Фото: Кристиан Шмидт
4 ноября состоялось очередное заседание Совета Безопасности ООН, посвященное ситуации в Боснии и Герцеговине (БиГ). Его ожидали с особым интересом. На таких заседаниях обсуждаются доклады о положении в стране, подготовленные так называемыми Высокими представителями (ВП) в БиГ. На этот раз свой доклад должен был впервые представить новый ВП Кристиан Шмидт. Однако ещё на прошлом заседании Совбеза в июле стало ясно, что продавливание кандидатуры К. Шмидта на должность ВП не получило одобрения ни среди всех боснийских сторон, ни со стороны таких постоянных членов СБ, как Россия и Китай.
Постоянный представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН продемонстрировал недвусмысленную позицию: в настоящее время должность Высокого представителя в Боснии и Герцеговине остаётся вакантной. Доклад К. Шмидта рассматривается, с одной стороны, как бумага от частного лица, а с другой стороны, как выдающийся по предвзятости и антисербской направленности продукт. Россия заявила, что если раньше еще оставались какие-либо надежды на положительную роль Высокого представителя в БиГ и его канцелярии, то после представленного доклада Шмидта все сомнения на этот счёт развеяны: ВП в БиГ «превратился в источник колоссальных проблем».
На заседание Совета Безопасности Шмидт не пришёл. Не появился он и на видеоконференции. Члены Совбеза, настаивающие на том, что все юридические процедуры назначения Шмидта были соблюдены, пока так и не смогли ничего противопоставить блестящей дипломатической операции, проведённой Российской Федерацией и Китаем еще весной. Тогда Россия и КНР предложили Совету Безопасности проект резолюции, предусматривающий назначение Шмидта Высоким представителем. Однако все остальные члены Совета при голосовании воздержались, провалив таким образом одобрение назначения Шмидта. Теперь же некоторым членам Совбеза пришлось признавать Шмидта в качестве ВП в БиГ, но не в Совете Безопасности.
Проблема Шмидта не в его личности. Проблема в самом существовании внешнего наместника и в той политике, которую он проводит в интересах внешних субъектов.
Предыдущий Высокий представитель Валентин Инцко, не смущаясь нарушением всех принципов права, самоличным решением и при отсутствии согласия всех боснийских сторон, изменил положения… Уголовного кодекса Боснии! То есть поставил себя выше главы государства, правительства и парламента, вместе взятых! И сделал это за несколько дней до истечения срока своих полномочий. Самоуправец Инцко взял и ввёл в УК Боснии статью, предусматривающую уголовное преследование за отрицание или оправдание геноцида вплоть до пяти лет лишения свободы.
Геноцид – преступление серьёзное, но на боснийской почве этот факт имеет совершенно особое значение. Ярлык геноцида был повешен только и исключительно на сербов. Даже столь зловещий инструмент, как Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), признал факт геноцида только во время событий в Сребренице в июле 1995 года; как ни пытались босанские власти доказать, что геноцид был якобы совершён на территории всей Боснии и совершался на протяжении всей войны, им это не удалось. И Международный суд ООН, и даже МТБЮ раз за разом отклоняли все многочисленные иски, содержавшие подобные требования.
Впрочем, признание событий в Сребренице в июле 1995 года геноцидом также не безусловно. С одной стороны, имеется ряд решений МТБЮ, в котором указанные события квалифицируются как геноцид. С другой стороны, все «сребренические» дела шиты белыми нитками. Во-первых, в более чем десятке судебных процессов так и не было установлено точное количество жертв. Разница в оценках их количества колеблется от 1,5 до 7 тысяч. И это в рамках одного трибунала! Во-вторых, так и не установлено, что жертвы – гражданские лица. Имеются основания полагать, что большая часть погибших – члены вооружённых формирований. В-третьих, вызывают большие сомнения крайне противоречивые показания свидетелей. Почему принимались только обвинительные показания, а оправдательные отклонялись без объяснения причин?
Фальсификация событий в Сребренице 1995 года выглядит изуверской по отношению к сербскому народу ещё и потому, что был либо проигнорирован, либо оправдан геноцид против сербов! Чего стоит оправдание палача Насера Орича!
Не случайно даже некоторые судьи отказывались участвовать в этом фарсе. Их было немного, но они были. Так, один из членов судебной палаты в деле генерала З. Толимира (ближайшего соратника генерала Р. Младича) голосовала за полное оправдание подсудимого, считая, что никаких доказательств его вины представлено не было.
Боснийские сербы не собираются мириться с ярлыком «геноцидального народа», подло повешенного на них МТБЮ и местными провокаторами, этими ушедшими от ответственности преступниками. Введение чужестранным наместником новой статьи в УК – шаг в направлении дальнейшей эскалации ожесточения, направленный на ликвидацию самых популярных политиков Республики Сербской.
Еще одним важным аспектом прошедшего заседания Совета Безопасности ООН стала проблема представительства самой Боснии и Герцеговины в ООН. Уже в который раз так называемый представитель БиГ излагает позицию лишь отдельных энтитетов. При этом не только игнорируется позиция Республики Сербской, но и делается всё, чтобы представить эту позицию опасной.
Напомним, что на прошлом заседании Совбеза российскому представителю В. Небензе пришлось демонстрировать членам Совета официальную бумагу от главы Президиума БиГ, в которой не подтверждаются полномочия «представителя БиГ» в ООН. Вопрос о представительстве Боснии и Герцеговины остаётся нерешённой проблемой.
Тем не менее СБ ООН принял резолюцию № 2604, в которой продлевается мандат миссии Европейского союза в Боснии и Герцеговине «Алфея» до ноября 2022 года. Проект резолюции был подготовлен Францией (которая возглавляла в октябре Координационную группу Совбеза по БиГ). Резолюция была принята единогласно. Из её текста видно почему: в ней не содержится прямых упоминаний Высокого представителя в БиГ.
Заседание СБ ООН по БиГ проходило на фоне беспрецедентного обострения ситуации и, как сказал российский представитель в Совбезе, при явном участии внешних сил.