печально известная банкнота в 1000 рублей, заказанная Центробанком, на которой со здания храма исчезли кресты. Известен даже случай, когда руководство одного из городских парков заклеивало на декорациях кресты изображениями блинов.

Такого рода инциденты тем более травматичны, что в памяти православных верующих еще свежи так называемые художественные жесты актуалистов, которые рубили иконы и спиливали кресты бензопилой — последнее совершили участницы украинской феминистской группы Femen.

Поскольку Крест — орудие спасения, многим хотелось бы у нас его отнять. Нынешние феминистки и арт-радикалы в этом деле далеко не первые. Сделать это пытались воспетые Булатом Окуджавой «комиссары в пыльных шлемах». Когда-то большевики рьяно спиливали кресты с гербовых орлов, например на решетке Летнего сада. Что характерно, уничтожался не весь герб, а именно крест — средоточие духовной силы русского человека. Разумеется, эти действия имели по-своему религиозный характер: ведь антирелигиозность — тоже форма религиозности.

Сегодня подобные события вызывают устойчивый негативный резонанс в обществе. Поэтому принятие правовых мер для исправления ситуации является насущным и необходимым решением. Но нормативно-правовые шаги не отменяют важности просветительских усилий, направленных на разъяснение социальной роли религиозных святынь. У проблемы как минимум три аспекта: политико-правовой, религиозный и культурный. Последние два связаны с ролью Креста в русской истории.

Крест — это конститутивный образ нашей идентичности, он присутствует в сознании каждого русского человека, к нему устремляются как молитвы верующих, так и культурные ассоциации всего российского общества.

Крест — это символ победы над смертью: ведь после распятии Христос воскрес, «смертию смерть поправ». Православные в России говорят: «Крестом спасаемся». Мы осеняем себя крестным знамением в храме, во время молитвы, в трудных жизненных ситуациях, прибегаем к Кресту во время болезни.

Обращение к Кресту так же важно, как знание молитвы «Отче наш», Символа веры, 90-го псалма, зашитого в погонах наших воинов…

В Крестопоклонную неделю Великого поста весь православный народ со слезами поет знаменитое песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Апостол Павел в одном из посланий говорит, что христианам надлежит «взяться за предлежащую надежду, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19), спасающий от последствий греха. Богословы неоднократно указывали на то, что этот «якорь надежды» связан у Павла именно с Крестом. Крест есть протянутая длань свыше, он предоставляет помощь в трудную минуту.

Поэтому Крест — еще и символ надежды. Когда человек живет «с Крестом», церковный корабль спешит доставить его по волнам моря житейского в тихую гавань жизни вечной. Большие проблемы возникают тогда, когда человек «без Креста», когда «Креста на нем нет». Поэтому на Руси издревле обязательно носят нательные кресты.

Крест имеет также глубокий нравственный и социальный смысл. Ведь, явив пример самопожертвования, Христос тем самым отменил языческий институт жертвоприношения. Это означало, что человек, ступая путем обожения, может жертвовать собой ради ближнего. Но он не вправе жертвовать ближним ради своих нужд и интересов, как это принято в древних языческих и в современных либеральных обществах. Такое понимание человеческих отношений характерно для социального богословия в православном святоотеческом наследии: школы Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Василия Великого и иных.

Понятие «крест» имеет и переносное значение. Оно указывает на беды и страдания народные, связанные в том числе с русской «плахой», геноцидом в ходе нескончаемой европейской войны против русского народа, которая еще далеко не окончена. Россия несла и несет свой Крест — подобно Христу, несшему свой Крест на Голгофу.

Русский человек умеет «читать» кресты, их символику. Например, он знает, что означают двенадцать звезд на лучах, исходящих из центра креста на куполе храма Софии Вологодской. Он знаком с реликтовыми мозаичными крестами, выставленными в Музеях Кремля, знает, чем отличается поморский крест от других киотных крестов, чем отличается простой нательный крест от складного энколпиона, внутри которого хранятся частицы мощей.

Но почему же, несмотря на все это богатство смыслов, кресты затирают, заменяя геометрическими фигурками, насаживая на купола наших храмов так называемый графический шашлык?

Отчасти это связано с культурой информационного потребления, навязанной стране компрадорской частью элит. Когда все решает программа, исчезает личная ответственность - ведь с программы не спросишь. Но это лишь на первый взгляд: на самом деле у всякого информационного продукта есть заказчик, который принимает или не принимает готовый результат.

Крестоборцы объясняют свои действия тем, что отредактированные изображения используются якобы для того, чтобы «не оттолкнуть» массового потребителя их печатной продукции. Но, следуя этой культуроборческой логике, завтра те же «дизайнеры» начнут затирать и государственную символику. Подобная логика — в корне неверна. Она возникла под прямым влиянием европейского агрессивного секуляризма, максимально удобного для манипулирования коллективным сознанием разных социальных групп.

Нас не устраивает подобная ситуация. Сегодня речь идет о защите нашего культурного и религиозного пространства, нашего национального суверенитета.

Помимо права на жизнь, права на отдых, необходимо защищать и право народа на веру. Против этого права была направлена большевистская идея «отделения Церкви от государства». Удивительным образом ленинский декрет «отделения Церкви от государства» устоял в советский период русской истории, устоял при радикальных антагонистах большевиков в 1990-е годы и продолжает действовать сегодня. Меняются эпохи, политические системы, конституции, а ленинская глубинная богоборческая идея не только жива, но активно действует сквозь века, поверх всех социальных изменений, которые пережила Россия за последние сто десять лет.

Однако сегодня, в период СВО, когда кардинально меняется социальный ландшафт, этот стереотип выглядит уже откровенным анахронизмом, играющим в обществе абсолютно деструктивную роль.

Из всего сказанного следует, что контроль за обращением с религиозными символами в публичном пространстве должен обрести форму четкой и прозрачной юридической процедуры. Христианин является также и гражданином, а значит, может использовать для самозащиты юридические и политические рычаги.

Российское законодательство должно быть направлено на защиту социального пространства верующих граждан. В рамках данной статьи мы рассматриваем исключительно православную тему, но это, безусловно, касается и иных традиционных российских религий.

Мы понимаем, что крестоборцы — это люди, пребывающие в духовном ослеплении, и наш долг состоит также в том, чтобы молиться за этих людей, за их духовно-нравственное благополучие, напоминая, что в болезнях и немощах, от которых никто в этом мире не застрахован, позовут и они к своему одру священника и будут просить совершить над ними таинство соборования. И станут повторять слабыми губами: «Услыши мя, Боже; помилуй мя, Владыко; исцели мя, Святый».

А священник будет крестообразно помазать елеем их чело, очи и уста, укрепляя Крестом их тело и душу.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/krestoslavie-i-krestoborchestvo.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Соседи о напряженной атмосфере в семье Михаила Ефремова
Врачам стал известен ранний маркер рака: как найти его у себя?
Барановская о том, почему ее пугают ее дети
Заморозки и ливни настигнут Россию с мая

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Последние комментарии
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2025 23:10
Идти царским путём
Новый комментарий от Zakatov
13.04.2025 21:13
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
13.04.2025 20:21
На Страстной седмице форум РНЛ будет закрыт
Новый комментарий от prot
13.04.2025 19:58
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Александр Волков
13.04.2025 18:20
«Русь, не трусь… воробей, не робей!»
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2025 15:29
«Западники уничтожают школьное образование и воспитание»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
13.04.2025 12:59