О Колюпанове близ городка Алексина на Оке сегодня знают многие. Приезжают к источнику целебной воды, который, по преданию, ископала блаженная старица Евфросиния (ок. 1758–1855, память 16 июля), проведшая здесь, на Тульской земле, последние десять лет своей жизни. Об удивительной подвижнице сложено немало легенд, но существуют и вполне достоверные сведения о том, что она происходила из княжеского рода Вяземских, принадлежала высшему свету, который покинула в молодые годы ради монашеского послушания, возможно, приняв тайный постриг. Господь же дал ей крест юродства и наделил дарами исцеления людей и заботы о всякой Божией твари, – всю жизнь старицу сопровождали животные – кошки, собаки, птицы; она предоставляла им свое жилище, всячески утесняя и смиряя себя. Два великих святителя и умнейшие мужи Отечества – митрополиты Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов) почитали блаженную Евфросинию и благословляли ее духовные труды во славу Божию.
Погребена была старица в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, построенном для пребывания местночтимого Казанского образа Пресвятой Богородицы. При советской власти храм был разорен, потом сожжен и, казалось, навсегда исчез с лица земли. Только в 1993 году началось его восстановление на прежнем месте, за чем последовало и создание Свято-Казанского женского монастыря.
В 1994 году сюда, практически в глушь, в неизвестность, пришла нынешняя настоятельница игумения Евфросиния (Кушнир). Сейчас матушке уже 83 года, а тогда старший инженер ПО «Тулачермет» Мария Васильевна Кушнир была полна энергии, обладала замечательными организаторскими способностями, и многое с Божией помощью было ей под силу. Матушка стала строить храм и обустраивать свой малочисленный монастырек. На это дело ее благословил тогдашний митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев; † 1999), особо любивший монашествующих. При нем в Тульской митрополии в благословенные 90-е годы ХХ века было открыто 11 обителей.
А сведения о блаженной Евфросинии, причисленной к лику месточтимых Тульских святых, собирал схиархимандрит Христофор (Никольский; †1996), почитаемый старец. Он много сил положил для воссоздания древней истории тульских монастырей, многие из них возникли или стали возрождаться его молитвами. Матушка Евфросиния следовала духовными советам отца Христофора при строительстве обители.
– Будучи последние годы своей жизни незрячим, батюшка Христофор руководил строительством монастыря как бы извне. Наша матушка к нему приезжает и говорит: «Батюшка, я блоки под фундамент положила». Он ей отвечает: «Как положила, так и выкапывай». – «Почему?» – «Потому что там глина, и подушку песочную надо делать!» А ведь отец Христофор здесь не был. Но видел всё, что делается.
Потом блоки керамзитовые пожертвовали. Строительного материала тогда не было и матушка обрадовалась. А батюшка: «Отдай обратно». – «Почему?!» – «Они радиоактивные». Померили – правда. Здесь же Киреевск, Богородицк, часть Тульской области были накрыты чернобыльским облаком, и песок для этих блоков брали с зараженной территории. Никто тогда этого толком и не знал…
Эти истории рассказывает священник Андрей Демин. Он уже 16 лет служит в обители. Оставил столицу, построил дом недалеко от монастыря, окончил семинарию. Навсегда прилепился к Колюпанову, участвуя во всем, что здесь происходит.
В простоте, в тихих молитвах и усердных трудах обустраивался монастырь – практически на пустом месте. О когда-то существовавшем храме внешне ничто не напоминало. Но чудо не замедлило явиться уже при закладке храма. Место выбрали предположительно, и строители никак не могли вписаться в первоначально избранный размер. Решили его поменять и – попали на старый фундамент. При закладке были обретены закладные монеты прежней церкви.
У всех, кто тогда, в середине 90-х годов, открывал для себя Колюпаново, в памяти стоит картинка: стены храма возвели, а огромный каркас купола – еще на земле… А людской ручеек уже потянулся в монастырь и на источник. Был устроен бревенчатый помост, поначалу обливались прямо из ведра, заранее попросив его у матушек.
– Чудеса происходят, мы эти случаи записываем, – рассказывает отец Андрей. – Люди, даже не зная, получают исцеления. Женщине с опухолью мозга врачи давали от силы три месяца жизни. От безысходности она приехала сюда, окунулась в источнике. На обратной дороге они с мужем попали в аварию. Испугавшись травмы головы, он повез супругу делать снимок – и выяснилось, что опухоль исчезла.
А одно из первых чудес здесь было – прозрел мальчик, слепой от рождения. Мама с последней надеждой приехала, молилась, маслицем из лампадки они помазывались. Когда вернулись домой в Москву, заметили, что ребенок потянулся к блестящей брошке на костюме матери. Врач подтвердил исцеление. Другой малыш не разговаривал лет до пяти-шести. Мать на коленях молилась перед ракой блаженной Евфросинии. А сын подходит к ней и вдруг спрашивает: «Мама, что ты плачешь?»
Блаженная Евфросиния всех слышит, только помолитесь. Не случайно святые при жизни говорят: когда мы уйдем, обращайтесь к нам, как к живым. Рядом с Богом наши молитвы будут!
Святые мощи блаженной старицы Евфросинии находятся во вновь построенном Казанском храме. Пребывают они под спудом. Материал для раки пожертвовал московский метрополитен. Когда метростроевцы прибыли в Колюпаново для установки раки, стали разбирать блоки, один и скажи: «Может быть, и мощей здесь никаких нет. Откуда вы знаете?» И как только он это сказал, на белом надгробии проявилось изображение святой: как ее похоронили, в гробу. Как будто фотография. Изображение окончательно исчезло только месяца через три; многие стали свидетелями, матушка игумения его всем показывала. А рабочие, когда это произошло, на колени попадали и просили прощения у блаженной Евфросинии…
Свято-Казанский женский монастырь продолжает обустраиваться. Рядом с Казанским храмом возведен Троицкий собор. Долгое время в обители подвизались всего двое – игумения Евфросиния и монахиня Лаврентия. Матушке Лаврентии ныне перевалило за 90. Она ходит с палочкой, но, к изумлению врачей, еще полет огород. Сейчас сестер уже пятеро, есть одна послушница. Здесь непреложно надеются на помощь Божию и предстательство святой подвижницы.
Колюпаново – удивительное место. Кто однажды сюда попадал, – непременно возвращался или хранил в сердце воспоминания о пребывании здесь как о самых светлых минутах своей жизни. И умножаются, пополняясь записями, монастырские тетради с рассказами о небесной помощи блаженной Евфросинии.
Юлия Стихарева
Фото автора, из архива монастыря и свободных источников в Интернете