Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ
Талицы… местечко в 35 километрах от Москвы по старой Ярославской дороге. Талицы входят в конгломерацию сакральной топографии Куликовской битвы. По преданию именно здесь в 1380 году останавливался на отдых великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, совершая паломничество в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением на битву. Место, овеянное легендой, сохранилось. Здесь была сооружена часовня в память об историческом отдыхе князя. Впоследствии это место относилось к разным монастырям, а в начале XIX века было отписано Стефано-Махрищской обители, насельники которой помимо несения всех послушаний стали копать пещеры, тем самым смиряя свою плоть, ища уединения и тихой молитвы.
В те времена многочисленные паломники шли на богомолье в лавру именно этой дорогой. Так и повелось, вслед за благоверным князем Димтрием Донским, останавливаться на отдых в Талицах. Местные крестьяне использовали народный поток, устраивая в Талицах постоялые дворы и чайные.
Теперь не те времена. Богомольцы и паломники чаще направляются в лавру по новому Ярославскому шоссе или на электричках. В Талицы заглядывают редко. Место тихое, уединенное. Только два года назад, когда были масштабные работы по устройству федеральной трассы М8, из-за того, что приходилось объезжать мучительные пробки, поток путников в Талицах был значительным.
В середине 90-х годов прошлого века здесь вновь было устроено подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. В 2007 году начались археологические и реставрационные работы по восстановлению пещер, протяженность которых составляла более ста метров. Были обнаружены четыре очень тесные кельи, и одна достаточно просторная, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был устроен храм в честь небесного покровителя благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского – великомученика Димитрия Солунского. Ранее пещерного храма не было.
Позже на подворье в Талицах пережили масштабную стройку. И на средства благотворителей был возведен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Посвящение не случайно, так как Куликовская битва произошла именно в день этого праздника. Храм получился величественный. Многие паломники даже спрашивают о дате его постройки и удивляются, когда узнают о том, что церковь в стилистике XVII века построена в наше время.
На подворье тихо, все идет своим чередом. Падает снег.
С годами устроился быт сестер, которых в монастыре сейчас девять. Еще здесь подвизаются трудницы, помогают паломницы. Как и раньше, в Талицах рады всякому богомольцу, паломнику. Здесь, как и в стародавние времена, есть возможность отдохнуть и подкрепить силы, попробовав монастырского чая, вкуснейших пирогов и приготовленную по собственному рецепту коврижку.
Инокиня Анастасия (Ханова) знакомит нас с подворьем. Сначала нас ведут в пещеры. Когда-то это удивительное место привлекало большое число богомольцев. Впрочем и сейчас оно никого не оставляет равнодушным.
– Мы, монахи XXI века, восхищаемся подвигом наших предшественников. Первые монахи несли подвиг, который нам не по силам, – рассказывает инокиня Анастасия. – Они копали эти пещеры вручную. Изначально это был подвиг ради умерщвления плоти. Позже появилась возможность уединения и молитвы. Сейчас мы проводим здесь богослужения, читаем псалтирь. А монахи здесь жили. Господь всегда один и Тот же. Но стремление людей к Нему бывает разным. Современный человек не вверяет себя в руки Божии, настолько, насколько это делали наши предшественники, которые стали святыми.
При входе в пещеры монахи ископали колодец. Его вода очень прозрачна. И если заглянуть в колодец, то можно увидеть свое отражение как в зеркале. Инокиня Анастасия, подвизается на подворье 8 лет. Она рассказывает нам, как один паломник утопил в колодце свой телефон. Сейчас потерять этот гаджет, кажется, легче, чем лишиться головы. Сестры, видя отчаяние человека, оставшегося без телефона, решили откачивать воду. Снарядили его высокими резиновыми сапогами и отправили на поиски. В песке нашелся сначала один телефон, потом обнаружились второй и третий. Но все они оказались чужими. И только четвертый гаджет паломник идентифицировал как свой. Он и был быстро просушен и починен.
– Здесь в пещерах очень хорошо молиться, – рассказывает инокиня Анастасия. – Мобильная связь отсутствует.
В моих глазах матушка видит удивление и старается мое недоумение. Для исполнения послушаний самой инокине Анастасии телефон необходим. Она – старший помощник на подворье. Звонки раздаются довольно часто, нужно решать много вопросов. Они связаны со строительством, вопросами жизнеобеспечения подворья, туристами и со многим другими проблемами. Матушка использует телефон только для вопросов, связанных со своим послушанием.
– Дежурство или чтение псалтири в пещере – это такое послушание, которое всем по душе, ведь здесь особая атмосфера... Это как некое погружение в прошлое, когда границы пространства и времени раздвигаются. Но, представьте, сейчас в пещеры проведены освещение и отопление, а ведь раньше у монахов ничего этого не было. Они подвизались в совершенно других условия, которые закаляли людей, помогали им «стяжать дух мирен». Потолки были очень низкими, в помещениях было сыро и холодно. Это действительно был подвиг лишения себя какого бы то ни было комфорта. Здесь очень маленькие кельи, где могут поместиться только стасидии. Но и сейчас из пещеры не хочется уходить. Здесь особенно чувствуется связующая нить времен. Хотя мы, конечно, очень сильно отличаемся от тех монахов, которые были полны решимости устроить это место молитвы.
