Источник: газета "Брянский рабочий" от 06.06.23
Дело благотворительности, призванное облегчить чужое страдание, пробудить лучшие чувства в сердцах и душах людей, для нашей страны не новое, но на определенном этапе исторического развития хорошо забытое. В прошлом столетии долгие годы само проявление нормального человеческого милосердного чувства не приветствовалось казенной идеологией.
В.И. Даль в своем словаре определяет благотворение как «благодеяние, добродейство, делание добра»; а слово благотворительный – как «склонный к благотворению, готовый делать добро, помогать бедным».
В конце XIX столетия в Российской Империи на дела милосердия за год расходовали: в Санкт-Петербурге – 1,9 млн. рублей, в Москве – 1,8 млн. рублей, в Одессе – более 700 тыс. рублей, Риге и Варшаве по 504 и 150,4 тыс. рублей соответственно. В 1894 году на эти цели затрачено свыше 7 млн. рублей, или 11 % всех городских расходов.
Невозможно сравнивать города те и нынешние, ну и, конечно, покупательскую способность рубля. Напомним, что 7-9 рублей стоила корова, от 3 до 5 рублей – костюм-тройка. Зарплата квалифицированного рабочего составляла 25-40 рублей.
К началу прошлого века в нашей стране существовала разветвленная система церковной, государственной и частной благотворительности, которой были охвачены почти все нуждающиеся. Одной из популярных акций в то время были так называемые «Дни цветков». Эти мероприятия устраивали общественные организации, вовлекая в их подготовку и проведение все население. С 1911 года по инициативе Николая II «Дни цветков» стали проводиться во многих городах, где для целей благотворительности специально организовывались концерты и базары. Дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования.
По состоянию на 1896 год благотворительных обществ, братств, попечительств и благотворительных корпораций насчитывалось по всей России 3555, в том числе в Санкт-Петербурге – 683, Москве – 453.
Действовало благотворительное общество и в городе Новозыбкове. Датой его основания следует считать 9 сентября (все даты в тексте указаны по старому стилю) 1893 года. Именно в этот день Управляющий Министерства Внутренних дел сенатор В.К. фон Плеве подписал устав общества, которое состояло в ведении названного Министерства.
Прямой целью этой организации являлось оказание материальной помощи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. Также общество содействовало воспитанию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремесел. В обязательном порядке исследовалось имущественное положение лиц, находящихся в тяжелом финансовом положении, определялся объем необходимой помощи.
Состояло общество из лиц мужского и женского пола, всех званий и сословий, за исключением: несовершеннолетних; лиц, имевших классные и нижние воинские чины и юнкеров; учащихся учебных заведений и граждан, подвергшихся ограничению прав по суду.
Число участников было не ограничено. Они разделялись на почетных и действительных.
Делами в обществе занимались его совет и общее собрание. Председателем и одним из учредителей общества была супруга уездного предводителя дворянства – княгиня Мария Долгорукова (1859-1914), ее помощником – коллежский советник Павел Абалешев, казначеем – потомственный Почетный гражданин С.М. Волков, секретарем – И.Е. Золотарев. Членами совета состояли С.А. Колмаков, Т.А. Бельская, Т.А. Иванова, Е.Н. Дебагорий-Мокриевич, В.П. Бабиевский, П.С. Клюковский, П.М. Еременко и другие.
К полномочиям председателя относились вопросы созыва общего собрания и заседаний совета, контроль за правильным ходом дел и исполнением устава. На секретаря возлагалась обязанность составлять журналы решений общего собрания и постановлений совета, вести переписку и список обратившихся за помощью лиц. Казначей заведовал кассой, принимал членские взносы и пожертвования, производил выдачу денег, составлял годовой отчет.
Заседания совета созывались один раз в неделю и считались действительными, если на них присутствовало 6 членов, в том числе председатель или его товарищ, казначей и секретарь. Решения принимались простым большинством голосов. В случае равенства голосов, голос председательствующего давал перевес.
