О разрывах в исторической памяти

Сегодня в обществе нет реального представления о прошлом нашей страны

Ольга Решетникова 
Новые учебники истории 
0
17.06.2021 279

Источник: Столетие.Ru

О разрывах в исторической памяти
Как стало известно, в новой редакции «Стратегии национальной безопасности РФ» появится новый стратегический приоритет: «Защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев подчеркнул: «Будущее России, помимо материального благополучия ее граждан, зависит и от того, как удастся сохранить духовные и нравственные традиции, передать молодому поколению память о героическом прошлом их предков». Какую же историческую память мы должны хранить и передать молодому поколению? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим небольшой исторический экскурс.

Октябрь 1917 г. ознаменовался разрывом исторической преемственности. Разрушая русскую православную цивилизацию, большевики с первых дней советской власти создавали превратный образ Российской империи как цитадели деспотизма, «тюрьмы народов» и «мирового жандарма», в истории которой априори не допускалось ничего положительного.

Сегодня мало кто знает, что история как предмет изучения была изгнана из школьного и вузовского образования вплоть до середины 1930-х годов. Все ученые степени и звания дореволюционных историков были ликвидированы, а их труды либо запрещены, либо объявлены «буржуазным хламом» и «шарлатанством».

Только в 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в университетах Москвы и Ленинграда. 15 мая 1934 г. принято постановление Совмина и ЦК ВКП(б) о необходимости подготовить к июню 1935 г. советский учебник по истории, причем перед авторами была поставлена задача историю любой эпохи показать в свете борьбы рабочего класса за пролетарскую диктатуру и социализм.

Предписывалось также обосновать контрреволюционную роль русского царизма. Обязательная для исполнения инструкция была одобрена лично Сталиным. В результате в советской историографии все, что было до октября 1917 г. , за редкими исключениями, изображалось как дикость, угнетение, темнота и нищета, а все, что было после – как дорога к светлому будущему с преодолением отдельных неизбежных трудностей и недостатков. Недоступность огромного массива исторических документов, жесткие требования партийного диктата и цензуры сводили на нет попытки многих советских историков следовать принципам объективности исследования. В результате сложилась, в значительной степени, мифологизированная история как дореволюционного, так и советского периода.

Многим историческим исследованиям, на базе которых создавались учебники, были присущи тенденциозность, замалчивание, а нередко и подтасовка фактов. Взгляды историков изменялись в точном соответствии с изменением линии партии. Одни имена безжалостно вымарывались, другие незаслуженно превозносились. Иными словами, в течение советского периода историческая наука во многом была поставлена в условия обслуживания идеологических установок и политических интересов правящей коммунистической партии. Только в 90-е годы были отменены некоторые ограничения для работы в архивах, значительно расширилась источниковедческая и историографическая база, появилось немало работ, развенчивающих мифологию советского видения исторического развития нашей страны. Предметом изучения стали ранее запретные темы и сокрытые факты.

Однако практически одновременно при материальной поддержке фонда Сороса, выделившего 5 млн долларов на целевые гранты, началось переписывание учебников по истории, в которых доминировала тенденция преподносить важнейшие события истории России и СССР с крайне критических, нигилистских позиций.

По существу, один идеологизированный подход сменил другой – западный. Положение усугублялось тем, что в стране более 10 тысяч юридических лиц обладали правом издавать школьные и вузовские учебники. Это привело к тому, что из-за субъективизма и тенденциозности различные школьные учебники содержали полярные оценки узловых исторических событий: от полного отрицания до некритического восхваления. В эти годы появилась горькая шутка: Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Власти озаботились созданием единого учебника истории. Однако и сегодня целый ряд важнейших, ключевых проблем продолжает оставаться предметом острой общественной дискуссии.

По историческим меркам с момента распада СССР прошло не так много времени, чтобы в полной мере изучить и осознать причины и последствия этого события. Но и по прошествии ста лет после Октябрьской революции до сих пор нет ответа на целый ряд связанных с ней вопросов, в частности, почему Россия не удержалась на своем тысячелетнем историческом пути развития. И сегодня президент страны критикует учебники истории, где не нашлось места Сталинградской битве. Министерство образования РФ разработало перечень из более 30 «трудных вопросов» отечественной истории, которые являются дискуссионными в исторической науке.

