«….мы видели, что многие измождали свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мiрские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех оных добродетелей, делались достойными осуждения…» Св. Антоний Великий
Война против Церкви
Еще с нулевых российские эксперты по анализу информационного поля утверждали, что основная активность антицерковной пропаганды в России ведется с территории Украины. Данной теме был в свое время даже посвящен небольшой фильм-расследование Бориса Корчевникова «Не верю!».
Именно в украинских СМИ чаще всего происходили вбросы фейков, впоследствии тиражируемых уже не только в украинских, но и в российских масс-медиа и соцсетях при активной раскрутке в социальных сетях с помощью ботов, чьи ботофермы снова-таки располагались на Украине. Эта деятельность активно велась еще до 2014 года, но после событий в Крыму и на Донбассе стала особенно интенсивной.
Дополнительные возможности этой войне предоставили социальные сети. Существенную роль в ней играли и блогеры – ведь влияние некоторых из них порою превосходит традиционные масс-медиа, а доходы от проплаченных публикаций могли обеспечить безбедную жизнь.
Конечно же, велась она далеко не только в отношении РПЦ. Мишенью становилось все, что могло дестабилизировать ситуацию в России, в ее авторитетных социальных институтах, в обществе… Наиболее наглядным примером в памяти россиян стали провокации украинского блогера Евгения Вольнова во время трагедии в «Зимней вишне» в Кемерово в 2018 году, жертвами которых становились люди, пережившие страшную трагедию и совершенно далекие от украинских событий…
Украинский расклад
Новый импульс кампании против УПЦ и РПЦ придал начавшийся на Украине проект «единой поместной церкви», смысл которого состоял в полном отделении украинского православия от российского. Для этой цели важно было дискредитировать РПЦ в глазах украинцев. Как известно, при Порошенко идеи автокефалии приобрели приоритетный характер.
Немало способствовало этому и автокефалистское лобби внутри самой УПЦ. Его «серым кардиналом» к 2014 году оказался митрополит Александр Драбинко. Последний, еще в период правления Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), считался сторонником автокефалии. Но после смерти митрополита Владимира автокефалия стала единственным шансом для его церковной карьеры. Будучи ненавидим в УПЦ большинством епископата, в 2012-2014 годах он был лишен большинства своих должностей. Возможность для этого у епископата УПЦ возникла благодаря болезни митрополита Владимира, а после его смерти у Драбинко и вовсе не было шансов на успешное будущее. Ситуацию могло изменить только переформатирование УПЦ в автокефальную Церковь. И такая попытка была предпринята.
В 2014 году у автокефалистов возникает план по захвату власти в УПЦ, связанный с выборами ее нового Предстоятеля. Согласно плану, предстоятелем должен стать сторонник автокефалии, для ее последующего получения от Константинополя. В реализации плана приняли участие Петр Порошенко, Игорь Коломойский (на то время еще основной спонсор инициатив Порошенко), Геннадий Корбан (бизнес-партнёр Коломойского), винницкий митрополит Симеон Шостацкий (друг Порошенко), митрополит Александр (Драбинко). Порошенко вовлекает в эту игру и украинского олигарха Виктора Пинчука, зятя бывшего президента Леонида Кучмы, которого считают на Украине неофициальным представителем Джорджа Сороса и тесно связанным с американским демократическим истеблишментом. Именно Пинчуку принадлежит медиа-холдинг, в числе активов которого телеканалы «СТБ», «Новый» и « I С TV » вместе с новостным проектом «Факты».
Впервые за историю Церкви инструментом борьбы за киевскую кафедру стали мирской пиар в масс-медиа.
Тараном дискредитации противников автокефалии становится телеканал 1+1 Коломойского, вышеуказанная группа телеканалов Пинчука, и множество менее значительных СМИ. На регулярной основе на ТВ выходят сюжеты про «российских агентов» митрополита Онуфрия и митрополита Антония и про отстаивающего Церковь «настоящего патриота» винницкого митрополита Симеона. В поддержу кандидата запускается весь арсенал инструментов – от попыток подкупа епископов до угроз со стороны спецслужб. Телесюжетами на «1+1» занимаются лично Драбинко вместе с приближенным к нему протоиереем Георгием Коваленко.
