Источник: газета «Брянский рабочий»
В Черниговской губернии вопрос об устройстве сети опытных станций впервые обсуждался в 1904 году. Тогда губернская управа в соответствующем докладе на очередной сессии земского собрания высказала следующую точку зрения: «Мысль о необходимости сделать первые шаги в организации в Черниговской губернии сети опытных учреждений следует признать вполне своевременной. В деле этом, однако, нельзя не рекомендовать идти особенно осторожным путём, памятуя, что лучше не создавать ничего, чем создать что-то, не отвечающее ни почвенным, топографическим и иным условиям, ни целесообразно выработанному плану общей сети. В практике опытных учреждений в этом отношении уже есть, к сожалению, весьма печальные примеры. В настоящее время управа не располагает достаточным количеством материала, чтобы наметить в этом деле какие-либо определённые шаги. Только собрав все необходимые данные для этой цели, подвергнув их детальной и всесторонней разработке в экономическом совете при ближайшем участии господ специалистов, как состоящих на службе у губернского и уездных земств, так и лиц, известных в этом деле своей опытностью, возможно установить здесь что-либо определённое, имеющее все данные к его скорейшему практическому осуществлению».
Руководство губернии, рассмотрев собранные сведения о положении сельского хозяйства на местах, наметило 5 основных задач будущих опытных станций:
- увеличение площади культурных земель путём обращения неудобных пространств (болот и т.д.);
- рационализация технических способов обработки почвы в целях урегулирования запасов почвенной влаги;
- усовершенствование систем полеводства путём введения правильного чередования растений, распространения удобрений и новых культур, целесообразно использующих силы почвы;
- разрешение кормового вопроса за счёт введения культуры кормовых растений;
- распространение сортов культурных растений, наиболее приспособленных к местным климатическим и почвенным условиям.
В 1907 году с докладом «Об организации сети опытных учреждений» перед губернским собранием выступил специалист по сельскому хозяйству, руководитель Шатиловской опытной станции – профессор Владимир Винер (1872-1937). По его словам, «…опытные станции, пользуясь всеми средствами учёных исследований, должны для каждой местности изыскать приёмы возделывания главнейших растений; они должны подготовить те знания, которые будет передавать населению местная сельскохозяйственная школа, и, таким образом, со временем возникнет тесная связь между опытными учреждениями, населением и школой».
В свете происходивших преобразований Черниговское земство сперва утвердило проект организации двух сельскохозяйственных станций – Носовской (на черноземных полях юга губернии) и Новозыбковской (на северных песчаных почвах легкого состава).
Заведующий опытным делом в губернии господин Кулжинский С.П. предложил прежде всего исследовать состав почв в северных уездах Черниговщины в местах прохождения железнодорожных линий.
Специальная комиссия в составе директора Полтавской опытной станции Третьякова С.Ф., представителя Черниговского губернского земства Калиновского П.И. и других лиц осмотрела исследованные площади в районе Новозыбкова, остановив свой выбор на том участке, где впоследствии была организована и по сей день функционирует опытная станция.
На последовавшем 23 сентября 1913 года заседании Черниговской городской Думы было принято решение «отвести в собственность Черниговского губернского земства для устройства Северной опытной песчаной станции 63 десятины – 1300 кв. саженей городской земли, расположенной по дороге на Тимошкин Перевоз, но с тем условием, что в случае неоткрытия или упразднения опытной станции, отведённая городом земля поступает обратно в собственность города».
Во исполнение указанного решения Новозыбковская городская Дума 4 декабря 1913 года по результатам обсуждения также вынесла соответствующее постановление. Окончательное закрепление земельной площади за опытной станцией состоялось в 1916 году, что позволило приступить к полевым работам.
Следует отметить, что до создания опытной станции в Новозыбкове местные власти принимали и другие меры в части развития сельского хозяйства.
