Источник: Издательский Совет РПЦ
Своим взглядом на современную русскую литературу делится известный писатель Станислав Минаков, эксперт форума «Мiръ Слова».
– Станислав Александрович, какие интересные имена и тенденции в сфере литературы Вы можете отметить?
— Современная русская литература жива и глубока, и там, где она в корнях опирается на традиции великой русской литературы, в частности, XIX века, которую Томас Манн заслуженно назвал святой, произрастают удивительные всходы. Исхожу из того, что большей новизны, чем Благая Весть, быть не может. В этом поле, на мой взгляд, и находятся все лучшие свершения современной литературы.
Подлинные имена и есть «тенденции», поскольку каждый серьезный автор обладает «лица необщим выраженьем». Назову прекрасных поэтов, не столь давно ушедших: Михаил Анищенко (Самара), Игорь Меламед и Игорь Царев (Москва), Сергей Васильев (Волгоград), Анатолий Соколов (Новосибирск).
Ныне здравствуют москвичи Олег Чухонцев, Дмитрий Сухарев, Юрий Кублановский, Марина Кудимова, Алексей Ивантер, Наталья Лясковская, Елена Лапшина, питерцы Александр Кушнер, Алексей Пурин, Александр Леонтьев. Светлана Кекова и Марина Бирюкова из Саратова. Харьковцы Ирина Евса и Андрей Дмитриев. Елена Буевич из Черкасс. Юрий Кабанков, перелетевший два года назад из Владивостока в Севастополь. Это поэты. Как поэт и прозаик, эссеист и православный публицист неизменно мощно выступает Юрий Милославский (Нью-Йорк). С отрадой читаю творения семьи Вигилянских — отца Владимира, его дочери Александрины, его супруги Олеси Николаевой — и в Фейсбуке, и в книгах, подаренных мне этими замечательными авторами.
Увы, совсем недавно не стало нашего старшего друга Валентина Курбатова, который, безусловно, для современной русской литературы был фигурой путеводной.
И все же о тенденциях. В последние годы заметно усилились, стали центрами писательского и читательского внимания региональные литературно-художественные журналы. Я, будучи и автором почти всего спектра центральных толстых журналов, от «Нового мира» и «Невы» до «Нашего современника», являюсь также членом редколлегии (и, конечно, автором) нескольких региональных. Среди мне известных выделю очень сильный, высокопрофессиональный и высококультурный журнал «Алтай», которым руководит Лариса Вигандт. Этот журнал, достигший всероссийского охвата, финансируется из краевого бюджета. А вот замечательный журнал «Человек на земле» москвичка Татьяна Сурганова издает за свой счет!
– Что входит в круг Вашего чтения?
— Вышеперечисленные авторы и составляют мой круг чтения. Открыл для себя Николая Языкова, которого очень любил Пушкин, его старший современник. Беллетристическую прозу почти не читаю, по разным причинам. Отмечу в этом жанре Михаила Тарковского.
Сегодня, мне кажется, время чтения эссеистики, размышлений, дневников. Например, композитора Георгия Свиридова, который в книге «Музыка как судьба» предстал выдающимся русским мыслителем.
На моем столе — несколько книг, посвященных творчеству любимого мной композитора Валерия Гаврилина. И большой том мыслителя Федора Степуна.
Также приходится читать рецензируемые, редактируемые, жюримые рукописи. А вообще, читать-то «чукче-писателю» особо и некогда, поскольку приходится много писать, фрилансерством зарабатывать на жизнь. Оставляю за скобками как само собой разумеющееся чтение Священного писания, житий святых, новомучеников.
– В этом году проводится 10-й сезон Патриаршей литературной премии. Творчество каких авторов-лауреатов или номинантов Вам наиболее созвучно?
— Некоторых я уже назвал: Курбатов, Кекова, Кублановский, О. Николаева, М. Тарковский. Добавлю волшебную Новеллу Матвееву. К слову сказать, в 2015 году Белгородская митрополия оказала мне большую честь, выдвинув на соискание Патриаршей премии и мою кандидатуру.
– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости – затрагивать религиозные вопросы в творчестве?
— Это глубоко внутренний, индивидуальный вопрос. Каждый писатель руководствуется своей совестью, своим дарованием, своей мерой возможного. Ответ: всяко. Лишь бы с Богом в сердце, с любовью. Что касается меня, то я в меру сил стараюсь это делать и в стихах, и в прозе, и в эссеистике, и в очерках, и в паломнических записках. Разные языки, разные стилистики. Учусь адекватно принимать, что кто-то плачет над моими писаниями, а кто-то — ругательски ругается.
– Как сегодня меняется культура чтения? Как ее поддерживать самим писателям?
— Читают все меньше, читают все хуже, зачастую читают безсистемно, читают много половы. Приходишь к студентам или школьникам — такое ощущение порой, что нет общих культурных кодов, точек, узлов кристаллической решетки. Образно говоря, всякий раз приходится начинать «ab ovo». Это печально, порой руки опускаются. Но сказано: делай, что должно… Слушают, правда, внимательно, деликатно, иногда пытливо. Ну что ж, ходим «в народ», сеем в меру сил «разумное, доброе, вечное». Издаю книги, публикуюсь в журналах, антологиях, в Интернете. А как иначе?
Черта эпохи: информационный хаос, стремится к нулю роль указующих перстов, каковыми раньше были толстые журналы, критика и обзоры в них, структурировавших общественное сознание.
– Расскажите, пожалуйста, о Ваших проектах и литературных новостях.
— Вроде бы, скоро в Белгороде может выйти моя книга эссе и статей «Горит свечи огарочек… (Образ Великой Победы в отечественном искусстве)». Готовы и ждут издателей рукописи нескольких книг. Две поэтических: одна, условно говоря, стихи православного духовного поиска, а вторая — избранное за четыре десятилетия. Проза разных лет. И книга паломнических путешествий и православных очерков. Будут ли изданы — Бог весть. Но и издав книгу не в столицах, а в провинции (у нас в Белгороде существует Издательский совет при областной госадминистрации, работающий весьма четко) автор остается с проблемой: куда и как распространить доставшуюся ему часть тиража.
Беседовала Татьяна Медведева
Досье. Станислав Александрович Минаков — поэт, переводчик, эссеист, прозаик, публицист, очеркист. Публиковался в журналах, альманахах, антологиях, хрестоматиях, сборниках многих стран. Стихи переведены на разные языки. Лауреат Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских (Киев–Москва, 2008), Всероссийской им. братьев Киреевских (2009), Харьковской муниципальной им. Б. Слуцкого (1998), «Народное признание» (2005), удостоен «Золотого диплома» Международного форума славянских искусств «Золотой витязь» (Москва, 2012), Золотой медали «Василий Шукшин» (2014), медали святителя Иоасафа Белгородского (РПЦ, 2019), медали «Герой Советского Союза писатель В. В. Карпов» (2020). Живет в Белгороде.
***
Литературный форум «Мiръ Слова» – новый проект Издательского совета, направленный на развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и писательского сообщества.