Однако, в первом туре выборов нового предстоятеля УПЦ владыка Симеон набирает только 9 голосов, а во втором и вовсе 1. Предстоятелем Церкви стал митрополит Онуфрий – верный сторонник соблюдения канонов и духовного единства с РПЦ.
После этого работа против УПЦ и РПЦ только усиливается. Причем, как на самой Украине, где УПЦ старательно начали создавать образ «филиала ФСБ», так и в России – «на территории противника». Обычный арсенал: разгонка сюжетов про пьяных попов за рулем и особняки епископата уже исчерпали свою эффективность и могли подойти в лучшем случае для фона. Нужен был новый информповод, причем, в идеальном варианте он должен был исходить из недр самой РПЦ, от лица тех, кто пользовался в ней особым уважением и популярностью.
«Великий просветитель»
И такой спикер возник. Им оказался вступивший накануне этих событий в конфронтацию со священноначалием РПЦ протодиакон Андрей Кураев: человек грамотный, понимающий логику работы массмедийного поля, уже поднаторевший в пиаре, широко известный своей репутацией вовсе не врага Церкви, а ее апологета и миссионера, но обиженный за «недооцененное отношение» на руководство РПЦ.
В качестве главной темы атаки на священноначалие Кураевым была выбрана тема наиболее вирусная, наиболее болезненная: гомосексуализм среди епископата РПЦ. Она вобрала в себя два самых мощных посыла вирусности: компромат на Церковь и «голубую» тему. Этот выбор был просто обречен на успех. Даже без каких-либо доказательств, подобное обвинение из уст Кураева имело шансы быть воспринятым всерьез…
Потенциал этой темы был огромен, и Кураев об этом когда-то знал. Ведь раньше ему самому приходилось отражать атаки либеральной прессы на Церковь по теме гомосексуализма:
«В московских демократических газетах стало модно обвинять церковнослужителей в содомском грехе. Одна журналистка, с поистине спиритической чуткостью откликаясь на призыв "духа времени", даже издала "художественную" повесть о распущенности "целибатов" и монахов.
В день, когда вышла очередная из "комсомольских" статей на "грязную тему", в метро, — реагируя на мой подрясник, — хозяйка газетного ларька окликнула меня: "А тут снова про вас пишут!"
В общем, в отношениях между Церковью и "обществом" повеяло ощутимым холодком. В роли холодильника, как всегда, выступила пресса. Естественное отвращение к содомскому греху, который был приписан некоторым архиереям, было использовано для того, чтобы сформировать в людях столь же брезгливое отношение ко всей Церкви вообще…» (из статьи А. Кураева «Грязная тема»).
Преимущество Кураева перед любой другой кандидатурой было несомненным: он обладал большим авторитетом как миссионер, он был интересен, так как поднимал в своем блоге острые внутрицерковные проблемы, которые обычно не принято освещать, он возглавлял списки «экспертов по Церкви» почти в любом светском российском СМИ.
Украинские связи
Все подписчики блога Андрея Кураева в курсе, что протодиакон очень дружен со своим младшим братом Дмитрием.
Куда меньшему кругу людей известно, что выпускник филфака МГУ Дмитрий Кураев — профессиональный пиарщик и медиаменеджер с 30-летним опытом работы в профильных организациях. Свою карьеру он начал в 1991 году в отделе анализа медийного рынка агентства PostFactum (издательский дом «Коммерсантъ»), затем последовательно занимал руководящие посты в медиакомпаниях Carat Russ’Media, CIA Medianetwork, Mediaedge;cia, Universal McCann, Maxus, в 2009 году создал собственную компанию РусМедиаАудит, а в настоящее время возглавляет ООО «Квенди Медиа Бенчмарк».
