Фото: rv.ru
Город Шахты, в котором жил Алексей Иванович Светличный, вскоре после начала войны был взят в окружение немцами. Поэтому Алеше, младшему из сыновей в многодетной семье, с младенческих лет пришлось познать, как беспощадно относились фашисты к жителям города. Они смело заходили в любой дом, отнимали все съестное, уносили последнюю курицу. Дети выжили благодаря тому, что их удалось эвакуировать в поселок Выселки Краснодарского края, где семьи с детьми расселили на территории Крупзавода (так называли предприятие местные жители).
Однако в 1943 году военные события переместились и в Краснодарский край. Отступавшие от Сталинграда немцы громили все вокруг себя, разворовывали хозяйства жителей, промышленные амбары, склады, загружая свои машины провизией, хозяйственными товарами. Поселок для детей стал вторым местом оккупации.
Летним солнечным днем пятилетний Алеша со своими братьями заприметили немецкого офицера, который переоделся в форму солдата и стал яростно грузить ворованные продукты в свой транспорт. Мальчишки решили вора наказать – снять с него погоны. Через чердак столовой Крупзавода попытались забрать его форму, но дотянуться до нее не смогли. Тогда Алеша, на которого немцы не обращали внимания, подбежал, подал снизу эту форму братьям и спрятался.
Офицер вдруг заметил исчезновение обмундирования, закричал: «Партиза-а-ны!» Скомандовал срочно выезжать из поселка и в солдатской форме запрыгнул в одну из отъезжающих машин.
Спустя десятилетия впечатления о войне не оставляли А.И. Светличного. А в 80-е годы прошлого века Алексей Иванович, будучи преподавателем философии Горьковского института инженеров водного транспорта (ныне – Волжский государственный университет водного транспорта), предложил студентам судоводительского факультета дополнительное к учебной программе задание по историческому материализму: провести беседу с одним из участников Великой Отечественной войны и подготовить реферат об этой встрече.
За несколько лет скопилось около тысячи таких рефератов! Много ли из ветеранов дожили до сегодняшних дней? Но живы их рассказы о военных буднях, о том, какими испытаниями досталась Победа нашему Отечеству, солдатам и офицерам, жителям страны в тылу. Это не статьи современных историков, не видевших войны, на базе архивных документов, не критика стратегии и тактики в боевых операциях, а живые свидетельства непосредственных участников сражений, военных будней в годы войны, впечатления, на стертые в памяти за десятилетия мирных лет.
«Самым тяжелым временем стало начало войны, – как рассказал Н.А. Мишин студентке С. Хусаиновой. – В ряды Красной армии я был призван в 1939 году. Служба проходила на финском фронте в тяжелых условиях – морозы достигали 60 градусов. В промерзшей земле копали землянки и окопы глубиной до двух метров.
Летом 1941 года наш полк был направлен в Белоруссию, шли пешком, беспощадно палило солнце. Все артиллерийские установки, 76-миллиметровые пушки, гаубицы, снаряды перевозились на лошадях. Тут и застала нас весть о вероломном вторжении фашистских полчищ.
Наши войска отступали. Командование частей сочло лучшим сберечь живую силу. Современному вооружению гитлеровских войск противостояла несовершенная советская техника.
К началу войны наша армия была деморализована. Развязанная Сталиным кампания по разоблачению “заговора в армии” имела в итоге непоправимые последствия. Вооруженные силы лишились видных, талантливых военачальников. Страна была не готова к войне. Враг же тщательно готовился к вторжению, знал обстановку в нашем государстве – активно внедрялась иностранная разведка. В первые месяцы войны наша армия несла огромные потери, много наших солдат попало в плен».
Н.А. Мишин, выпускник Горьковского музыкального училища войну, закончил в составе духового оркестра, дошел до Берлина. В Германии музыканты оркестра организовывали концерты для немецких жителей, выполняя миссию освободителей, противопоставляя себя образу фашистов, которые с гордостью носили рядом с фотографиями своих детей и жен фото своих жертв – зверски замученных людей.
Студентки Н. Бородина и И. Петрова встретились с Лютовой Анфисой Ильиничной, которая в начале войны была определена в ракетно-зенитную бригаду. По ее словам, тяжело приходилось молодым неопытным девушкам – сами копали землянки, строили в них нары, сами мастерили печки для отопления этого жилья. А когда топили эту новую печку, землянка начинала оттаивать. С потолка струилась вода.
«На зенитной установке, – отметила А.И. Лютова, – работать приходилось по 12 часов, неотрывно следя за прибором, который в любой момент мог обнаружить самолет, рвущийся к Москве – сердцу России. Техника была очень старой, тяжело передвигались, под Москвой были уже лучшие образцы этого оборудования, стало легче. Но запасных частей не было. Одна наша смена, потеряла визирь. Вызвали начальника – молодого лейтенанта, который заставил всех девушек искать деталь в страшный мороз. Снег перебирали руками, перекапывали. Некоторые из девушек обморозил ноги, но визирь не нашли. Помог комбат, который до войны окончил инженерный вуз, он своими руками сделал новую деталь взамен потерянной.
Тяжело в начале войны было с продовольствием. Иногда ходили на поля, чтобы вырыть руками несколько картошин, оставшихся в земле. Ходили тайком, иначе бы последовало строгое наказание».
Одна из подруг А.И. Лютовой решила оспорить неверное распоряжение командира. Ее арестовали люди из СМЕРШа, единственным приговором которого был расстрел.