В частности, с 1 июля 1899 года благодаря стараниям предводителя дворянства князя Николая Долгорукова при Новозыбковском реальном училище учреждено среднее сельскохозяйственно-техническое училище (сегодня – филиал Брянского государственного аграрного университета). В 1911 году организованы бесплатные курсы по земледелию, пчеловодству, животноводству, садоводству и молочному делу. Создано сельскохозяйственное общество, председателем которого являлся владелец имений в Карпиловке и Спиридоновой Буде, дворянин Сергей фон Розенбах. С 25 по 27 сентября 1913 года проведена сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Наряду с этим в городе был открыт склад по продаже различного сельхозинвентаря (молотилок, веялок, соломорезок и др.).
В начале 1916 года заведовать станцией приглашён агроном Евгений Алексеев (1884-1972). Вот как он описывал начальные этапы создания научного учреждения: «... станция фактически начала устраиваться в 1916 году как районное опытное учреждение для обслуживания песчаных почв Черниговской губернии. В 1916 году были выполнены нивелировка опытного поля, геоботаническое исследование дикой растительности участка станции, исследование почвенного покрова и на части поля был заложен рекогносцировочно-испытательный посев озимой ржи.
Одновременно с этими работами велось изучение условий местного сельского хозяйства, его техники и экономики по печатным материалам и путём личных посещений отдельных хозяйств, производившееся заведующим станцией Е.К. Алексеевым, стал комплектоваться коллектив научных сотрудников».
К 1917 году на станции работало всего два человека – заведующий и его помощник. В тот год по составленной Алексеевым программе приступили к постановке «ориентировочных» полевых опытов, для которых был арендован участок земли.
К концу 1918 года закончены предварительные работы по исследованию однородности земель опытной станции, составлена основная программа постоянных полевых опытов. При её составлении приняты во внимание как условия сельского хозяйства в районе самой станции, так и результаты ориентировочных и коллективных опытов в Черниговской и Киевской губерниях, указания и наблюдения местного прогрессивного хозяйства.
При Алексееве были организованы научные отделы селекции, семеноводства, а также земледелия песчаных почв, из которого впоследствии выделен отдел органических и сидеральных удобрений.
В 1916-1920 годах на Новозыбковской станции создаются подразделения полеводства, агрохимическая лаборатория, экономический отдел и отдел применения. Проводятся массовые опыты в крестьянских и коллективных хозяйствах, в ходе которых исследовались вопросы удобрения почв, кормодобывания, уплотнения севооборотов и т.д.
В 1921 году научно-исследовательские работы были расширены. С целью создания новых сортов, приспособленных к легким почвам, введены разделы по селекции люпина, сераделлы, озимой ржи.
Спустя два года на станции успешно функционировали отделы полеводства, селекции, применения и агрохимической лаборатории, работало 25 сотрудников.
Алексеев писал: «… в 1923 году станция вступила в 7-й год существования... Она устраивалась на участке, не имевшем каких-либо построек... ей нужно было одновременно развивать строительные работы, организовать свою исследовательскую деятельность и подбирать штаты своих сотрудников. И если ей удалось достигнуть в своей организации некоторых результатов, то это объясняется в значительной степени тем вниманием, которым пользовалась станция со стороны местных государственных и общественных учреждений – земорганов и коопераций.
В особенности крупную роль в создании станции сыграли Черниговский, а также Гомельский губземотделы. Станция считает своим долгом отметить и в настоящем отчёте то решающее значение, которое имели для создания станции местные учреждения. Однако случайность поступления средств для устройства станции и отсутствие планомерного финансирования... оставили глубокий след на всей организации станции. Большинство её построек не закончены..., оборудование её случайно, в нём часто отсутствуют необходимейшие предметы.
Между тем, станция, начавшая усиленно развиваться с 1922 года, при увеличившихся запросах со стороны населения и разраставшемся персонале, предъявляла более серьёзные требования к состоянию своего обоснования. И на этой почве создавались большие затруднения для нормального развития деятельности станции».