На одном из сайтов выпускников МГУ упоминается , что Дмитрий Кураев работал директором по маркетингу журнала «Огонек» и руководителем отдела информации Фонда эффективной политики, созданного политтехнологом Глебом Павловским и галеристом Маратом Гельманом. Бывший советский диссидент из Одессы Павловский много лет работал над провластными проектами, числился сотрудником администрации президента РФ, а на президентских выборах на Украине в 2004 году поддерживал и агитировал за кандидатуру Виктора Януковича. В 2012 году Глеб Павловский перешел в оппозицию. Марат Гельман проследовал тем же путем, попутно организовав несколько провокаций против РПЦ.
Андрей Кураев тоже был вовлечен в президентскую кампанию на стороне Януковича. Его турне с лекциями по ряду городов, организованное Партией регионов, включало в свою обязательную программу несколько ненавязчивых тезисов, сравнивающих Ющенко с царем Иродом. С Павловским Кураев теплые отношения сохранил. В 2013 году, когда он был освобожден от должности преподавателя Московской духовной академии, Павловский оказал ему моральную поддержку.
Тема пиара против РПЦ для Павловского не чужда. Будучи сторонником раскольничьей «Российской православной автономной церкви» (т.н. «Суздальский раскол») он неоднократно не только критиковал РПЦ, но и подконтрольные ему медиа-площадки использовались для этой цели. Ему же приписывают создание портала Credo , ставшего мощной площадкой как для критики РПЦ, так и постоянной ретрансляции любой медиа-активности Андрея Кураева.
Уже много лет официальным бизнес-партнером Дмитрия Кураева является Андрей Таранов — бывший депутат Киевгорсовета от партии «Самопомощь». Как указано в официальной биографии Таранова, в недавнем прошлом он выступал в роли «консультанта по маркетингу и связям с общественностью телеканала СТБ». СТБ является частью медиа-холдинга украинского олигарха Виктора Пинчука, активно вовлеченного в информационную кампанию против РПЦ и УПЦ.
В свете этой информации отпадает сам собой вопрос «мог ли протодиакон Андрей Кураев установить рабочие контакты с заказчиками антицерковных кампаний на Украине?»… Особенно после того, как он раскритиковал воссоединение Крыма с Россией и стал регулярно высказывать оппозиционные взгляды.
В поддержку украинского раскола
С 2015 года Кураев начинает писать посты, оправдывающие уже начавшиеся гонения на УПЦ. Например, попытки нападений на собор в Сумах, оправдывая националистов.
Через несколько месяцев в этом же Соборе нацистом будет убит охранник Анатолий Борисенко. Без каких-либо подтверждений Кураев публикует карту «голубых епархий», в которую включено 2/3 украинских епархий…
Одно за другим в блоге Кураева начнут появляться обвинения в адрес то РПЦ, то УПЦ, которые будут с энтузиазмом перепечатывать СМИ Пинчука, Коломойского и Порошенко.
В 2018 году, когда Константинопольский Патриархат вторгается на Украину, Кураев оправдывает это вторжение и поддерживает украинских раскольников, которых он называет «братьями во Христе, за которых мы должны радоваться».
Насильственные захваты храмов каноничной УПЦ протодиакон объясняет болезненным состоянием общества из-за войны. Епископат УПЦ, выдержавший давление администрации президента Порошенко, СБУ и праворадикалов, Кураев называет «сидящим на чемоданах с деньгами для просчета своей прибыли гомоиерархами», зато поводы для критики перешедших в «ПЦУ» клириков исчезают из поля его зрения.
Это хорошо просматривается на примере того же бывшего митрополита Александра Драбинко. Много лет подряд протодиакон не упускал ни малейшей возможности уколоть Драбинко и когда для этого были причины, и даже когда никакого особого повода не было.
