Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ
Свято-Покровский женский монастырь города Верхотурье Екатеринбургской епархии готовится к 400-летнему юбилею, который будет отмечаться в наступившем году. Верхотурье – маленький городок с населением около пяти тысяч человек, но это место и раньше было прославлено, и сейчас известно как духовная столица Урала. Количество людей здесь значительно увеличивается в дни, когда совершается память праведного Симеона Верхотурского. Мощи этого милостивого святого с начала XVIII века пребывают в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре.
Многочисленные паломники из разных уголков России и мира, приезжающие поклониться праведному Симеону, обязательно посещают и находящийся по соседству Покровский женский монастырь. У этой обители есть свой святой покровитель – здесь почивают мощи блаженного Космы Верхотурского, жившего в конце XVII – начале XVIII века; благоговейную память о нем местные жители хранили на протяжении всех последующих столетий. По преданию, святой, сам ходивший на костылях, у Престола Божиего просит сейчас о всех страдающих болезнями ног.
Здесь же в обители пребывает особо почитаемая икона Божией Матери «Умиление», которая была написана по образцу прославленной Дивеевской иконы в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря. Вместе с сестрами матушка сшила для образа бархатную, расшитую бисером и самоцветами ризу, которая чудом сохранилась доныне.
…Так уж повелось, что памятные даты становятся у нас двигателями прогресса. Отсюда и первый вопрос, который мы задали игумении Магдалине (Сулеменевой): что нового удастся сделать, отреставрировать в Покровском монастыре к юбилею?
– Надеемся закончить реставрацию главного монастырского корпуса, говорит матушка настоятельница. – Его восстановление идет уже шестой год. В обновленном корпусе разместятся жилые комнаты, кельи, большая трапезная, новая кухня, актовый зал для бесед, медпункт, швейные мастерские, пряничная мастерская…
В пряничной мастерской в предновогодние дни у сестер была горячая пора: они получили более двух тысяч заказов. С большой любовью воплощали новогодние и рождественские фантазии – это и колокола, и Деды Морозы, и зайчики… придумали пряники даже в виде коньков. Сестры постоянно совершенствуют рецептуру, которую, как и в стародавние времена, стараются сохранять в секрете. К каждому празднику – своя тематика, но неизменно пряник должен быть вкусным и дарить радость. Монастырские пряники стали известны уже далеко за пределами Урала, так что у Верхотурья, благодаря обители, есть все шансы стать родоначальником промысла и новым центром пряничного производства.
Так же популярен в последние годы и монастырский сыр. Сестры и сама матушка прошли обучение в известных сыроварнях, освоили специальное импортное оборудование, узнали – и продолжают узнавать – всевозможные секреты сыроварения, словом, стали прекрасно разбираться в этой теме и сейчас изготавливают более десяти видов сыра. Монастырскую продукцию реализуют в самой обители и продают при многих храмах Екатеринбургской епархии. Монастырь содержит коровник, но своего молока для сырного производства не хватает, приходится покупать у местных фермеров и на молокозаводе.
Некоторое время назад другом обители стал протоиерей Владимир Бойков, священник Русской Православной Церкви Зарубежом, благочинный русских приходов Новой Зеландии. Отец Владимир хотя бы раз в год старается побывать в России, помолиться у святынь. Бывал неоднократно в Екатеринбурге, приезжал на Царские дни, даже привозил на место Русской Голгофы целую делегацию с другого конца света. И в шутку и всерьез он любит повторять, что настоящий монастырь – тот, где есть коровник. Он сам в юности, учась в семинарии в Джорданвилле, трудился в коровнике, как все семинаристы. Вот отец Владимир и посоветовал матушке завести… альпаков (так на русский лад склоняют у нас в принципе несклоняемое слово альпакá – название южно-американских домашних животных, родственников ламы). Чудесным образом сложилось так, что эти милые существа нашлись. Некоторых привезли из Европы, других обрели поблизости. Уже в течение двух лет шесть альпакá породы уакайа (huacaya) прекрасно живут в Верхотурском Покровском женском монастыре, стали за это время местной достопримечательностью: редкий паломник откажется от общения с очаровательными «плюшевыми» созданиями с большими доверчивыми глазами, – животных можно даже покормить, правда, строго монастырской, положенной им пищей. Сестры – не только подвижницы наших дней, но и во всем прилежные ученицы – освоили уход за экзотическими питомцами, а те привнесли в монастырский мир умиление и радость.
Шерсть альпакá теплее, чем овечья, не вызывает аллергии. Матушка рассказывает:
– Шерстью мы пока толком не занимались – не хватает рук, времени. У нас сейчас люди эту шерсть просто покупают. Планируем освоить изготовление одеял. Есть еще такое понятие, как альпака-терапия. Человек при общении с такими славными существами, как говорят в миру, заряжается положительной энергией. Это, конечно, не церковное выражение, но эмоции положительные никто не отменял: когда идешь мимо пасущихся альпака, так умиляешься, что дальше отправляешься по делам с улыбкой. У сестер есть специальное послушание – «снять стресс, побыв с альпаками». Я шучу, конечно… Это просто какое-то доброе время, когда можно отвлечься, отдохнуть от тяжелой работы.
Покровский монастырь может удивить не только обитателями заокеанского происхождения. Трудно поверить, но фотографии подтверждают: здесь в прошедшем году собрали большой урожай винограда. В монастырских теплицах произрастают перцы, помидоры. Вся продукция отменного качества. Многие мечты матушка без боязни воплощает в жизнь.
Игумения Магдалина вступила на монашеский путь в юности, в двадцать лет стала насельницей Макарьевского Желтоводского женского монастыря в селе Макарьево Нижегородской области. По прошествии восьми лет была переведена и в дальнейшем приобретала опыт в Княгинином монастыре во Владимире и Свято-Боголюбском на той же Владимирской земле. А в 2013 году приняла Верхотурский Покровский женский монастырь, вернувшись поближе к родным местам, – родилась она в уральском городе Серове.
Матушка вспоминает первые годы монастырского бытия:
– Когда мы шли в монашество, время было другое. В монастырях было очень бедно. Мы много трудились, иногда и днем и ночью, несли большую физическую нагрузку. И нам неважно было, как мы выглядим, как одеты. Существовали какие-то иные понятия. А сейчас, конечно, сестры более слабые. Например, свой монашеский путь я начинала в Желтоводском монастыре. Мы там на кухне были по двое целыми неделями. Варили все на печке. Дров надо было приготовить, воды наносить, все прибрать… Посуду мыли в тазах и потом грязную воду выносили в ведрах на руках в выгребную яму. А сейчас у нас есть и вода, и канализация, электрическая плита, посудомоечная машина, тележки, чтобы не на себе носить большие кастрюли… И живут сестры гораздо свободнее – нас в кельях было по четыре человека. А всё тяжело. Мир очень изменился, люди стали без какого-то стержня. Редко встретишь былое рвение послужить Богу… Знаете, ведь первые сестры возвращенного Покровского монастыря просто отвоевывали храм обители, где в советские годы устроили баню (в алтаре была парилка). Они через годы показывают нам пример верности и веры. И это нельзя забыть, как бы мы ни были хорошо устроены.
Сейчас в Покровской обители более тридцати сестер. Совершенно другое ощущение – делится игумения Магдалина, – когда тебе поручено стать настоятельницей.
– Когда ты подчиненный – это одно. А когда от тебя всё зависит, когда ты включаешься во всё – совсем другое. Груз ответственности давит. Ну, что делать… Мы послушные люди. Всё надо принимать.
В монастыре труда много. Но матушка назначает послушания по силам. Всегда учитывает физические возможности, наличие болезней. Есть длительные послушания – благочинной, келаря, в церковных лавках. Однако менять деятельность, по мнению матушки, необходимо. Монастырь – это хорошая школа.
Сейчас, за несколько дней до Рождества Христова идет привычная подготовка:
– Елку ставим, храм украшаем, моем все помещения, рыбу чистим, подарки собираем… Наверное, как и везде, – говорят сестры.
И все же Покровский женский монастырь – удивительное место: удаленный от привычных примет цивилизации, находящийся среди такой чудной первозданной красоты… В юбилейный год он обязательно станет еще краше. А в воплощении разных затейливых идей насельницы обители не остановятся, и еще удивят нас! Но не забудем и главное – то, что при игумении Магдалине в обители неукоснительно стали совершаться ежедневные богослужения, сестры читают Неусыпаемую Псалтирь…
– Я люблю Урал. Я благодарна Богу, что Господь меня вернул сюда на послушание. Наш Покровский монастырь живет полноценной монашеской жизнью, продолжая традиции наших предшественниц, помня, что основа нашей жизни – молитва, – говорит игумения Магдалина.
Юлия Стихарева