О работе химической лаборатории за 1923 год сказано: «... в отчётный период лаборатория вступила далеко не оборудованной как в отношении приборов, посуды, так и меблировки. Отсутствие на рынке необходимых приборов пришлось пополнять изделиями, изготовленными кустарным способом на месте по чертежам и под непосредственным наблюдением персонала лаборатории».
В 1923 году на станции организован отдел животноводства, в программу которого входило улучшение местных пород и производительности стада в зависимости от ухода и кормления.
О работе отдела применения отмечено, что его работники пропагандировали и успешно внедряли достижения опытной станции в производство, пополняли местный музей разными экспонатами, организовывали передвижные выставки в Новозыбкове, Клинцах, Гомеле, многочисленные экскурсии по полям станции, переиздавали листовки.
Деятельность опытной станции высоко ценилась в соседних хозяйствах.
Так, в протоколе заседания технического совета Гомельского губземуправления от 27 декабря 1924 года записано: «1. Президиум ГИК с удовлетворением отмечает значительные достижения в деятельности Новозыбковской опытной станции в области изыскания путей и методов восстановления и интенсификации сельского хозяйства губернии. Указанная работа должна быть перенесена в крестьянские хозяйства путём организации показательных участков в деревне. 2. Президиум ГИК считает, что Новозыбковская опытная станция должна явиться культурным центром в системе восстановления сельского хозяйства губернии, вокруг которого должна сосредоточиться в дальнейшем научная работа нашей агрономии. Поэтому совещания по вопросам сельского хозяйства желательно в будущем созывать на опытной станции».
Из постановления агрономического совещания при Новозыбковской опытной станции (1-4 июля 1924 года): «Жизненность работ и самое существование опытной станции заключается не только в том, чтобы построить разработку своих научных задач применительно к условиям, требованиям и нуждам настоящего и грядущего будущего крестьянского хозяйства, но и в том, чтобы все результаты научных (трудов) работ возможно быстро и широко, в доступной форме довести до самых широких кругов крестьянского хозяйства».
В 1925 году станцию посетил академик Николай Вавилов. Он ознакомился с проводимым сортоиспытанием сельскохозяйственных культур. Положительно оценивая работу, учёный отметил, что Новозыбковская опытная станция имеет в своём землепользовании «классические песчаные почвы».
В 20-е годы прошлого столетия на базе станции неоднократно устраивались крестьянские конференции по вопросам эффективности сельского хозяйства и повышения плодородия.
Первые итоги были подведены в вышедшей в 1930 году брошюре «Главнейшие результаты работ Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции за 1916-1929 года».
Достигнутые станцией положительные результаты за первые два десятилетия были представлены и высоко оценены специалистами на состоявшейся в 1939 году в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (павильон «Зерно»).
Со временем Новозыбковская опытная станция всё больше и больше приобретала и накапливала позитивные разработки в области ведения сельского хозяйства. Одно из свидетельств тому – множество научных работ, написанных её специалистами, и результатов их исследований, используемых на практике до сих пор.
В более поздние годы весомый вклад в развитие опытной станции как научного учреждения внёс уроженец Новозыбкова, селекционер Константин Саввичев (1903-1980, Герой Социалистического Труда, заслуженный агроном РСФСР, создатель новых сортов люпина). В 1931-1941, 1945-1980 годах он руководил отделом селекции и семеноводства. Опубликовал 57 научных работ.
Сегодня Новозыбковская опытная станция является оригинатором создания сортов сераделлы «Скороспелая 3587», озимой ржи «Новозыбковская 4» и «Новозыбковская 150», люпина «Быстрорастущий 4» и «Быстрорастущий 81». Специалистами станции создано 34 сорта зерновых и зернобобовых культур. Разработаны ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур в условиях радиоактивного загрязнения.
За достигнутые успехи станция награждена золотыми медалями и дипломами на Всероссийских агропромышленных выставках «Золотая осень». Работа по совершенствованию методов выращивания зерновых продолжается.
Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова