itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кинематограф в Российской Империи

Пример Новозыбкова

Александр Сергеевич Пушкин 
0
590
Время на чтение 8 минут

Источник: Царьград
Иллюстрация: Царгьрад

Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино.

По существу, что такой фильм? Это мозаика из времени.

Андрей Тарковский

Первые кинематографические аппараты в России появились в конце XIX столетия, когда в апреле 1896 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга В.И. Ребриков подал прошение в Министерство Императорского двора о разрешении съёмки коронационных торжеств. К этому же времени относится приезд в нашу страну оператора компании братьев Люмьер Камилла Серфа и демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». Публике были показаны несколько фильмов в антракте водевиля «Альфред-Паша в Париже». В Москве кинодемонстрации состоялись 6 мая в театре Солодовникова.

Кинопоказы стали модным развлечением и прибыльным делом, вследствие чего постоянные театры кино начали появляться во многих городах империи. Первый открылся в мае 1896 года в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, дом 46.

Со временем синематографы появились в провинции. Так, в 1910 году на личные средства купца Михаила Шишкина был устроен синематограф в уездном городе Новозыбкове Черниговской губернии.

Портрет Шишкина М. А. Хужожник Магидин З. Е.

В марте того года Шишкин обратился в Новозыбковскую городскую Думу с прошением следующего содержания:

«Желаю взять в арендное содержание городской сад по Ярмарочной площади для устройства: электротеатра „Модерн“, открытой сцены, биллиардной, кабинетов для карточной игры, кегель-бана, эстрады для музыки, тира, детских игр, буфета, павильонов для фруктовых вод, беседок и проч.

А потому прошу Новозыбковскую городскую Думу отдать мне упомянутый сад с фруктами и травою для предполагаемых выше построек сроком на 12 лет с платою по 200 рублей в год. Одновременно прошу разрешить мне устройство электротеатра „Модерн“, машинного отделения и других построек».

Новозыбков. Базарная площадь. Начало XX века

Рассмотрев поданное ходатайство, 12 апреля 1910 года городская Дума постановила: «Выдать Шишкину М.А. удостоверение о неимении препятствий к устройству в городском саду на Ярмарочной площади электрического театра и других зданий, и установки двигателя с непременным условием постановки керосинового двигателя усовершенствованной системы и заключения договора на аренду этого сада».

До этого Шишкин приобрёл земельный участок на бывшей Базарной площади, где впоследствии построил двухэтажное кирпичное здание, второй этаж которого оборудовал и приспособил под кинотеатр со зрительным залом под названием «Модерн», то есть «Современный».

Здание бывшего синематографа Модерн (ул. К. Маркса, д. 7) — 2009 г.

Деньги на строительство в размере 10 тыс. рублей Шишкин взял в долг у купца Кублицкого на условиях погашения задолженности в течение 10 лет.

Шишкин тщательно подходил к вновь устраиваемому делу и принимал личное участие при составлении плана-чертежа здания. Каждая деталь должна быть учтена и воплощена в действительности.

По замыслу Шишкина, зрительный зал был оборудован на 250 мест. Также он устроил террасу и фойе с буфетом, где периодически играл духовой оркестр.

Керосинный двигатель, динамо-машину, экран и другое оборудование Шишкин приобрёл в Петербурге. Его стоимость оценивалась более чем в 1900 рублей. В столице владелец заказывал и покупал киноплёнки. На боковой стене здания с улицы укрепили вывеску со светящимися лампочками «Электробиограф «Модерн».

Краевед А.Г. Кублицкий в статье «Кинематограф в Новозыбкове» пишет: «Освещение осуществлялось лампочками в 20 Вт от местной миниэлектростанции, двигатель которой был английского завода, 2-тактный, 11 действительных лошадиных сил. Лишь в 1914 году, когда в Новозыбкове вошла в строй первая городская электростанция, построенная Василевским, электробиограф „Модерн“ был переведён на городскую электроэнергию.

Цены на билеты достигали 50 копеек в зависимости от ряда. К каждому билету прилагалось краткое содержание кинокартины, отпечатанное в одной из местных типографий».

Кинотеатр пользовался огромным спросом у населения. На некоторые сеансы попасть было практически невозможно. Иногда в зале приходилось устанавливать дополнительные стулья, поскольку он не мог вместить всех желающих. Билеты приобретались заранее.

Репертуар фильмов был достаточно широк. Публика с удовольствием смотрела все виды игровых сценических жанров. В особенности зрителям нравились короткометражные ленты «Стенька Разин», «Ночные призраки», «Участь брошенных», «Оборона Севастополя», «Жизнь и смерть Пушкина», «Пиковая дама» и др.

Программы к лентам 1913 г.

Перед началом показа в буфете посетителям предлагались прохладительные напитки, детям — мороженое, конфеты и прочие сладости. Продавались цветы, которые кавалеры покупали для своих возлюбленных.

В указанное в билете время на сцену выходил конферансье, рекламировал предстоящее зрелище, называл главных действующих в нём лиц и сыгравших роли актёров. Затем в зале тушили свет, поднимался занавес.