В каких условиях приходилось воевать на передовой, С. Серову поведал Мурунов Александр Семенович: «Нам, студентам Горьковского речного техникума, было по 17 лет, когда началась война. После окончания пулеметного училища в августе 1942 года я был направлен под Сталинград в составе 234-го мотострелкового полка. Попал сразу же на передовую. Шли очень тяжелые бои. На третий день после прибытия от нашего полка осталось всего 60 человек. Перестрелки не прекращались ни на минуту. Жили тогда прямо в окопах или в воронках от снарядов. Спали на земле, подстелив шинели. А ночи были уже холодные.
С питанием было еще хуже. Ели даже конину. Во время обстрела убьет какую-нибудь лошадь, разделывали ее и готовили.
Здесь я получил тяжелое ранение. В пять часов утра командир послал меня сходить за куревом к соседнему орудию. Пригибаясь в окопах, туда я добрался нормально. Подкурив сигарету, пошел обратно. Видимо, немецкий снайпер и засек огонек от сигареты. Выстрелил прямо по огоньку… С группой раненых меня отвезли в специальный госпиталь – челюсть моя была разбита».
Огромный вклад в отражение противника внесли инженеры, возвращающие в рабочее состояние военную технику на суше и в водных акваториях, окружающих нашу страну. Рассказ студента А. Мазуна об инженере, майоре, капитане 3-го ранга Маркушеве Петре Павловиче, бывшем главном консультанте по ремонту и поднятию со дна военных кораблей при штабе Балтийского Военно-морского флота. Доки, в которых ремонтировались военные суда, систематически подвергались бомбардировкам вражеских самолетов. Но практически всегда приходилось быть инженеру на объекте. Сотни наших судов в опаснейшей ситуации под его руководством были отремонтированы и снова спущены на воду. Эти сотни военных кораблей несли на себе смерть немецким оккупантам. В 1944 году Балтийское море было полностью очищено от немецких судов.
В дни войны инженеры неустанно трудились над совершенствованием нашего оружия. Как рассказал студенту В. Гладкову бывший командир взвода «катюш» четырежды орденоносного 97-го Киевского полка А.Я. Лисин, «катюши» – грозное оружие Второй мировой войны, неоднократно за период военных лет совершенствовались. Сначала на них применялись термитные снаряды, горящие при температуре 2000 градусов и оставляющие воронки 15 метров в диаметре. Но потом их заменили новыми, изобретенными инженерами, поскольку прежние снаряды уничтожали все живое на много лет.
Фото: rv.ru
Интересное воспоминание Лисина об освобождении от фашистов польского города Кракова: «Этот город не бомбили, его берегли как памятник, стреляли вокруг Кракова».
Студент Г. Мароков подготовил рассказ о подвиге военного врача Мелика Георгия Александровича. Выпускник военной медицинской академии, он попал на фронт в апреле 1943 года. Врач служил, когда шли ожесточенные бои на Курском выступе, при освобождении города Орла. Был старшим врачом 447-го полка, затем назначен командиром медицинского санитарного батальона. Вот его рассказ: «Однажды нашему госпиталю пришлось принимать непосредственное участие в боевых действиях. Это было летом 1944 года под Бобруйском. Наши войска окружили большую группировку немцев, около семи дивизий. В тылу наших войск мы развернули госпиталь, принимали раненых с фронта. Но вдруг под утро я заметил, что из соседнего леса вышла большая группа немцев и двинулась в сторону госпиталя. Немцев было около 800 человек, все хорошо вооружены, нас же 40 человек, притом половина всех раненые. Завязалась ожесточенная перестрелка, нам отступать было некуда. Спас наш танк, оторвавшийся ранее от колонны, и время, на которое мы боем задержали движение немцев. Появление танка вызвало панику среди немцев. Мы взяли в плен около 400 убегавших фашистов».
С медфельдшером Лушик Александрой Павловной встретились студентки Е. Пантюнина и И. Фролова, и тоже написали о боевых успехах медиков. Рассказывает А.П. Лушик: «При освобождении Калининской области (ныне – Тверской) наш 965-й полк вел жестокий бой. Необходимо было из-под обстрелов эвакуировать раненых. Транспорта не было, с трудом переправляли их до железной дороги. Уже около вагонов поезда было обнаружено, что попали в окружение немцев. Необходимо было встать в оборону и отражать наступление врагов. Враг отступил, когда все раненые, способные держать оружие, заняли оборону вокруг тяжелораненых солдат.
Находясь под несмолкаемым вражеским огнем, с поля боя А.П. Лушик, как и все ее сверстницы, спасали сотни раненых солдат и офицеров, внося этим свой вклад в Великую Победу. Недосыпая, недоедая, они отдавали последние силы, чтобы из-под обстрела вынести бойцов, большинство из которых после лечения вновь возвращались к строевой службе.
21 июня 1941 года страна наша жила мирным трудом, выпускники школ сдали последний экзамен, у каждого была своя мечта – кем в жизни стать и где учиться. А 22 июня вся наша огромная Держава была мобилизована на одно общегосударственное дело – защиту Отечества от вероломно вторгшегося врага на нашу землю. Уходили на фронт по обязательной повестке или добровольцами защищать своих близких, свою страну.
Вечная слава всем победителям, одолевшим вторгшегося врага на нашу Землю, за их духовный, боевой, интеллектуальный подвиг в годы войны!
Е.В. ВАСКАНОВА,
Нижний Новгород