А в это время в СМИ и соцсетях тиражируются взгляды не профессиональных историков, а тех, кто сами себя таковыми назначили. Они не скупятся на провокационные выпады, зная, что чем скандальнее заявления, тем выше рейтинг, тем шире для них откроются двери телевизионных студий федеральных каналов.

Вывод неутешителен. Сегодня в нашем обществе нет реального представления о прошлом нашей страны. Историческое образование молодежи на ужасающе низком уровне. Выпускники советской школы хотя бы ориентируются в именах и датах и уж точно не скажут, что Ленин – это военачальник Великой Отечественной войны. Однако и они мало что знают о своих предках, создавших из небольшого Московского княжества великую русскую православную цивилизацию, которая включила в себя целый ряд других народов иной веры. Бездумно повторяются заезженные советские штампы про «соху», «гнет» и «тюрьму народов».

Ни одна публичная дискуссия и ток-шоу не обходятся без обвинений оппонентов в переписывании истории со стороны почитателей «Краткого курса ВКП (б)». Представители левого фланга, от КПРФ до партии «За правду», подняли знамя неосталинизма, и вот уже звучат оправдания политики репрессий, обвинения жертв ГУЛАГа в том, что сами не хотели перевоспитываться, как того требовала советская власть, а распад СССР объясняется деятельностью предателей, которых вовремя не расстреляли. Совершенно очевидно, что у сторонников консервации штампов «Краткого курса» и тех, кто стремится получить реальное представление о нашем прошлом, во многом разное представление о героях былых времен.

Так чьи же имена должны быть запечатлены на святых скрижалях благодарной национальной памяти, которые нам следует хранить и передать нашим потомкам? Бесспорно, это имена собирателей, созидателей и защитников России, тех, кто заботился о ее благоденствии и процветании, ратовал за сбережение нашего народа. Если наша власть объявляет главным приоритетом «Стратегии национальной безопасности» «сбережение народа», то нашими героями не могут быть террористы-революционеры, убийцы, те, кто уничтожал людей по классовому признаку. Их имена не должны носить улицы и площади наших городов, их памятникам место только в музее в назидание потомкам, чтобы знали и помнили о том, что не должно повториться.

Проблемы возрождения исторической памяти нашего народа и его исторического образования должны быть приоритетом нашей власти, которая не имеет права оставаться безучастной к агрессивным попыткам сторонников «СССР-2» препятствовать развенчиванию советских мифов, прикрываясь лозунгом «Не допустим переписывания истории». Необходимо способствовать возвращению авторитета научному сообществу историков, приглашая их, а не дилетантов-крикунов в качестве экспертов на радио и телевидение.

Нужно, наконец, разрушить рамки нигилистской концепции строительства нашей державы, чтобы вернулось в массовое народное сознание гордость за свою страну и ее героическую историю.

Только народ, имеющий реальное представление о своем прошлом, способен успешно развивать свое государство и уверенно смотреть в будущее.

Решетникова Ольга Николаевна – кандидат исторических наук

Фото: stoletie.ru

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Ольга Решетникова
О разрывах в исторической памяти
Сегодня в обществе нет реального представления о прошлом нашей страны
17.06.2021
Сава Живанов: Сербия и Балканы – бронежилет России
Памяти выдающегося сербского историка
01.02.2021
Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав
16.03.2017
«Чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским»
Вспоминая Игоря Ростиславовича Шафаревича
08.03.2017
И новый Октябрь впереди?
Размышления историка в год столетия Русской революции
14.01.2017
Все статьи Ольга Решетникова
Новые учебники истории
О разрывах в исторической памяти
Сегодня в обществе нет реального представления о прошлом нашей страны
17.06.2021
Как не вырастить мутантов, заточенных на ЕГЭ
Ещё раз о «неправильном» учебнике
30.04.2021
Как будто не про нас
Путин о школьных учебниках по истории
26.04.2021
Курс отечественной истории. Беседа 1:
Введение в историю. Историческая память и этика историка
19.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от elenoid
17.09.2021 22:07
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Геннадий С.
17.09.2021 21:06
Остановим ли мы прогрессирующую дебилизацию общества?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
17.09.2021 17:32
Во свете открывается тьма
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2021 16:00
«Хочу видеть Думу творческой, многоликой, одухотворённой»
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.09.2021 14:10