За что Бог может все грехи простить

Или как познать тайну страданий и спасти душу

200-летие со дня рождения Достоевского 
0
701
Время на чтение 7 минут

Источник: Православная жизнь

Руководство от великого сердцеведца Ф. М. Достоевского. В год 200-летия писателя

«Вера – это красный цвет»

В 1870 году Ф. М. Достоевский напишет А. Н. Майкову: «Главный вопрос… которым я мучился сознательно или бессознательно всю мою жизнь, – существование Божие». Ответ на сложнейшую дилемму оформится со временем в Символ веры писателя: «Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Достоевский проводит своих героев через круги ада сомнений, бунтов, восстаний против законов бытия и Бога. В характерах отражены поиски и исповедь писателя, его путь к Истине: «Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога»; «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла…». Именно под влиянием библейского слова формировалось мировоззрение Достоевского об утопии «земного рая» без Творца. В «Братьях Карамазовых» читаем: «Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо всё и указано на веки веков». Отсюда и рассуждения автора о том, что проверка для верности убеждений человеческих одна – Христос, а вера – это красный цвет.

Евангелие Достоевского. НИОР РГБ. Ф. 93, к. 53, ед. хр. 1.

Об уме и свободе

Согласно писателю, вера должна превалировать над умом. Только смирением гордыни, злых помыслов, взращиванием ответственности за людей, считает Достоевский, можно избавиться от веры рациональной (рассудочной), присущей, в частности, идеологии Льва Толстого: «Одно тут спасение: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь».

В «Братьях Карамазовых» Достоевский расширяет контекст мирской жизни, усматривая в грехопадении человека необычайную роль свободы: «Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: ‟Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножайˮ – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, у бедных – зависть и убийство, ибо права то дали, а чем насытить потребности еще не указали».

Тайна страданий в Божьем мире

«Почему люди страдают?» – вот что беспокоит душу Ивана Карамазова: «Если Бог существует, то почему он допускает, чтобы в сотворенном им мире имело место страдание невинных и безнаказанное насилие над невинными?» Этот вопрос прямо соотносится с «бунтом» библейского Иова, без упоминаний о котором не обходится Достоевский ни в одной из глав «Братьев Карамазовых», а также с «несправедливым» приговором небесного суда для праведника (речь идет о старце Зосиме).

Включение фигуры Иова в текст Достоевского носит притчевый характер, ведь писатель посредством размышлений героев приближает каждого из нас к решению вечного вопроса праведника о тайне страданий: «Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (Иов 10:2); «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них… [Они] проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: ‟отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов 21:7–15). В основе фразы Ивана Карамазова «Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю» угрызения совести Иова.

Впрочем, ответ Достоевского коррелирует не с выводами друзей Иова, которые объясняют его страдания справедливым воздаянием, а с мудростью Елиуя, «совершенного в познаниях»: «…Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих» (Иов 33:13–14); «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?» (Иов 34:33); «Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23). Вот почему и эпизод с прахом Зосимы демонстрирует тщетное ожидание людьми справедливого воздаяния небес, что так поразило Алешу: «Но не чудес опять-таки ему нужно было, а лишь ‟высшей справедливостиˮ, которая была, по верованию его, нарушена и чем так жестоко и внезапно было поранено сердце его».

Подайте луковку: руководство для спасения души

И. Золотусский тонко подметил: «Герои как Гоголя, так и Достоевского начинают с “падения” и завершают “восстанием”. Это понятия поэтические и религиозные. Центром драмы здесь является покаяние. Что такое Чичиков, как не падший герой, призванный восстать во втором томе? То, что сгорает в огне, сжигающем рукопись Гоголя, воскресает, как феникс, на страницах романов Достоевского. И появляются в них и русский святой (старец Зосима), и русский нигилист (Ставрогин), и русская идеальная девица (Соня Мармеладова). “Полюбите нас чёрнинькими, а белинькими всякий полюбит” – эти слова Гоголя можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Достоевского».