Матушка Анастасия показывает нам старую кирпичную кладку. Там, где это было возможно, реставраторы постарались сохранить ее. Кладка значительно отличается от современной.
Когда-то инокиня Анастасия, которая родом из Сибири, решила предпринять паломничество и отправилась по монастырям. В ее блокноте был целый список святых мест, предназначенных для посещения. Но на Страстной седмице она попала в Стефано-Махрищский монастырь. Матушка Елисавета, настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря сказала: «Куда ты поедешь в такое время. Надо быть здесь и молиться, встретить Пасху». Так и произошло. Потом наступила Светлая седмица. И намеченный список был сокращен до одного монастыря. Вернулась в свой родной край с подарком от матушки в виде иконы преподобного Стефана Махрищского и акафиста святому, который после этого паломничества стал близким.
В следующий раз инокиня Анастасия приехала в монастырь в июле, на день памяти преподобного Стефана. И эта дата совпала с днем Крещения самой инокини. Все было промыслительно. И так Господь привел ее в обитель преподобного Стефана, святого, так любившего тишину. В монастыре она пробыла восемь месяцев, где познакомилась с сестрой, которая восхищенно рассказала ей о Талицах и об удивительных пещерах. Прошло еще какое-то время прежде, чем инокиню Анастасию привезли в Талицы. Она вспоминает:
– Было такое впечатление, что она меня вымолила из Махры. Когда я сюда приехала, еще шла большая стройка храма Рождества Богородицы. Вечером было всенощное бдение под праздник святителя Николая. И я не увидела обычной суеты, которая присутствует в большом монастыре. Как-то здесь все было очень просто. Сначала у меня было чувство, что меня отделили от чего-то очень для меня важного. Первые два дня на подворье меня не ставили на послушания. Я была предоставлена сама себе, мне дали небольшой отдых, чтобы я могла осмотреться и влиться в жизнь подворья. Ну, а потом все стало происходить очень быстро. В связи с тем, что нас здесь мало, пришлось многому научиться. Если в Махре у меня были определенные послушания – территория, кухня, то здесь пришлось заниматься всем – трапезной, трудиться поваром, печь пирожки, церковничать, читать, водить экскурсии и т.д.
– А есть ли любимое послушание? – спрашиваем.
– Я люблю делать свечи. Мы сами производим восковые свечи.
Другое послушание инокини Анастасии – экскурсии. Кто приезжает в Талицы, может набрать номер телефона, который указан на табличке у пещер, и мать Анастасия с радостью расскажет паломникам о любимом подворье, проведет и в пещерный храм.
– Все зависит от группы. Если люди хотя бы немного воцерковлены, то с ними гораздо проще. До них легче донести информацию, и, конечно же, с ними приятнее общаться. Но не было ни разу, чтобы приехавших в монастырь людей ничего не интересовало. Обычно всем паломникам, как я уже говорила, очень нравится бывать в пещерах. Раньше я никогда не водила экскурсии. Но Господь дает силы за то, что я люблю это место. Считаю его, подворье, своим домом.
В пещерном храме службы не так часты. Пространство его маленькое. В Димитриевском храме сестры молятся ночью. По благословению игумении Елисаветы, настоятельницы Стефано-Махрищского монастыря, Божественная Литургия на подворье совершаются 4 раза в неделю. Иногда случается, что и прихожан нет. Но сестры молятся неукоснительно.
– Вы спрашиваете, откуда брать средства для существования, если нет прихожан, – отвечает на мой вопрос инокиня Анастасия. – Но ведь Господь видит, что мы молимся, совершаем богослужения, приносим дар Богу, и не оставляет нас. Ведь мы здесь не ради того, чтобы получать, а ради того, чтобы отдавать. Даже в первую волну пандемии, когда храмы закрылись, мы не остались без средств. Находились люди, которые приносили продукты, материально помогали... Когда нет прихожан, бывает грустно только оттого, что в этот день никто не причащается. У сестер благословение причащаться раз в неделю.
Мы всё осмотрели на подворье. Талицы оставляют теплоту в сердце, сюда хочется вернуться. Напоследок матушка Анастасия привела нас в одну из трапезных. На подворье действует пекарня. Есть и свои козы. Как и положено – огороды, хозяйство. А еще на территории подворья есть две скульптуры известного скульптора Вячеслава Клыкова. Его мастерская располагалась недалеко отсюда в восстановленной ныне усадьбе купцов Аигиных.
Сейчас почти для всех людей жизнь перешла в он-лайн формат. Именно так мы проводим теперь совещания, встречи, так же и общаемся. Когда будет выход из этого формата, пока неизвестно. И все же, чтобы что-то почувствовать, прикоснуться сердцем, проникнуться атмосферой, необходимо живое общение, личная встреча. Талицы от Москвы недалеко. Здесь тихо. Зимой пейзаж подворья так же красив, как и созданный монахами прошлого и настоящего удивительный мир, в котором время имеет свойство останавливаться и дает возможность отрешиться от повседневной суеты. А весной, когда тает снег, здесь можно увидеть, как речка вдвое увеличивается в объеме, наполняясь талыми водами. Но весны ждать не обязательно. В любое время года на подворье в Талицах можно почувствовать, что есть некая константа времени, жизни, молитвы…
Фото автора