Счет постов в «Живом Журнале» Кураева о Драбинко идет на десятки. Андрей Кураев вместе с читателями своего блога тщательно отследил буквально весь жизненный путь Драбинко от епископа до митрополита в рамках УПЦ МП и перехода в ПЦУ, все скандалы с его участием после смерти митрополита Владимира по темам роскоши, связей с СБУ и подозрений в нетрадиционной сексуальной ориентации. Насмешкам со стороны Кураева подвергались даже стихи Драбинко, когда более серьезных инфоповодов под рукой не было.
Дело в том, что между Сабоданом, Драбинко и Кураевым существовал конфликт еще с конца нулевых годов. Одним из его итогов стал запрет приглашать Кураева с лекциями в украинские епархии. Ответом Кураева стали обвинения в нетрадиционной ориентации.
Пожалуй, это была одна из первых попыток Кураева обвинить в содомии епископов, не приводя при этом никаких доказательств, кроме сплетен и домыслов…
Но стоило Драбинко оказаться в рядах новосозданной фанариотами «ПЦУ», как его имя исчезает из негативных постов Кураева.
Внезапная метаморфоза
Следует отметить, что до 2014-2015 годов отец Андрей никакими проукраинскими позициями не выделялся, симпатий к идеям украинской автокефалии не питал. Более того, называл украинцев «несостоявшейся нацией», а т.н. «Киевский Патриархат» - «сточной канавой».
Один за другим тезисы украинской антицерковной пропаганды находят свое отражение в постах Кураева. Кураев активно публикует компроматы на епископов УПЦ – противников автокефалии, обвиняя их в различных грехах, в первую очередь - в гомосексуализме, но при этом не приводя никаких доказательств (сторонники автокефалии в этот список не попадают), Кураев обвиняет РПЦ в сращивании с российскими властями, в сталинизме, поддерживает автокефалию новообразованной «ПЦУ» и действия Константинопольского Патриарха. После того как РПЦ разрывает общение с Константинопольской Церковью из-за вступления в общение с раскольниками, Кураев поддерживает фанариотов, призывает радоваться созданию раскольничьей «ПЦУ», обвиняя в расколе саму РПЦ…
Все подобные тезисы Кураева подхватываются украинскими СМИ и разгоняются по их медийному полю. Украинские масс-медиа пестрят заголовками в духе: «Диакон Кураев: «Мне говорят, в Русской церкви 50 епископов из 300 - гомосексуалисты. Это голубое лобби».
Тезисы Кураева подхватывают и западные медиа, ориентированные на антироссийскую пропаганду среди русскоязычной аудитории. Многое в сообщениях Кураева подкупает: он затрагивает болезненные темы, не стесняется говорить о непубличных проблемах. Даже обвинения около ста епископов в содомии выглядят убедительно, поскольку среди них есть 4 человека, в отношении которых слухи имели почву. Примером этих 4-х Кураев и будет доказывать обоснованность своей кампании в будущем…
Слово в слово появляются в месседжах Кураева тезисы украинских раскольников: про условность канонов, про то, что РПЦ сама неканоничным путем получила свою автокефалию, про преимущества греков в понимании канонов, про изоляцию РПЦ…
Основания для различных обвинений у Кураева варьируются, но все четко соответствуют технологии черного пиара: то это репост «обличительного поста» с блога-однодневки без каких-либо доказательств, то «репост» информации вовсе из неуказанного источника, то «письмо анонимного гомосексуалиста», который хоть сам и не участвовал, но владеет точной информацией от коллег по гей-тусовке пятидесятилетней давности…, то просто голословное утверждение. «Доказательства» Кураева таковы, что на них даже невозможно опереться для проверки позорных обвинений. Впрочем, подробный анализ этих обвинений желающие могут найти здесь.
Кураев активно публикует «компромат» на наиболее ненавистных для «ПЦУ» архиереев: Донецкого Иллариона, Запорожского Луку, Одесского Агафангела, обвиняя их всех в гомосексуализме. В одних случаях – это репосты с блогов-однодневок «открытых писем», в других доказательная база в духе: «раз митрополит Агафангел наградил одесского губернатора Саакашвили, значит его за «голубой компромат» держит на крючке СБУ» и т.д.
