Читая «Трудно быть богом»

Рецензия на один из самых известных романов А.и Б. Стругацких

0
918
Время на чтение 5 минут

Источник: КУЛЬТУРОЛОГ
«Трудно быть богом» - один из самых популярных романов братьев Стругацких. Написан он был в 1963 году, впервые опубликован в 1964 (в сборнике «Далекая радуга»).  Роман замысливался как веселый, приключенческий, в духе «Мушкетеров» Александра Дюма. И местами эта аналогия справедлива. Правда, в отличие от произведений Дюма, «Трудно быть богом» написан насыщенным языком, при высокой художественности которого полностью отсутствуют длинноты, сюжетные отступления, описания ради описаний и т.п. Повествование на протяжении всего романа держит читателя в напряжении  - во многом, благодаря тому, что происходящие события   показаны глазами лишь одного персонажа – Руматы Эсторского (он же – Антон, сотрудник земного Института экспериментальной истории). И читатель, невольно начиная отождествлять себя с главным героем, сам становится участником этих событий.  Ощущению динамичности способствует и то, что всё умещается  в короткий  промежуток времени (несколько дней).

Однако,  несмотря на то, что роман читается «на одном дыхании», его нельзя считать легким чтением. Это  типично для Стругацких. Тем и интересно  творчество этих авторов, что за увлекательным сюжетом  у них всегда стоит философская проблематика. При этом  о серьёзных вещах Стругацкие говорят языком, который доступен всем, выражая сложные мысли в ярких и ёмких, а потому запоминающихся формулировках; а то, что они говорят, касается любого думающего человека. В конечном счёте, всё творчество Стругацких вращается вокруг вопроса, что значит быть человеком? Человеком  ещё нужно стать, а ведь можно и потерять человеческое достоинство; и они изучают эти пограничные состояния.

Действие романа «Трудно быть богом» происходит в «мире Полудня» - коммунистическом будущем Земли, где решены  все социальные проблемы земного общества. Однако есть и другие планеты, где местное человечество ещё не достигло подобной ступени развития.  На одну из таких планет прибывают земляне - агенты Института экспериментальной истории. Их задача  - внедриться в общество «аборигенов», чтобы наблюдать за развитием событий, и, по мере сил, помогать историческому прогрессу. Земляне прошли специальную подготовку, в их распоряжении – самая передовая техника, они обладают потенциалом, многократно превосходящим возможности технически отсталых представителей местного человечества. Но реализовать его в полной мере не могут – это означало бы лишить жителей планеты своей собственной истории.  Могущественные, по местным меркам – почти боги, люди Полудня вынуждены жить по законам отсталого мира. В результате  вопросы, казалось бы, давно разрешённые в человеческом обществе, для них снова становятся актуальными:  что делать при встрече со злом? или даже не с активным злом,  а с тупостью и бездуховностью? Какими должны быть моральные основания личных поступков? Допустимо ли насилие?

Стругацкие не дают прямых ответов.  Они побуждают читателя думать. Человеку, обычно сторонящемуся  подобных вопросов,  так как они часто излагаются, как ему кажется,  скучным или слишком сложным языком философии и богословия, может быть, и будет полезно прочитать «Трудно быть богом».  Роман, ничего прямо  не навязывая и не слишком напрягая, даст ему возможность ощутить ответственность, которую несёт каждый человек в своей собственной жизни, а может быть и разобраться с тем, что значит быть человеком  для него самого.

Однако,  хотя готовых ответов в романе нет, там есть подсказки – так проявляется авторская позиция, которую и осознанно,  и невольно авторы передают читателю. И, стоит отметить, что позиция эта – нехристианская. При этом Евангелие Стругацкие, несомненно, читали, - порою они даже полемизируют с ним. Надо ли стремиться возлюбить ближнего, если этот ближний –закоренелый обыватель, лишенный какого-либо духовного измерения? Стоит ли прощать людям на том основании, что они не ведают что творят, когда ты знаешь, что они творят несомненное зло?

Стругацкие исповедуют веру не во Христа, а в способность человека самому стать лучше, - то, что называется гуманизмом.  А гуманизм, лишенный  христианской опоры, способен принимать довольно пугающие черты. Например, он позволяет выделять лучших людей, так сказать «людей в полной мере» и пренебрегать прочими. В «Трудно быть богом» это легко заметить: человечество далёкой  планеты – ещё не полноценные люди, а «человеческие заготовки». Значение имеют лишь те, кто стремится к новому (ученые, книгочеи, люди искусства). Те, кто довольствуется тем, что имеет, авторов не интересует или даже вызывает презрение.