Поскольку первое кино было немое, приглашали музыканта, который играл на рояле и тем самым усиливал эффект восприятия кинокартин.

Просмотр сопровождался звонким смехом зрителей, рукоплесканиями, громкими выразительными криками, одним словом, бурными эмоциями. Количество сеансов в год превышало 300.

Слева: плакат к фильму «Стенька Разин». Справа: реклама к фильму Оборона Севастополя 1911 г.

Ближайшим помощником Михаила Шишкина была его супруга — Надежда Дмитриевна, в девичестве Переселенкова. Происходила она из старинного донского казачьего рода, являлась дочерью купца I гильдии из станицы Старочеркасской. Надежда Дмитриевна была привлекательна внешне, мила, стройна и очень хороша собою. Многие состоятельные мужчины тогда мечтали видеть её в жёнах и оказывали постоянные знаки внимания.

Шишкина Надежда Дмитриевна


Тут невольно вспоминаются слова Толстого Л.Н. из его романа «Война и мир»: «Она была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».

Постоянно находясь в кинотеатре, Надежда Дмитриевна продавала билеты, встречала гостей, следила за порядком в зале. Помимо этого, занималась пошивом одежды на французский манер, слыла за известную в городе портниху.

Из воспоминаний внучки Шишкина — Людмилы Александровой: «В 1918 году немецкие войска вошли в город. Двое из офицеров пришли в кинотеатр. При встрече с Надеждой Дмитриевной один другому на французском языке говорит: „Русская свинья может одеваться!“. Шишкина носом не повела и на французском ответила: „Возьмите, пожалуйста, Ваши билеты“. На сеанс офицеры так и не явились».

Сам Михаил Шишкин также практически всегда присутствовал во время показов кино. Он решал финансово-хозяйственные вопросы, контролировал доходы и расходы, принимал все необходимые меры для комфорта и увеселения посетителей.

Здание и находившийся в нём кинотеатр облагались солидным налогом. По этой причине Шишкин неоднократно обращался в городскую Управу о понижении налоговых сборов.

Без преувеличения, Шишкины на то время были одной из самых эффектных и красивых пар в Новозыбкове, о чём свидетельствуют несколько дошедших до наших дней фотографий начала XX столетия, на которых молодые супруги запечатлены вместе.

Супруги Шишкины. 1901 г.

В качестве киномеханика Шишкин пригласил выпускника компании братьев Пате — Тимофея Долгова. Он был «подлинным профессионалом, тактичным в обращении, никогда не допускающим грубостей», за что получал жалование в размере 75 рублей.

Кинотеатр приносил владельцу хороший доход, что позволило ему в числе немногих состоятельных людей города заказать, приобрести и пользоваться телефонным аппаратом (всего по состоянию на 1914 год в Новозыбкове насчитывалось 114 абонентов).

После крушения Российской Империи и прихода к власти большевиков здание кинотеатра «Модерн» и всё прочее имущество Шишкиных было объявлено собственностью государства, то есть национализировано. Первое время сеансы в нём продолжались. Однако начавшаяся Гражданская война и ужесточившиеся карательные меры властей по отношению к населению свернули на нет киносеансы.

С. Макаров в статье «Художники довоенного Новозыбкова» пишет: «В скором времени все лучшие дома в городе, принадлежавшие купцам и промышленникам, формировавшие облик города в начале века, были заняты под госучреждения новой власти. В доме фабриканта Волкова размещался штаб Богунского полка, затем, в начале двадцатых, — Дом пионеров, потом ФЗУ (фабрично-заводское училище). В частном кинотеатре Шишкина, убитого в первые дни революции — рабфак. В доме купцов Абросимовых, расположенном в центре города, украшенном деревянной резьбой — типография. В домах торговца пенькой — Шведова, что напротив бывшего здания дворянского собрания — тублечебница, а в угловом особняке — школа (сейчас Дом детского творчества). Досталось и гимназии: по указанию властей срочным образом убрали на фронтоне выложенное из кирпича название «женская гимназия».

О трагической смерти владельца кинотеатра пишет и краевед Кублицкий, указывая при этом, что его убийство произошло в конце 1918 года. По словам Людмилы Александровой, «убили Шишкина на Шеломовском шляху (дороге)». Однако детали этой трагедии и место погребения Михаила Шишкина до сих пор не установлены.

После расстрела жена Шишкина с дочерью, Анной Михайловной, будут проживать в небольшом домике няни семьи по улице Воровского. После смерти их похоронят рядом, на городском старообрядческом кладбище.

Что касается самого кинотеатра «Модерн», то в более поздние годы его внутренние помещения переделают под квартиры. В таком виде оно сохранилось до наших дней.

Здание бывшего синематографа относится к числу немногих уцелевших исторических сооружений конца XIX — начала XX вв. Сегодня оно служит украшением центральной части Новозыбкова и напоминает об эпохе зарождения кинематографа.

Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова

Иллюстрации: Кирилл Круглов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дудников
Все статьи Александр Дудников
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40