В этих случаях Кураева не смущает дефицит каких-либо подтверждений для столь серьезных обвинений.
Но во всей «обличительной компании» Кураева есть одна интересная деталь: перешедшие в раскольничью «ПЦУ» митрополиты Александр (Драбинко) и Симеон (Шостацкий) оказываются неприкасаемыми на кураевском блоге, более того – тезисы их пропаганды активно повторяются Кураевым. Например, митрополит Симеон опровергает гонения на УПЦ в Винницкой епархии, а вслед ему вторит Кураев, и подобных примеров немало.
В феврале 2021 разгорается скандал вокруг гей-переписки Драбинко. Скандал, основанный на взломе его переписки с «друзьями», которая была выложена во время его конфликта с другими центрами влияния внутри «ПЦУ». Фактаж был настолько серьезен, что даже комментирующий эту переписку Драбинко не решился опровергать ее подлинность.
Разгоревшийся гей-скандал осветили даже греческие СМИ, в список вскрытых гей-«епископов» попала целая группа раскольников в панагиях… Казалось бы – вот тема достойная пера главного борца с «голубым лобби», тем более что он признает «ПЦУ» Церковью, и значит, содомский произвол в ней должен беспокоить его не меньше, но нет…
Озадаченные удивительным поведением Кураева блогеры начали задавать ему вопросы о причинах его молчания. Так, на вопрос блогера Мирославы Бердник Кураев отвечает: «я на ваши провинциальные дрязги не очень обращаю внимание» и ссылается на занятость в написании книги. Но между тем, занятость не мешает ему тут же публиковать новые дискредитирующие посты про «провинциальных» архиереев каноничной УПЦ.
Даже Виктор Бедь, в прошлые годы критикуемый Кураевым по многим поводам, включая содомию, попав в «ПЦУ» и став в ней «архиереем», оказывается в «блок-листе» у Кураева и когда скандал вспыхивает в том же феврале заново, Кураев также отказывается упоминать о нем.
Можно было бы счесть, что отец Андрей просто избегает темы «ПЦУ». Но нет… В «ПЦУ» активно развивается внутренний конфликт между группами ее главы Епифания (Думенко) и волынского «митрополита» Михаила (Зинкевича). В ноябре окружение Драбинко использует против Зинкевича его выход в люди в норковой накидке поверх рясы, активно освещая этот экстравагантный поступок в СМИ и соцсетях. Казалось бы – какое дело столичному блогеру до «провинциальных разборок»? Но Кураев активно поддерживает драбинковские тезисы про Зинкевича: «увидев такое на молодой женщине знатоки говорят «насосала» пишет Кураев в излюбленной им манере. Тезисы Кураева против Зинкевича сразу же подхватывают украинские СМИ, в соответствии с ранее отработанной схемой…
Стоит главе ОВЦС РПЦ митрополиту Илариону (Алфееву) выступить с несколькими яркими интервью по теме Фанара и украинского раскола в греческих СМИ, как Кураев активно указывает на необходимость его увольнения, дублируя тем самым очередные фанарские пожелания…
Что дальше?
Впереди, по всей видимости, еще не один год конфронтации Фанара с Русской Церковью. Каждый месяц все новые и новые тезисы против РПЦ звучат то из уст Патриарха Варфоломея, то из уст Кипрского Архиепископа Хризостома, не говоря уже об их украинских «птенцах». Практически нет сомнений, что умелый спикер и «церковный» блогер Андрей Кураев будет востребован в этой информационной войне, используя свою, уже былую, славу миссионера и просветителя. Тем более, что предстоящая апелляция к Фанару, как «высшей судебной инстанции», в случае утверждения решения о лишении его сана, уже им заявлена…
Православным же христианам остается лишь молиться о вразумлении и покаянии бывшего любимого ими миссионера, решившего променять свое служение на карьеру черного пиарщика.
Павел Даровский
2. обратил благодать Бога нашего в повод к распутству
1.