Все должностные лица и члены совета исполняли возложенные на них обязанности бесплатно.
Средства общества формировались из запасного, оборотного и специального капиталов.
Для пополнения кассы периодически устраивались любительские спектакли и концерты. Так, 3 апреля 1905 года членом общества Т.А. Бельской горожанам были представлены комедия «Наши ведьмы» и эпизод житейской прозы по сочинению С. Шевиль – «Ошибка».
Также в 1905 году в пользу общества проведена беспроигрышная лотерея, давшая 1 098 рублей чистой прибыли.
При благотворительной организации действовала народная столовая для бедных с ночлежным приютом в память Дмитрия Максимовича Волкова. Открыта она была в 1900 году по предложению отца Д. Волкова – главы Торгового Дома «Максим Волков и сыновья», крупного промышленника и фабриканта Максима Марковича Волкова. Постройку и оборудование отдельного здания для этих целей фабрикант взял на себя. Обеды в столовой были бесплатными, для чего М. Волков в течение первых пяти лет жертвовал ежегодно по 500 рублей. Прием пищи включал в себя два блюда – борщ или суп и гречневая каша или жареный картофель с маслом, а также хлеб. Мясная пища выдавалась по праздникам. Средняя стоимость обеда составляла 6 копеек. В ночлежном приюте ежегодно находили себе место свыше 8 тысяч человек.
Обществом была создана школа для малолетних, где бесплатно обучались дети городской бедноты, а также жители ближайших сел, деревень и хуторов. Заведовала школой М.К. Аноколова. Преподавателями числились М.М. Богданова (учительница женской гимназии), А.А. Быков (учитель сельскохозяйственного технического училища), В.Ф. Василевский (инженер путей сообщения, начальник II участка Полесских железных дорог), А.К. Дейнека (учитель рисования реального училища), Г.Д. Дрибенцов (псаломщик Никольской церкви), Н.М. Доброволенко (учитель городского 3-х классного училища), П.М. Еременко и другие.
Директор Добрушской писчебумажной фабрики бесплатно оказывал помощь школе, снабжая ее по мере надобности достаточным запасом разных сортов бумаги. В школе был создан музей.
По ходатайству Новозыбковского комитета попечительства о народной трезвости в помещениях школы периодически проводились народные чтения. За все время было организовано 25 таких мероприятий для более 7 тысяч слушателей.
Активное участие в жизни общества принимал директор Новозыбковских реального и среднего сельскохозяйственного технического училищ, председатель педагогического совета женской гимназии Николай Исаин. В разное время он занимал должности рядового работника в классах для взрослых, члена совета общества, а затем товарища председателя. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе специальных классов технического черчения и рисования, размещавшихся в стенах реального училища. Без сочувствия и поддержки со стороны Исаина, без его личного ходатайства перед Киевским учебным округом, появление названных классов было бы невозможно.
В связи с переездом в 1906 году Исаина в другую местность, 14 ноября были устроены проводы, на которых прозвучало много теплых слов и добрых пожеланий в его адрес. Отмечены заслуги в части изыскания материальных средств, личное прошение перед отделом промышленных училищ о субсидии классам для взрослых.
Также руководство благотворительного общества организовало горячие завтраки для учеников школы стоимостью в 1 копейку. Расходы на питание были покрыты за счет пожертвований почетного члена общества Валентины Волковой – супруги М.М. Волкова. Эта женщина, скоропостижно умершая 11 августа 1907 года, принимала самое активное участие в деятельности Новозыбковской благотворительной организации. В память о ней ее сын – казначей С.М. Волков – 2 февраля 1908 года пожертвовал 20 тыс. рублей, за счет которых был создан капитал имени Волковой.