Действительно, гоголевская фраза не единожды отзывается эхом в репликах персонажей Достоевского. Вспомним размышления штабс-капитана в «Братьях Карамазовых»: «Пока живу я, кто-то меня, скверненького, кроме них, возлюбит? Великое это дело устроил Господь для каждого человека в моем роде-с. Ибо надобно, чтоб и человека в моем роде мог хоть кто-нибудь возлюбить-с…». Автор «Братьев Карамазовых» ратует за смирение любовное, так как «все за всех виноваты». Вот отчего Иван сознается Алеше: «Я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних». Символичны также слова Грушеньки, пораженной сострадательной любовью Алеши: «– Я всю жизнь такого, как ты, ждала, знала, что кто-то такой придет и меня простит. Верила, что и меня кто-то полюбит, гадкую, не за один только срам!.. – Что я тебе такого сделал, – умиленно улыбаясь, отвечал Алеша, нагнувшись к ней и взяв ее за руки, – луковку я тебе подал, одну самую малую луковку, только, только! И, проговорив, сам заплакал».

Алеша Карамазов. Иллюстрация И. С. Глазунова, 1982

О какой такой луковке говорят герои Достоевского? Ответ находим в басне, которую рассказывает Грушенька Алеше:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро.
А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.
И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.
Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись.

И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.
А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: ‟Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша”.
Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел».

В басне Достоевский подчеркивает милость Божию и силу взаимного прощения, ибо «всяк за всякого виноват», а также дает руководство для спасения души, акцентируя, что самым важным для решения вечной участи человека является то, что он отдал при жизни: злющую бабу могла спасти только луковка, поданная ею нищенке: «знал Бог, что и за луковку за единую можно все грехи простить, так и Христос обещал, да знал наперед, что вытянуть-то бабу-то эту нельзя, потому она и тут насквернит».

По меткому замечанию Т. Касаткиной, Достоевский научил нас видеть суть бытия, «повернул зрение эпохе». Он вывел бескомпромиссную универсальную формулу: «…Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие… Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».

Крайне необходимо каждому следовать руководству писателя: не лелеять горделивую самость, а «копить любовь» и «подавать луковку» алчущим, вытаскивать их из бездны греха, помогать стать на путь Божий, ведь собственное спасение неразрывно связано со спасением всеобщим, а реализация идеи перерождения общества возможна, прежде всего, посредством проявления всесильной любви, перерождающих нас самих: «Потому что я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей <…> В один бы день, в один бы час – всё бы сразу устроилось! Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо…».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Сквира
«Владеем сокровищем, которому цены нет…»
Николай Гоголь о Церкви и душе
01.04.2021
«Стой, христианин; оглянись на жизнь свою»
или Инструкции по прохождению Великого поста в жизнетворчестве русских писателей
24.03.2021
Почему Николай Ге считал, что Иуда – в каждом из нас, и изображал его «без лица»?
27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Николая Ге (1831–1894)
24.02.2021
«Душа» не темный лес?
Христианский ключ к пониманию бьющего рекорды мультфильма
18.02.2021
Все статьи Наталья Сквира
200-летие со дня рождения Достоевского
В защиту Ф.М. Достоевского
Ответ иеромонаху Роману (Матюшину)
21.06.2024
Размышления о Западе и российском нигилизме
Н.Н. Страхов и Ф.М. Достоевский
16.06.2024
«Каждый представленный спектакль – открытие»
В Санкт-Петербурге завершился XVII Пасхальный театральный фестиваль
21.05.2024
«За христианскую нравственность, за возвышение души человека!»
В Санкт-Петербурге открылся XVII Пасхальный театральный фестиваль
14.05.2024
Не криптобандеровцы ли засели в транспортных структурах Смольного?
Требуем убрать имена Александра Невского и Ф.М. Достоевского с пола станции метро «Ладожская»
07.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Какою мерой мерите…»
Новый комментарий от Фиалковский
12.07.2024 20:23
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от РОНОЛ
12.07.2024 19:50
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от В.Р.
12.07.2024 19:40
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от С. Югов
12.07.2024 19:19
Окончательный разрыв Европы с традиционализмом?
Новый комментарий от С. Югов
12.07.2024 19:14
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от Александр Волков
12.07.2024 19:11
К русскому вопросу
Новый комментарий от ms
12.07.2024 15:37