Лествица к Богу: Иоанн Синайский – Николай Гоголь. Часть 2

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
721
Время на чтение 13 минут

Источник: Православная жизнь

Смотрите также: Лествица к Богу: Иоанн Синайский – Николай Гоголь. Часть 1

Иоанна Синайского в свое время величали «новым Моисеем», который с помощью «скрижалей духовных» предложил возрождение Византии. Гоголь, словно подражая Лествичнику, выступает современным Моисеем, стремящимся воскресить человечество.

Гоголь уже в первой части «Мертвых душ» предусматривает возрождение своего героя: «И может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью Небес» [VI, c. 242]. В «Лествице» Иоанн Синайский тоже показывает зарождение и развитие страсти в человеческой душе. Главными страстями, овладевающими человеком, как ржавчина железом, по мнению Лествичника, являются славолюбие, сладострастие, сребролюбие, порождающие гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордыню.

Андрей Иванович Тентетников

Первый, с кем встречается читатель второго тома поэмы, – «коптитель неба» Тентетников. Из текста известно, что он в отставке, потому что «Федор Федорович Леницын, начальник одного из отделений, помещавшихся в великолепных залах, вдруг ему не понравился». Дядя героя настаивал: «Ради самого Христа! Помилуй, Андрей Иванович, что это ты делаешь? Оставлять так выгодно начатый карьер из-за того только, что попался не такой, как хочется, начальник! Помилуй! Что ты? Что ты? Ведь если на это глядеть, тогда и в службе никто бы не остался. Образумься! Отринь гордость, самолюбье, поезжай и объяснись с ним!» [VII, с. 17]. Не помирился Тентетников и с генералом Бетрищевым. Герою показалось, «что он стал к нему холоднее, не замечал его, или обращался как с лицом бессловесным; говорил ему как-то пренебрежительно: любезнейший, послушай, братец, и даже ты» [VII, с. 25].

Гордыня обрекает жизнь скучающего Тентетникова на духовный упадок. «Разумеется, – пишет Гоголь, – с этих пор знакомство между ними прекратилось, и любовь кончилась при самом начале. Потухнул свет, на минуту было блеснувший, и последовавшие за ним сумерки стали еще сумрачней (выделено нами. – Н. С.). Всё поворотило на жизнь, которую читатель видел в начале главы, – на лежанье и бездействие» [VII, с. 25]. Читая «Лествицу», убеждаемся: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает» [7, с. 265]. Совпадениями отмечены также символические образы света–темноты, которые присутствуют в обеих репликах. Вспомним благоденствие Иова и Божье одобрение посредством света: «…Когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы…» [Иов 29:3].

Генерал Бетрищев

Тщеславие генерала Бетрищева – главный недостаток самолюбивого помещика: «Он не любил всех, которые ушли вперед его по службе, и выражался о них едко, в колких эпиграммах… любил блеснуть и любил также знать то, чего другие не знают, и не любил тех людей, которые знают что-нибудь такое, чего он не знает. Словом, он любил немного похвастать умом» [VII, с. 38]. Иоанн Синайский пишет: «Тщеславие по виду своему есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости…» [7, с. 250], объясняя, что эта страсть – начальная стадия всепожирающей гордыни и источник гнева.

В выписках Гоголя из творений святых отцов и богослужебных книг, найденных после его смерти, есть правила из «Лествицы», касающиеся гнева и безгневия: «Безгневие есть преодоление естества, которое подвигами [и потами] своими ко всяким ударам обид делается нечувствительно. Кротость есть неподвижное души состояние, которое как в бесчестии, так и в чести одинаким образом пребывает. Начало безгневия есть молчание уст при возмущении сердца»; «Текущий к бесстрастию и Богу всякой тот день почитает для себя потерянным, в который никто его не злословит. Как колеблимые от вихря древеса глубоко свои корни в землю пущают, тако и пребывающие в сем состоянии (в источнике: пребывающие в послушании) имеют крепкие и непоколебимые в себе души» [2, c. 467–468].