Особенно враждебно авторы настроены по отношению к религии и церкви. Народу в романе приписано множество абсурдных верований, а церковь выставлена самой реакционной  и откровенно опасной силой. Конечно,  в какой-то степени это объясняется временем написания произведения, однако в данном случае политические установки явно совпали с авторским взглядом. В «Трудно быть богом» Стругацкие рисуют яркую и злую пародию на Средневековье, и читатель, подпавший под очарование романа, поневоле начинает воспринимать этот отрезок истории соответствующим образом.  То, что действие перемещено  в вымышленный мир, не мешает нам применять авторские оценки  к тому, что происходило в действительности.  Поэтому очень сложно прочитать роман, и не получить в результате искаженного отношения к христианскому учению, истории и Церкви. Впрочем, кто предупреждён – тот вооружён.

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман. Разве что в познавательных целях: «Трудно быть богом» был одним из любимых романов советской интеллигенции. Читая его, можно увидеть насколько восприятие человека с атеистическим сознанием, верящего исключительно в человека (как «творца своей жизни») и в социальный прогресс, отличается от восприятия христианина.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 1, Наталия 2016:

Пожалуй. Это всё, применяя толкиеновский термин. сарумановщина (чего у автора "Властелиеа коец" в помине не было).
С. Югов / 26.12.2021, 12:28

4. Ответ на 3, Потомок подданных Императора Николая II:

Интересная мысль, заслуживает развития.
С. Югов / 26.12.2021, 12:26

3. Ответ на 2, Полтораки:

Если бы уважаемый Андрей воздержался от столь прямых советов и ограничился бы действительно мудрым указанием ап. Павла ("Всё позволено, да не всё полезно"), в целом прекрасная и умная рецензия не была бы испорчена набившей оскомину пилюлей совершенно неуместного охранительства.

К сожалению, на мой личный взгляд, Андрей Карпов ушёл от главного - не указал на очевидный источник писаний Стругацких - Талмуд. Ведь в нём, как известно, содержится та "методичка", по которой Стругацкие излагали в "Трудно быть богом" своё руководство для читателей, как "правильно" относиться к христианству. Многое из мировоззрения Стругацких прорвалось в их поздних "произведениях", когда всё стало "можно". Соответственно упал, как отметили, и уровень их "произведений".

2. Почему надо читать "Трудно быть богом"

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман.

Смысл совета, мягко говоря, непонятен. Читать не надо бульварные поделки. А произведения, где ставятся "проклятые вопросы" и предлагаются довольно нетривиальные пути (по крайней мере, для тогдашнего довольно наивного гуманитарного уровня советской интеллигенции) их разрешения, - такие произведения надо знать. Чтобы подумать в ту сторону, в какую большинству из нас редко приходится задумываться; чтобы знать, что есть не только православное мировоззрение; чтобы уметь работать с чуждой точкой зрения не только на профанном уровне ("не читал, но осуждаю")...
Опыт запретительства, как мы знаем, ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, запретный плод сладок. Во-вторых, советское слишком заидеологизированное охранительство ("настоятельно не рекомендовавшее" к чтению, как православную литературу, так и Стругацких) нанесло больше вреда своей идеологии, чем пользы. Люди росли в оранжерее, и когда крышу теплицы снесло - они оказались абсолютно беззащитны перед внезапным перестроечным валом "альтернативной точки зрения".
Если бы уважаемый Андрей воздержался от столь прямых советов и ограничился бы действительно мудрым указанием ап. Павла ("Всё позволено, да не всё полезно"), в целом прекрасная и умная рецензия не была бы испорчена набившей оскомину пилюлей совершенно неуместного охранительства.
Полтораки / 26.12.2021, 08:13

1. Комментарий

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман.

Все верно. Впрочем, добавлю, что это касается всех романов Стругацких, да и их друга Ефремова. Эти авторы - певцы вознесенных на знамена шестидесятников безбожия и цинизма, которые в итоге и погребли коммунистическую идею. Возможно, в этом и состоял чей-то "хитрый план".
Наталия 2016 / 25.12.2021, 21:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии