По словам создателя, «Прадед» – это две новеллы, тесно связанные между собой темой рода, семьи, взаимоотношений поколений, – повествующие о том, что может сделать с людьми война. Фильм напоминает зрителю, что в жизни у каждого человека бывает момент, когда кажется, что все пропало. Но именно тогда Бог дает нам шанс что-то исправить, и эту возможность нельзя упустить.
Еще обдумывая свой замысел, режиссер решил, что не будет брать на главные роли – сельских стариков – профессиональных актеров. Потому, что сложнее всего играть старость. К тому же в соответствии с замыслом создателя фильма предполагалось, что эти люди всю жизнь прожили в атмосфере грузинского села. Вот почему Ираклий пригласил сыграть главную роль своего отца. Профессиональные актеры в фильме сыграли только Вахтанга (Заал Купрашвили) и дедушку Вано (Тенгиз Цулая).
Итак, сам фильм. Глухая грузинская деревушка, живущая в состоянии войны. Камера выхватывает быт обычных людей: один кует, другой выращивает виноград и продает вино, третий его покупает... Кто-то теряет родных людей, а кто-то наживается на чужом горе. И все это на фоне вечно включенного радио, которое то и дело сообщает о достижениях науки и техники в Китае. Состояние безнадежности пронизывает весь фильм.
Многое в картине выражено символически. Режиссер показывает зрителю то деревенское стадо, то отдельных животных. А в сцене на рынке фрукты, пряности и иной товар показаны лишь вскользь, в то время, как мясники представлены крупным планом.
И если в деревне все знают, что Тандила сумасшедший, и жалеют его, то о безумии окружающего мира не догадывается никто. В итоге люди, точнее, молодежь превращается в бессловесное стадо, которому в будущем уготовано стать пушечным мясом.
В фильме нет поиска виноватых в этой войне. Работа кузнеца, который молча делает свое дело, – тоже своеобразный символ. Только самоотверженным кропотливым трудом можно восстановить разрушенное бессмысленной войной.
Неслучайно картина начинается пейзажем, на котором изображен виноградник, и заканчивается им же. Виноград для Грузии – это дерево жизни. Еще в дохристианской Иверии, изображая солнце, вместо лучей художники часто рисовали виноградную лозу. Вся грузинская культура и грузинский фольклор основаны на символике виноградной лозы. Виноград – это жизнь и перерождение.
Особое внимание уделено трогательным отношениям пожилой пары. У этих людей никого не осталось. Друг у друга есть только они сами. У дедушки Вано очень напряженные отношения с его непутевым сыном, смотреть на которые больно. Сын продал семейную реликвию и тем самым растоптал все, что было дорого отцу. Словами мудрого старика создатель фильма напоминает всем нам, что «жизнь не только в хлебе, но еще и в достоинстве».
У дедушки Датиа и его жены свое горе. Их жизнь остановилась после смерти внука. Внешне она продолжается, потому что старики пока еще «возятся» на земле. Но для чего сажать в землю засыхающий во дворе саженец? И вдруг Бог дает им надежду. Они узнают, что пришедшая к ним в дом женщина скоро родит им правнука. Маленького человечка, ради которого стоит жить и надеяться, что ещё есть время передать ему все, что сами успели узнать об этой жизни за долгие годы.
Вот почему финал картины внушает оптимизм – ведь с первыми шажками по земле этого маленького человека у коня появляется хозяин, как, впрочем, у земли и виноградника. А значит, снова люди будут работать на земле, петь, радоваться и просто жить.