Природу гнева раскрывает Гоголь в образах Костанжогло и Улиньки, которые не отличаются от других героев, например, в сдерживании гнева или спорах: «Если бы кто увидал, как внезапный гнев собирал вдруг строгие морщины на прекрасном челе ее и как она спорила пылко с отцом своим...» [VII, с. 23–24]. Гнев героини, на первый взгляд, оправдан, ибо «вспыхивал только тогда, когда она слышала о какой бы то ни было несправедливости или дурном поступке с кем бы то ни было. Но никогда не гневалась и никогда не споривала она за себя самоё и не оправдывала себя. Гнев этот исчезнул бы в минуту, если бы она увидела в несчастии того самого, на кого гневалась. При первой просьбе о подаянии кого бы то ни было, она готова была бросить ему весь свой кошелек, со всем, что в нем ни [было], не вдаваясь ни в какие рассуждения и расчеты» [VII, с. 24]. И всё же Библия говорит: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик... да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Гейр Хьетсо, цитируя отцов Церкви, отмечает, что сам Гоголь, стремясь к самосовершенствованию, боролся с гневом и унынием [10, с. 9], а в своих выписках из «Лествицы» писатель заметил: «Жалостливое во гневливых людях приметил я зрелище, от потаенной гордости у них случающееся. Ибо они и на то гневались, что изнемогали от гнева. Удивлялся я, видя, что у них порок за пороком следовал, и сожалел, что грех грехом отмщевали, и весьма чудился бесовскому коварству, которое доводило их почти до того, что они о жизни [своей] отчаевались» [2, с. 467].

Петр Петрович Петух

Фразой «Обедали?» встречает своих гостей Петр Петух: «– Обедали? – спросил хозяин. – Обедал. – Что ж вы, смеяться что ли надо мной приехали? Что мне в вас после обеда?» [VII, с. 51]. Еда для обжорливого героя является средоточием жизни. Сравним приведенный диалог с «Лествицей»: «Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством, и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти» [7, с. 192].

Моральной леностью отмечен во второй части не только образ Петуха, но и Хлобуев, Платонов. Вот почему Гоголь, описывая этих героев, так часто использует образ сна, называя их сонными. Сон «есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов и может быть от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном»; «Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу», – читаем в «Лествице» [7, с. 238–239, 242]. Бороться с леностью и рассеянностью ума, воззывая его ко вниманию, помогает молитва, которая, по слову Иоанна Синайского, есть «добродетель частная», «погибель унынию». В гоголевском Хлобуеве несложно заметить проявления этой добродетели: «Он молился, и – странное дело! – почти всегда приходила к нему откуда-нибудь неожиданная помощь…» [VII, c. 88]. Герой, конечно же, еще только становится на путь веры (молится, ходит в церковь). Получая просимое, он не задумывается о Давателе сего: «Благоговейно признавал он тогда необъятное милосердье провиденья, служил благодарственный молебен и вновь начинал беспутную жизнь свою» [VII, c. 88], хотя и рассуждает так: «Я знаю, что это я делаю не для человека, но для того, кто приказал нам быть всем на свете. Что ж делать? Я верю, что он милостив ко мне, что как я ни мерзок, ни гадок, но он меня может простить и принять, тогда как люди оттолкнут ногою и наилучший из друзей продаст меня, да еще и скажет потом, что он продал из благой цели» [VII, c. 102]. Между тем автор «Лествицы» уточняет: «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от него все, что просит» [7, с. 389], а «без веры молитва не может возлететь на небо» [7, с. 401]. Как бы там ни было, увещевания Муразова: «Так послужите же тому, который так милостив. Ему так же угоден труд, как и молитва. Возьмите какое ни есть занятие, но возьмите как бы вы делали для него, а не для людей…» [VII, с. 102]) – подвигнут Хлобуева на богоугодное дело – собирание денег на строительство храма.

Главная цель жизни, по Иоанну Лествичнику, – воскресение души человеческой, а основные причины гибели людей – страсти сладострастия, тщеславия и сребролюбия.

Величайший сребролюбец в поэме, конечно же, Чичиков. Его жажда к обогащению убедительнее всего проявляется в разговоре героя с Костанжогло: «– Уму непостижимо! Каменеет мысль от страха. Изумляются мудрости промысла в рассматриваньи букашки; для меня более изумительно то, что в руках смертного могут обращаться такие громадные суммы. Позвольте спросить насчет одного обстоятельства: скажите, ведь это, разумеется, вначале приобретено не без греха? – Самым безукоризненным путем и самыми справедливыми средствами. – Невероятно. Если бы тысячи, но миллионы...» [VII, c. 75] (сравним: «Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами…» [7, c. 230]).

Павел Иванович Чичиков

В конце поэмы Муразов говорит: «Ах, Павел Иванович, как вас ослепило это имущество. Из-за него вы не видали страшного своего положения» [VII, с. 110]. Но Чичиков, игнорируя наставления, опять оправдывается: «Но ведь судьба какая, Афанасий Васильевич. Досталась ли хоть одному человеку такая судьба? Ведь с терпеньем, можно сказать, кровавым добывал копейку, трудами, трудами, не то, чтобы кого ограбил или казну обворовал, как делают. Зачем добывал копейку? Затем, чтобы [в довольстве остаток дней прожить; оставить что-нибудь детям, которых намеревался приобресть для блага, для службы отечеству]. Вот для чего хотел приобресть. Покривил, не спорю, покривил. Что ж делать? Но ведь покривил только тогда, когда увидел, что прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик» [VII, с. 110–111]. Иоанн Синайский предостерегает в «Лествице»: «Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное» [7, c. 230]).

Гоголь, как и Лествичник, изображает внутреннюю природу человека, пытается раскрыть особенности его характера, истоки страстей, наклонностей, самообмана. В последних «словах» прп. Иоанна речь идет о союзе веры, надежды и любви как высших ступеньках «лествицы»: «Из одного камня не составляется царский венец: так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой-либо добродетели» [7, с. 414].

Призвание каждого, по Гоголю, заключается в исполнении своих обязанностей, в любви к Богу, к людям: «Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то, любят ли вас другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин» [VIII, с. 366] (сравним с «Лествицей»: «Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях» [7, с. 86]). Писатель во втором томе поэмы «Мертвые души» неоднократно касается именно этой темы. Так, именно любовь может разбередить сонную душу Тентетникова: «Одно обстоятельство чуть было не разбудило его, чуть было не произвело переворота в его характере. Случилось что-то похожее на любовь» [VII, с. 23]. Тема любви пронизывает также советы-наставления перейти на правильный путь, звучащие Хлобуеву и Чичикову из уст Муразова, и эпизоды о «черниньких и белиньких».

Известно, что Гоголь «одолжил» анекдот про «черниньких и белиньких» у актера М. С. Щепкина. Важной для понимания символического подтекста фразы Чичикова: «Все требуют к себе любви, сударыня» [VII, с. 42] (ср. «По христианству, именно таких мы должны любить» в ранней редакции [VII, с. 164]) является беседа Михаила Щепкина с Николаем Гоголем:
«– Как-то недавно прихожу к Гоголю, – так рассказывал Щепкин. – Он сидит, пишет что-то. Кругом на столе разложены книги, все религиозного содержания.
– Неужели все это вы прочли? – спрашиваю я.
– Все это надо читать, – отвечал он.
– Зачем же надо? – говорю я. Так много написано всего для спасения души, а ничего не сказано нового, чего бы не было бы в Евангелии. А я, признаться, думаю, что всего этого написано слишком много, запутанно.
Тут Гоголь принужденно улыбнулся, сказавши что-то вроде:
– Какой шутник! – А я продолжал.
Я и заповеди-то для себя сократил, всего на две: люби Бога и люби ближнего как самого себя» [11, с. 313–314].

В «Лествице» же сказано: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему она есть упоение души; а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения»; «Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого» [7, с. 417, 420].

Именно слова Муразова, обращенные к Чичикову: «У вас нет любви к добру, – делайте добро насильно, без любви к нему. Вам это зачтется еще в большую заслугу, чем тому, кто делает добро по любви к нему. Заставьте [себя] только несколько раз, – потом получите и любовь. Поверьте, всё делается. Царство нудится, сказано нам. Только насильно пробираясь к нему, насильно нужно пробираться, брать его насильно» [VII, с. 114] – заставляют последнего задуматься о неправедной жизни: «Заметно было, что слова эти вонзились в самую душу Чичикову и задели что-то славолюбивое на дне ее. Если не решимость, то что-то крепкое и на нее похожее блеснуло в глазах его» [VII, c. 115].

Несмотря на размышления героев второго тома «Мертвых душ» о добродетели, они находятся в плену страстей, а «бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела… совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов» [7, с. 410].

Образ лестницы проходит сквозь всю жизнь и творчество Гоголя. Писатель соизмеряет свой духовный рост с богописанными скрижалями. Герои же не в силах осознать Истину, они теряются по немощи в сетях бессилия, себялюбия,  надменности, не находя узких ворот жизненного пути. Преподобный Иоанн Лествичник заканчивает книгу наставлением: «Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря. <…> Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда определяй пса твоего, т. е. ум, на неотступную стражу к Богу…» [7, с. 428]. Грозным словом «врачует» падшие души героев и Николай Гоголь, стремясь привести свою паству к Богу.

Иоанна Синайского в свое время величали «новым Моисеем», который с помощью «скрижалей духовных» предложил возрождение Византии. Гоголь, словно подражая Лествичнику, вплетая в ткань произведения библейские истины, правила внутреннего очищения, выступает современным Моисеем, стремящимся воскресить человечество, вывести его из плена греховности, найти гармонию между Божественным и человеческим законом жизни.

Наталья Сквира

Литература:

1. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1952. Ссылки на это издание приводим в тексте, указывая том римскими и страницы арабскими цифрами.
2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 9 томах. М.: Русская книга, 1994. Т. 8. 864 с.
3. Єрофіїв Іван. Новий рукопис Гоголя // Червоний шлях. № 2. Х., 1926. С. 175–176.
4. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 100. 527 с.
5. Шeнрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. М.: Типографія Г. Лисснеръ и А. Гешель, 1897. Т. 4. 978 с.
6. См. о знакомстве Гоголя с историей св. Акакия и ассоциации Акакия Акакиевича с Акакием Синайским: Driessen F. С. Gogol’ als novellist.  Baarn, 1955. Blz. 186; Seemann К. D. Eine Heiligelegende als Vorbild von Gogol’s «Mantel» // Zeitschrift für slavische Philologie. 1966. Bd. 33. H. 1. S. 9; Шкловский В. Энергия заблуждения. М.: Сов. писатель, 1981. С. 314; Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. Л.: Сов. писатель, 1985. С. 316–319; Смирнова Е. А. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Л.: Наука, 1987. С. 143–144; Ч де Лотто. Лествица «Шинели» // Вопросы философии. 1993. № 8.  C. 58–83.
7. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. 8-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 592 с.
8. Shapiro M. Gogol and Dante // Modern Language Studies. 1987. Vol. 17. № 2. P. 37–54.
9. Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни // Русская Старина. 1903. № 2. С. 303.
10. Хьетсо Гейр. Гоголь-проповедник: новые материалы // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. М.: Наследие, 1995. С. 11–21.
11. Буслаев Ф. И. Комик Щепкин о Гоголе // «Записки актера Щепкина»: Приложение. Документы. Из критики, переписки,  воспоминаний. Рассказы в записи и обработке современников / Изд. подгот.: Панфиловой Н. Н. и      Фельдманом О. М. М.: Искусство, 1988. 382 с.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Сквира
За что Бог может все грехи простить
Или как познать тайну страданий и спасти душу
16.06.2021
«Владеем сокровищем, которому цены нет…»
Николай Гоголь о Церкви и душе
01.04.2021
«Стой, христианин; оглянись на жизнь свою»
или Инструкции по прохождению Великого поста в жизнетворчестве русских писателей
24.03.2021
Почему Николай Ге считал, что Иуда – в каждом из нас, и изображал его «без лица»?
27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Николая Ге (1831–1894)
24.02.2021
Все статьи Наталья Сквира
Александр Сергеевич Пушкин
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
6 июня
Памяти А.С.Пушкина
06.06.2025
Пушкин
Стихи
05.06.2025
День памяти Государыни Императрицы Марии Александровны
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Тверского Ивана Михайловича, литератора А.К.Барсова, композитора С.И.Давыдова, историка Н.М.Карамзина, адмирала И.С.Сульменева и генерала С.А.Хрулева
04.06.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Когда русские слабеют…
Путевые заметки предвзятого наблюдателя
13.06.2025
«Это один из величайших уроков и святых XX века»
Святитель Лука показал нам, каким может быть мужественный и смелый человек
13.06.2025
День памяти русских воинов, павших в битве на Калке
Сегодня мы также вспоминаем адмирала Г.И.Бутакова и просветителя П.И.Макушина
13.06.2025
«Я – государственник»
У русского народа государство является высшей ценностью
12.06.2025
День памяти Великого князя Михаила Александровича
Сегодня мы также вспоминаем военачальника П.Х.Витгенштейна, участника Крымской войны А.П.Андреева, мать первого русского космонавта А.Т.Гагарину
12.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Константин В.
13.06.2025 22:54
Фашистский режим Нетаньяху перешел все пределы
Новый комментарий от prot
13.06.2025 22:09
Для Масков «Москва – Третий Рим» может стать их выбором
Новый комментарий от Русский Иван
13.06.2025 21:24
Европеизация, вышедшая боком
Новый комментарий от Русский Иван
13.06.2025 20:55
Борцам за ценности традиционные!
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.06.2025 19:26
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Закатов
13.06.2025 18:53