Сценарий Фатиха Акина основан на 12 статьях Гранта Дика, журналиста, посвятившего жизнь попыткам налаживания армяно-турецких отношений. Следует вспомнить, что термин «геноцид» изначально употреблялся для обозначения уничтожения армян в Османской империи. Потом значение слова было распространено и на другие этнические чистки.
Главную роль сыграл в фильме Тахар Рахим. Все собственные эмоции и чувства, боль и радость, актер передал своему герою. Пожалуй, единственный его недостаток – это яркая внешность. Он слишком молодо выглядит на фоне дочерей-подростков. Но, втягиваясь в сюжет, зритель уже не обращает на это внимания.
Несмотря на весь ужас происходящих в фильме событий, это кино о любви. Потому что только любовь способна остановить безумие, и только любовь, как неизменная величина Бога, способна простить и отпустить все.
Место действия – Османская империя, Мардин. 1915 год. В первой части фильма кузнец Назарет Манукян ведет обычную жизнь ремесленника того времени, любит свою жену и дочек-двойняшек. Неожиданно всех армян забирают на строительство дороги в пустыне, потом предлагают либо принять ислам, либо умереть. Все его товарищи по несчастью погибают. Назарету удается выжить, хотя ему проткнули горло, и он навсегда остался немым. Бредя по пустыне, в старом колодце он обнаруживает трупы, и узнает, что его семья погибла... Эти события отнимают у Назарета веру в Бога, он не понимает, за что были убиты невинные люди. Во второй части герой случайно узнает, что его дочери живы и отправляется на их поиски, которые начинает с пустыни Месопотамии, продолжает в Ливане и Новом Свете.
Немота главного героя – очень выразительный прием, помогающий зрителю почувствовать, что увиденное важнее слов. Неспроста Назарет попадает и на сеанс немого кино, где главную роль исполняет Чарли Чаплин. Таких «совпадений» в картине будет еще немало, что придает «Шраму» особый шарм.
Во время своих поисков Назарет сталкивается с разными людьми, а режиссер ненавязчиво показывает, что добрые и отзывчивые есть везде, и в то же время, шовинизм присущ, к сожалению, всему человеческому роду. Эпизод изнасилования турком армянки дублирует сцена в другой стране, когда американец пытается надругаться над индианкой.
В фильме есть еще один важный момент. В 1918 году Османская империя рухнула. Назарет стоит на улице, по которой гонят турок. Армяне, переполненные ненавистью к своим недавним гонителям, швыряют в них камни. И главный герой, движимый местью, тоже наклоняется за камнем, поднимает его, замахивается, но... останавливается, видя, как по лбу маленького турецкого мальчика стекает струйка крови. Бог остановил руку Назарета, ибо бросить камень в безоружного ребенка, значит позволить злу победить в твоей душе.
Помимо проблемы прощения людьми друг друга в фильме показана необходимость примирения человека с Богом. Главный герой Назарет швыряет камни в небо, не видя следов Его присутствия в своей жизни. Но ведь именно Он избавляет Назарета от смерти, лишая голоса, который мог бы произнести богохульные слова. Он ведет его через разные страны, посылая добрых людей ему навстречу, чтобы герой мог обнять одну из дочерей.
И все же вопрос «за что?» у зрителя остается. Атеисты часто не понимают главного: мученичество – знак избранности Богом, приобщение Его мукам на Кресте, а вовсе не богооставленность или забвение. Пожалуй, это и есть главная мысль фильма «Шрам».
Один из сильных эпизодов картины связан с тем, как турок спасает Назарета и говорит ему: «Прости меня». Думаю, что это те самые главные слова, которые хочет услышать каждый армянин, спустя сто лет после геноцида.
Первая часть картины кажется немного затянутой, возможно фильм получился бы более динамичным если бы был немного короче. Хэппи-энда, в голливудском понимании в картине нет. В заключительных кадрах мы видим отца и дочь, прошедших сквозь жернова тяжелых жизненных испытаний, искалеченных морально и физически. Но все же у зрителя остается вера в то, что у них будет все хорошо.
В 2014 году фильм «Шрам» стал победителем Венецианского фестиваля.