Особое место в жизни общества занимала его Председательница княгиня Долгорукова. Даже после того, как в 1896 году ее супруг был избран губернским предводителем дворянства и семья переселилась в Чернигов, Мария Павловна не прерывала связи с благотворительным и другими просветительскими учреждениями Новозыбкова. Она по-прежнему много помогала обществу деньгами, хлопотала в высших кругах о постройке для него собственного здания. Во время русско-японской войны по инициативе Марии Павловны в помещении школы ученицы при содействии дам (членов общества) шили белье, которое затем отправлялось раненым солдатам и офицерам.
В результате стараний княгини Долгоруковой при обществе в память ее супруга князя Николая Долгорукова была открыта бесплатная библиотека для населения, которая располагалась в специальной пристройке к зданию школы. На эти цели Мария Павловна пожертвовала 3 тыс. рублей. К началу 1899 года в библиотеке насчитывалось более 630 книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей. В полном объеме работы по обустройству библиотеки были завершены в 1901 году и обошлись обществу в 3 295 рублей.
Много потрудился над созданием библиотеки учитель реального училища и женской гимназии, член совета благотворительного общества Петр Еременко, который единовременно внес 50 рублей на ее нужды. По предложению попечительства библиотеки был создан научный отдел имени Еременко.
В сформированных при обществе классах для взрослых Еременко давал уроки с учетом своей специализации. В 1901 году при этих классах им будут организованы курсы по рукоделию. Летом того года Еременко читает лекции по русской истории на общеобразовательных курсах для учителей Новозыбковского уезда. В 1902 году организует курсы по черчению и рисованию для рабочих ремесленных предприятий, железнодорожных и механических мастерских при спичечных фабриках города. В 1902-1903 годах участвует в создании драматического кружка. В 1903-1904 годах, благодаря приобретению на частные средства музыкальных инструментов, формирует народный духовой оркестр. За безупречную службу в должности преподавателя в январе 1898 года Петр Митрофанович будет удостоен ордена св. Анны III степени.
Помимо этого Еременко проводил археологические раскопки, исследуя земли, курганы и городища Новозыбковского, Суражского и Глуховского уездов Черниговской губернии, Брянского и Елецкого уездов Орловской губернии. После организованных в 1902 году в Новозыбкове педагогических курсов Еременко наряду с другими представителями местного земства выступил перед Новозыбковским земским собранием с инициативой создания в городе музея с постоянной экспозицией, которая нашла поддержку и последующую реализацию.
Говоря на тему благотворительности, также следует вспомнить новозыбковских купцов и промышленников Абросимовых, Кублицких Осиповых, Петуховых, Шишкиных, Шведовых. Представители этих славных родов отдавали много своих сил на создание и обустройство не только школ, больниц и других светских учреждений. Немалые средства они жертвовали на строительство и благоукрашение святых Божиих церквей и монастырей, а также содержание богоугодных заведений. Это и Вонифатиевская церковь, храм Рождества Пресвятой Богородицы, Рождественско-Никольская и Спасо-Преображенская церкви, Малиноостровский женский Рождество-Богородицкий монастырь под Злынкой и другие.
Сердце сжимается от осознания того, что практически все эти храмы с их святынями и алтарями, находившимися при них могилами священников, именитых горожан, фамильными склепами бездумно и варварски уничтожены до основания в годы безбожной власти. Однако, Господь поругаем не бывает…
Что же касается благотворительного общества, то оно прекратило свою деятельность в годы первой русской революции, в связи с отсутствием должного финансирования и приспособлением всех помещений под лазареты для раненых солдат – участников русско-японской войны.
Возрождение России и ее будущее зависит от каждого из нас. Необходимо ежедневно побеждать себя, идти на жертву, дабы принять чужие боль, нужду и страдание. Помогать словом и делом, не взирая ни на что. Не оставаться в стороне, не молчать и не проходить мимо, не быть теплохладным. Со смирением и терпением носить бремена и тяготы друг друга.
Порой именно этого так не хватает всем нам. Ведь милосердие и искреннее делание добра ближнему преодолевают несправедливость и жестокость мира сего. И в конечном итоге не злом побеждается зло, а только любовью.
Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова